Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Ваера, Авраам, Магид из Дубно, Сдом, Еврейская притча
«И Б-г сказал: “Утаю ли Я от Авраама, что Я делаю (в Сдоме)? Ведь он будет народом великим… и благословятся через него все народы земли”»[1].
Притча.
Два торговца отправились в путь. Один из них был молод, а второй в летах, и у него уже появилась седина. Когда они прибыли в большой город, увидели множество лавок, где продавалась одежда. Пожилой торговец сказал: «Мне так хочется купить моему маленькому сыну красивую одежду! Но я опасаюсь, что она не подойдет ему по размеру». Молодой же сказал: «Я возьму две или три одежды». Пожилой спросил: «А что ты будешь делать, если одежда не подойдет по размеру твоим детям?» Молодой объяснил: «У тебя есть только один сын. И ты правильно сделал, что не стал покупать ему одежду, ведь если она не подойдет, на кого ты ее наденешь? Но у меня есть дети разных возрастов, и сам я еще молод. Даже если одежда не подойдет никому, она пригодится для детей, которые у меня еще родятся».
Смысл этой притчи в том, что все, что делал Всевышний нашему праотцу Аврааму, да покоится с миром, делалось и для будущих поколений. Поэтому, когда Всевышний захотел обрушить на Сдом пламя, сказал: «Утаю ли Я от Авраама, что Я делаю?» — чтобы Авраам молился за его жителей. И хотя Всевышний знал, что нет смысла в молитве за жителей Сдома, как это видно далее в Торе, все же эта молитва Авраама не была напрасной. Всевышний хранил ее для будущих поколений. Поэтому и сказано: «Ведь он будет народом великим» — у него будет большое потомство, и хотя сейчас его молитва не поможет, она поможет будущим поколениям.
[1] Берешит 18:17-18
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?