Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Со дня разрушения Храма отменены четыре казни. Но наказания не отменяются. Кому полагается быть побитым камнями, — тот упадет с крыши или его задерет зверь

126. Четыре казни, назначенные судом, — побитие камнями, сожжение, отсечение головы и удушение. И побитие камнями более суровое, чем сожжение, а сожжение более суровое, чем отсечение головы, а отсечение головы более суровое, чем удушение. Преступления, караемые побитием камнями: кровосмесительный акт с женой отца и невесткой; и совокупление с мужчиной; этому наказанию подвергаются и тот, кто вещает от имени мертвых, и прорицатели (бааль ов, идони), и нарушающий субботу, и проклинающий своих отца и мать, и позорящий чужую невесту, и совращающий к идолопоклонству, и колдун, и непокорный, восставший сын. А самые тяжкие преступления совершают те, кто проклинает Имя и поклоняется идолам.

127. Сожжением карается кровосмесительный акт с женщиной и ее дочерью, и с дочерью жены, и с дочерью ее сына, и с дочерью ее дочери, и с матерью жены, и с матерью тещи, и с матерью тестя.

128. Отсечению головы подвергаются убийца и жители города, совращенного в идолопоклонство.

129. Удушению подвергается тот, кто ранил отца, и тот, кто похитил еврея, и непокорный Синедриону старец, и лжепророк, и прорицающий от имени идолов, и прелюбодей.

130. Сказали мудрецы: «Со дня разрушения Храма отменены четыре казни. Но наказания не отменяются. Кому полагается быть побитым камнями, — тот упадет с крыши или его задерет зверь. А кому полагается сожжение — сгорит при пожаре или умрет от укуса змеи. Кому полагается отсечение головы, тот подвергнется нападению разбойников. А тот, кому полагается удушение, или утонет в реке, или умрет от дифтерита.

131. А тот, кто прелюбодействует с нееврейкой, двояко подобен преступнику, осужденному на смертную казнь, так как мудрецы сказали, что [во-первых] прелюбодействующего с нееврейкой убивают канаим-ревнители. Подобно тому, что написано (Бамидбар 25;8). И в этом смысле это преступление тяжелее, чем все преступления, караемые смертной казнью, когда преступников невозможно казнить без свидетелей и предупреждения, а лишь по приговору Синедриона. А тут не так [его убивают на месте, без судебного приговора].

132. Кроме того, вышеупомянутый преступник бесчестит святыню Всевышнего, так как полюбил дочь человека, поклоняющегося идолам, и прелюбодействовал с нею. И те чужие дети, которых он породит, будут ему ловушкой и западней, и напоминанием о преступлении; и отец понесет вину за преступление сына. А прелюбодей предает Всевышнего, так как породил чужих детей».

133. И еще: небеса открывают его преступление, и земля восстает против него, и преступление способствует его падению, а конец его будет таков: он будет повешен и тем уподобится наказуемым смертной казнью, [хотя она и отменена] после разрушения Храма, потому что Всевышний приговорит такого преступника к смерти, — иной, чем смерть других людей. И так сказали мудрецы: «Кто прелюбодействует с нееврейкой, будет повешен, как сказано (Теилим 68;22): “Но Всевышний разобьет голову врагов Своих, темя волосатое, ходящего в грехах своих”, — то есть разобьет темя волосатое, так как преступник будет повешен за волосы. И сказано (Малахи 2; 12): “Истребит Всевышний из шатров Яакова человека, который сделает это, и не будет из его потомства способного и ответчика”». И объяснили мудрецы: «Способного среди мудрецов и отвечающего среди учеников».

134. И сказали мудрецы: «Меч нисходит на мир из-за промедления в суде и несправедливого суда, и из-за тех, кто дает неверные галахические указания. Дикие звери нисходят на мир из-за ложной клятвы и хуления Имени».

135. А заповедь о субботе среди тех вещей, о которых наставляющие и предостерегающие народ должны предупреждать, чтобы не было «пролома в ограде» вокруг Закона. Это о главных работах, которые запрещены в субботу, и о том, что выводится из них. Многое из этого неизвестно многим, и никто не говорит и не провозглашает.


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»