Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В этой главе мы поймем, что провидение к народам мира отличается от Управления народом Израиля. Это происходит из сущностного различия между ними.

«Одна из глубоких концепций в Его управлении миром — это концепция статуса Израиля и народов мира. Со стороны человеческой природы они кажутся совершенно одинаковыми, но со стороны Торы они весьма отличаются, и отделены друг от друга, как два совершенно разных вида. Сейчас мы разъясним этот вопрос в достаточной мере и объясним, в чем они схожи, и в чем различны» (Путь Творца, 2:4).

Далее Рамхаль объясняет уровни рода человеческого до греха первого человека и после него. Приведем его слова вкратце.

Поколения корней и ветвей

Первый человек до греха находился в необычайно вознесенном состоянии по сравнению с тем, что есть человек сегодня, и этот вопрос мы уже объяснили в части 1, гл. 3. В этом состоянии человечество занимало очень почетную ступень, подобающую его возвышенному вечному достоинству. И если бы Первый человек не согрешил, то совершенствовался бы и возвышался, переходя с уровня на уровень.

И в том благом состоянии надлежало ему породить определенное число потомков. Это число отмерено Мудростью Творца, согласно истинности того, что подобает для совершенства наслаждающихся Его благом. И все эти будущие поколения наслаждались бы вместе с Адамом тем благом.

Всевышний постановил также, что все поколения, которые должен был Адам породить, разделяются на отдельные уровни. То есть, что будут среди них главные и второстепенные, «корни» и «ответвления», происходящие один из другого в определенном порядке, как деревья и их ветви; и количество «деревьев», и число «ветвей» отмерено с предельной точностью».

Первый человек — корень, и в нем содержались души всех людей во вселенной. В его духовном строении есть основные органы и органы менее важные. Израиль является основным аспектом в нем. А народы мира — аспектом остальных органов.

«И еще сообщу я тебе нечто очень важное. У народа Израиля есть корень святости, общий для всего святого народа в силу самой их принадлежности к Израилю, даже для грешников среди них. Сказали мудрецы (Сангедрин 44а): “Несмотря на то, что согрешил [он] — он Израиль”. И хотя источник этого корня очень высоко, поскольку корнями своими Израиль восходит к Создателю, благословен Он, как сказано (Эйха 3:24): “Удел мой — Всевышний, — сказала душа моя, — поэтому буду я надеяться на Него” (Даат Твунот, 160).

“В начале сотворил Б-г небо и землю” — для Израиля, который называется началом (Раши).

Замысел Израиля предваряло все остальное (Берешит Раба). Израиль — есть начало и цель творения. Им дана Тора и 613 заповедей, в отличие от народов мира, которым дано 7 заповедей.

Израиль — в построении “образа Б-га”

Как мы объяснили, 613 заповедей — 248 и 365 соответствуют органам человека и являются внутренним строением его формы — образа Б-га. Это строение относится к народу, получившему Тору, их обязанность соблюдать заповеди свидетельствует об этом совершенстве, и о том, что корень, из которого высечены их души, находится в отделах Высшей Колесницы, откуда происходят корни заповедей. Таким образом можно понять следующее высказывание: “Господин, благословен Он, поставил исправление всего творения и его возвышение в зависимость от деяний Израиля. Он как бы подчинил Свое управление их действиям: освещать и воздействовать или скрыться и спрятаться, не дай Б-г, согласно их деяниям. Деяния же народов мира не прибавят и не убавят в сущности творения и в раскрытии или сокрытии Всевышнего, но лишь повлекут самим себе пользу или убыток для тела или для души и прибавят силы своему ангелу или ослабят его” (Путь Творца, там же).

Данным вопрос объясняется также в книге Нефеш аХаим: “Таково учение о человеке, каждый муж из Израиля поймет и познает… что все детали его действий, речей и мыслей… не пропадают… и сколь множественны его деяния и насколько велики и возвышенны, что каждое из них поднимается в соответствии с его корнем, чтобы делать свое действие в вышних высях, в мирах и чистотах высших светов… а его нехорошие деяния… достигают того, чтобы испортить и разрушить малозначительным грехом больше, чем разрушили Невухаднецар и Тит, ведь они своими действиями не причинили никакого ущерба и порчи наверху, ибо нет у них части и корня в высших мирах, чтобы они могли своими действиями что-либо трогать там” (Врата 1, гл.4).

Мы поговорили вкратце о корне разделенных категорий — Израиля и народов Мира. Обе они были составляющей частью строения Первого человека, Адама.

После греха Древа Познания

“Согрешив, Первый человек опустился на очень низкую ступень, и вошла в него большая мера тьмы и мути, как мы уже упомянули, и весь человеческий род низвергся со своей ступени и занял очень низкую ступень, не подобающую возвышенному и вечному уровню, предназначавшемуся для него изначально. Человек стал соответствовать лишь много более низкой ступени, и в этом качестве породил потомство в мире, все — на упомянутой низменной ступени.

Однако, несмотря на все это, со стороны своего истинного корня человеческий род не потерял высшего аспекта из тех аспектов, которыми обладал к моменту совершения греха. Первый человек не был отвергнут насовсем, настолько, что не сможет вернуться на высшую ступень, но актуально он находится на низшей ступени, обладая потенцией подняться до ступени высшей.

Господин всего предоставил порождениям Первого человека, существовавшим в то время, выбор: [возможность] укрепиться и постараться поднять себя с низменной ступени и вознести себя на высшую ступень. Он положил им для этого время, которое Высшая Мудрость сочла подобающим для этого усилия таким же образом, как полагает нам сейчас время достигнуть совершенства и ступени в собрании обладателей Будущего мира, как мы упомянули выше. Ибо всякому старанию должен быть положен предел” (Путь Творца, там же).

Объясняется далее, что предел был положен до поколения Разделения, это первые, коренные, поколения человечества.

Поколение Разделения — время установления корневых поколений

“Поскольку во время Разделения “переполнилась чаша” людских грехов, Праведный Судия постановил, что следует закончить время “коренного” старания, и что конец всех вещей будет установлен в соответствии с тем, что подобает им как “корневым” объектам на основании того, что уже произошло до этого момента. Тогда воззрел Он на всех людей, определил все ступени, которые нужно установить для этих людей согласно их деяниям, и установил эти ступени в их “коренном” качестве, как мы упомянули.

И вот по тому, как они были расположены, было постановлено, что они произведут потомство, обладающее качествами, которые были сочтены подобающими данному “корню” (— праотцу). И все они оказались установленными видами в мире, каждый — со своими законами и природой, как все другие виды творений, и было дано им производить потомство согласно их природе и их аспектам, как и всем другим видам.

И вот согласно Высшему Суду оказалось, что все они достойны оставаться на низменной ступени человечества, на которую опустились Первый человек и его потомство из-за греха, но отнюдь не на более высокой [ступени]” (там же).

И как сказано у Мудрецов: “Раби Шимон говорит, позвал Всевышний семьдесят ангелов, окружающих престол Его славы, и сказал им: давайте смешаем их языки… и oткуда мы знаем, что бросал жребий между ними, как сказано: “когда раздавал Всевышний народы в наследие” (Дварим 32:8). И выпал жребий Всевышнего на Авраама и его дом. Сказал Всевышний: эта доля и этот жребий, который выпал мне, желает Моя душа, как сказано: “доли выпали мне приятные” (Псалмы 16:6). Спустился Всевышний и семьдесят ангелов, окружающих престол Его славы, и смешал их языки, а семьдесят языков, у каждого — своя письменность и свой язык, и назначил ангела над каждым языком” (Пиркей дераби Элиэзер, 24).

“Один только Авраам был избран в своих деяниях, возвысился и удостоился стать отмеченным и драгоценным Древом, соответствующим высшей ступени человечества, и было дано ему произвести “ответвления” в соответствии со своей природой. Тогда-то и разделился мир на семьдесят народов: каждый — на известной ступени, но все вместе — в аспекте их человеческой сути — в низменном состоянии; а Израиль (порождение Авраама) — в его в возвышенном состоянии.

И после этого были закрыты Врата “корней”-праотцев и начались обращение и управление в “ветвях”-потомках, в каждой “ветви” — по ее природе. Выходит, что, хотя на первый взгляд мы кажемся себе равными предкам, на самом деле это не так: до Разделения было время “корней”-праотцев человечества и все события происходили в этом качестве, а когда этому времени пришел конец, все было установлено по закону, и началось другое время — время “ветвей”, в котором мы до сих пор находимся” (там же).


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»