Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Притчи на главу Толдот, в которой Яаков хитростью получает благословения своего отца Ицхака

«Поэтому назвался Яаков…»[1].

Следует разъяснить эти слова Эйсава: Разве Яаков сам дал себе имя? Ведь так назвал его Ицхак, его отец. В таком случае Эйсав должен был сказать Ицхаку: «Поэтому назвал ты его Яаков». Можно разъяснить это с помощью притчи.

Притча.

У одного бедняка, сына праведных людей, были родственники в далеком городе. Главы его общины дали ему впечатляющее рекомендательное письмо к ним, в котором свидетельствовали, что этот человек, Йосеф сын Шимона, является их родственником, и проживал в этом городе. Он отправился в путь к этим родственникам, и к нему присоединился по дороге еще один бедняк. Ночью этот другой бедняк украл у Йосефа рекомендательное письмо и поспешил добраться первым до его родственников, прежде, чем до них доберется сам Йосеф. Родственники дали этому человеку большую сумму, так как не подозревали, кто он на самом деле. Когда Йосеф добрался до места проживания своих родственников, встретил того бедняка, который возвращался от них с деньгами, понял, что наделал этот обманщик, схватил его и повел в еврейский суд. Вор обратился к нему: «Что ты от меня хочешь? Вот, я верну тебе рекомендательное письмо, и отправляйся к своим родственникам». Заплакал Йосеф и сказал: «Негодяй! Если бы ты представился моим родственникам своим именем — Тодрос, как назвал тебя отец, то я смог бы явится к ним и сказать, что я Йосеф сын Шимона, брата их отца. А теперь, когда ты назвался моим именем и взял у них полагающиеся мне деньги, как я могу к ним пойти?!»

Это и хотел сказать Эйсав, что Яаков получил благословения обманным путем, сказав Ицхаку: «Я Эйсав, твой первенец»[2]. Когда Эйсав услышал об этом, издал вопль и сказал Ицхаку: «Поэтому назвался Яаков…» — если бы Яаков назвался своим именем, ты не дал бы ему благословения, которые приготовил для меня! Но из-за того, что он обманул тебя и назвался Эйсавом, ты отдал ему мои благословения. Поэтому Эйсав и сказал: «Разве назвался Яаков» — поэтому Яаков не назвался своим именем и обошел (яаквени) его уже два раза! И вот еще одна притча, которая иллюстрирует, почему кричал Эйсав.

Притча.

Один человек украл у другого дорогую вещь и спрятал в своем шатре. Ночью к нему прокрались воры и украли ее. Он ходил, плакал, стенал и кричал, что у него украли дорогую вещь. Когда его спрашивали, что это было, и просили описать признаки, по которым эту вещь можно было бы узнать, он не отвечал, а только продолжал кричать и плакать.

Так и Эйсав, он стеснялся признаться отцу, что сильно желал благ этого мира, ведь приходя к нему, он прикидывался святым человеком. А теперь ему неудобно было кричать о том, что утратил благословения на материальные блага. Поэтому попросил отца общей фразой:

«Благослови и меня, отец»[3], не сказав, чем именно благословить. И отец ответил: «Пришел брат твой, и хитростью забрал твои благословения»[4].


[1] Берешит 27:36

[2] Берешит 27:19

[3] Берешит 27:34

[4] Берешит 27:35

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»