Темы: Ислам, Авраам, Хесед, Благодарность, Отношения между людьми, Батшева Эскин
В этой удивительной истории всё правдиво, кроме имени героини, которая просила его не называть. Пусть она будет Ханой.
Хане было 23 года. Она не так давно заинтересовалась иудаизмом и приехала учиться еврейскому мировоззрению в Иерусалим по специальной программе. В один из шабатов ей нездоровилось, в воскресенье ей не стало лучше, поэтому она не пошла на учебу и решила отлежаться денек в своей комнате в общежитии. Она немного поспала, но голова всё еще болела, во всем теле чувствовалась слабость. И вдруг ее телефон зазвонил:
— Хана, выручай! — это звонила Ханина подруга. — Я тут работаю над одним проектом, и мне совершенно необходима фотография Храмовой горы с определенной точки. Ни в одном фотостоке не могу найти! Понимаешь, нужно, чтобы фотограф стоял именно на Масличной горе! Умоляю, поезжай туда, я тебе всё объясню, и сделай для меня несколько снимков! Ты не представляешь, как это для меня важно!
У Ханы не повернулся язык сказать подруге, что она себя плохо чувствует, и она обещала, что всё сделает. С трудом оторвав голову от подушки, она оделась, собралась и, следуя инструкциям подруги и картам Гугл, поехала к Шхемским воротам, чтобы там пересесть на другой автобус.
У нее кружилась голова и ее немного подташнивало, так что внимание её было рассеяно, и она села в подъехавший к остановке белый с голубыми полосами автобус. Парадоксальным образом, израильские автобусы в Иерусалиме окрашены в цвет палестинского флага — зеленый, а палестинские автобусы — в цвета израильского флага: белый с голубым.
Не замечая ничего необычного, Хана вошла в этот автобус и, борясь с головокружением, прикрыла глаза. Проснувшись 25 минут спустя и взглянув на часы, Хана поняла, что пропустила свою остановку, потому что, по ее расчетам, до Масличной горы от Шхемских ворот только минут десять-двенадцать езды. Надо было скорее выйти из автобуса и ехать обратно.
На ближайшей остановке Хана вышла, перешла дорогу на противоположную сторону, но автобусной остановки поблизости не было. Солнце близилось к горизонту. Наступал первый вечер месяца Рамадан, когда все мусульмане сидят дома, готовясь к ифтару — праздничной трапезе, — но Хана этого не знала.
Она постояла немного в надежде, что подойдет автобус — или человек, у которого можно было бы узнать, где находится остановка, но вокруг не было ни души.
Тогда Хана пошла в ту сторону, откуда она приехала, и через пару минут увидела жилые дома. Девушка поначалу обрадовалась, но, подойдя ближе, поняла, что находится в Восточном Иерусалиме: названия магазинов — на арабском, припаркованные машины — с арабскими номерами; фонарей нет, и дома совсем не похожи на те, что она видела в Израиле. Кроме того, повсюду расклеены угрожающие плакаты, прочитать которые она не могла, но изображения палестинских флагов и шахидов в повязках на лицах красноречиво говорили о том, что в этой части города восхищаются «героями, отдавшими свою жизнь за свободу палестинского народа».
Надо было срочно выбираться отсюда. Хана достала свой телефон, но оказалось, что батарейка совсем села, и телефон не подавал никаких признаков жизни. Хана была неглупой девушкой, а в минуты опасности соображала еще лучше, чем всегда.
Первым делом она прочитала Теилим — «Шир аМаалот. Поднимаю глаза мои к горам — откуда придет помощь мне?..» Потом подышала глубоко. Потом решила, что будет искать дом, который выглядит… не самым арабским: ухоженным снаружи, без восхваляющих террористов плакатов на стенах, без кучи мусора перед калиткой и с симпатичным палисадником.
Хана шла по пустой улице, читала наизусть строки псалмов, глубоко дышала и разглядывала дома. Она придумала, что постучится в дверь и представится американской студенткой из про-палестинской организации, которая пишет реферат про палестинцев. Будет говорить, что иврита она не знает, арабского, к сожалению, пока тоже, «only English».
Найдя подходящий дом, Хана постучалась. Ей открыла девушка лет 19 в хиджабе. Хана успела только сказать «Hello!», как вдруг девушка улыбнулась светлой улыбкой и полувопросительно произнесла:
— Хана?..
Хана, у которой в голове была подготовлена целая речь от имени студентки, работающей над рефератом о социальной справедливости по отношению к палестинцам, была в полном замешательстве. А девушка в хиджабе тем временем затащила Хану в дом, бросилась ее обнимать и уверять на иврите с арабским акцентом, как она рада ее видеть! Не успела Хана опомниться, как девушка повернулась, быстро взяла какую-то карточку с полочки под зеркалом, и со счастливой улыбкой показала её Хане:
— Вот, смотри, твоя открытка до сих пор у меня!
И тут Хана узнала её. Полгода назад, когда Хана приехала в Израиль во второй раз, она останавливалась в большой гостинице, где для англоязычной еврейской молодежи был организован трехнедельный семинар, приуроченный к осенним праздникам, — с лекциями раввинов, праздничными молитвами и трапезами, экскурсионной программой и беседами о Торе.
Тогда Хана завела особый блокнот, куда она решила записывать (в те дни, когда это разрешалось еврейским законом) имена всех людей, с которыми будет встречаться: раввинов, экскурсоводов, уборщиков, поваров, официантов… — в общем, всех, кто попадал в поле ее зрения.
Кроме того, Хана записывала в блокнот и другие детали: часы смены, интересы, отличительные качества. Зачем ей это было нужно? Можно сказать, что это была та духовная работа, которую Хана проделала с собой в тот период жизни: интересоваться людьми, соединяться с ними, видеть в каждом человеке личность, а не робота в гостиничной форме.
К концу поездки блокнот Ханы был полон Мухаммадов, Джихадов, Амин, Хадидж — всего около 50. Она записывала всех. В самый последний день во время завтрака Хана заметила незнакомую девушку, которая разливала всем кофе из большого кофейника. Хана обратилась к ней:
— Ой, а я тебя раньше здесь не видела! Как тебя зовут?
Девушка представилась, рассказала, что хочет поступить на медицинский факультет университета и стать врачом, но для этого нужно скопить денег, поэтому пока она здесь подрабатывает — ее дядя устроил. Вообще, в этой гостинице работает много ее родственников. Хана, конечно, её имя тоже записала в свой блокнот.
А перед отъездом Хана сделала еще что-то. Она села и написала 50 открыток. Это были всего лишь небольшие карточки, и на них не было слишком много текста — только слова благодарности каждому из организаторов семинара и сотрудников гостиницы, которым, к сожалению, она не имела возможности дать чаевые. Самую последнюю благодарственную открытку Хана дала той девушке, которая разливала кофе.
И вот эта девушка из гостиницы сейчас стояла перед пораженной Ханой и протягивала ей подписанную ею полгода назад открытку! И если Хана была несказанно удивлена, что встретила здесь, в этом доме, свою старую знакомую, то арабская девушка вовсе не удивилась: ведь еще когда они прощались осенью в гостинице, она, по восточному обычаю, пригласила Хану к себе в гости. И сейчас была уверена, что Хана приняла ее приглашение и приехала навестить ее в этот праздничный месяц Рамадан!
Девушка провела Хану в гостиную, а там за столом сидели ее родственники и друзья семьи, и многие из них тоже прекрасно помнили Хану, потому что работали в одной гостинице, и встретили ее радостными восклицаниями и приглашениями разделить с ними трапезу.
Минут через 15 Хана все же подумала, что визиту вежливости пора подойти к концу и надо выбираться отсюда, пока не наступила ночь, и решилась спросить то, ради чего она изначально постучалась в этот дом:
— Ой, я так рада была вас всех повидать, так тут у вас здорово!.. Но мне пора домой. Где тут поблизости автобусная остановка?
— Остановка недалеко, но сегодня больше не будет автобусов.
— Как не будет?
— Да ты не волнуйся, — сказал дядя той девушки, — мы тебя отвезем до улицы Шимон аЦадик, а там ты доедешь уже сама на трамвае, куда тебе нужно!
***
Может показаться, что эта история — про чудесные совпадения и про то, как Вс-вышний вызволяет попавших в беду — особенно после того, как к Нему обращаются, вслед за царем Давидом, со словами Псалма: «Поднимаю глаза мои к горам — откуда придет помощь мне? Помощь мне от Г-спода, сотворившего небо и землю…»
Да, конечно, и про это тоже. Но ведь мы и так знаем, что Вс-вышний велик, что Он управляет миром и совершает чудеса каждый день, — мы постоянно убеждаемся в этом вновь и вновь. Нужны ли нам дополнительные доказательства?
На самом деле, эта история не про то, что сделал Б-г, ведь Он может всё. Гораздо поразительнее здесь то, что сделал человек — девушка Хана, которая совсем недавно начала возвращаться к Торе, но уже поняла одну из самых главных ее концепций, открытую первым евреем на земле — нашим праотцом Авраамом, — и воплотила ее в своем блокноте и благодарственных открытках.
Со времен Авраама этот еврейский патент помогает, спасает, вытягивает из самых невообразимых ситуаций всех, кто им решит воспользоваться: заинтересоваться человеком, который находится в этот момент рядом с тобой, посмотреть ему в глаза, поприветствовать, улыбнуться, поблагодарить, благословить, накормить, посоветовать, поддержать, узнать, чем ему помочь.
Каждый человек, попавший в поле нашего зрения, оказался там не зря — и не имеет значения, сколько он там пробыл: минуту, час, год или всю жизнь. Мы — люди, и Творец поместил нас среди людей, чтобы мы строили глубокие и значащие отношения с ними. Только так мы сможем и дальше оставаться людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»