Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Восьмое испытание Авраама

Восьмое испытание: «И было Авраму 99 лет, и явился ему Господь в пророчестве, и сказал ему: “Я — Б-г. ходи предо Мной и будь целостным”»[469]. Всевышний сказал Аврааму: «До сих пор ты не был целостным. А теперь обрежь крайнюю плоть, и будешь целостным предо Мной». Ведь орла (крайняя плоть) — это самая большая духовная нечистота, как сказано: «Больше не войдет в тебя (в Иерусалим) необрезанный и не-чистый»[470]. Орла является самым большим физическим недостатком из всех: «А тот, кто не обрезан, не может есть ее (пасхальную жертву)»[471]. Мудрецы также говорили: «Тот, кто избавляется от орла, как будто избавляется из могилы».

Рабан Гамлиэль сказал: «Авраам позвал Шема, сына Ноаха, и тот сделал обрезание ему и его сыну Ишмаэлю, как сказано: “В этот самый день были обрезаны Авраам и сын его Ишмаэль”[472]. Что значит “в этот самый день”? — В полдень, когда солнце в полной силе, на глазах у всех. Кроме того, “тот самый день” — это Йом-Киппур. Сказано: “Никакой работы не выполняйте в этот самый день, потому что это Йом-Киппур”[473]». Отсюда делается вывод, что Авраам совершил обрезание в Йом-Киппур. Каждый год Всевышний вспоминает кровь, пущенную при обрезании нашего праотца Авраама, и прощает наши грехи, как сказано: «Потому что в этот день простится вам, чтобы очистить вас от всех грехов ваших»[474]. На том месте, где был обрезан Авраам и где пролилась его кровь, был построен жертвенник. Поэтому сказано: «А всю его кровь выльет к основанию жертвенника»[475], и еще: «И скажу тебе: “В крови своей живи!” И скажу тебе: “В крови своей живи!”»[476] (это кровь брит мила и кровь жертв).

Раби Ханина бен Доса сказал: «Третий день после обрезания особенно болезненный, как сказано: “И было, на третий день, когда они испытывали боль”[477]». Поэтому мудрецы учили, что можно мыть малыша, третий день после обрезания которого приходится на шабат, теплой водой, нагретой в шабат, так как это способствует заживлению. Когда восьмой день после рождения сына выпадает на шабат, делают брит мила в шабат. В этом случае делают в шабат для ребенка всё необходимое при этом.

Сказал рабан Гамлиэль, сын раби Йеуды а-Наси: «Когда Авраам совершил обрезание, ему была послана сильная боль на третий день, чтобы испытать его. Всевышний сделал тот день особенно жарким, подобно дню, который ждет злодеев в будущем. Авраам вышел из шатра и сел у входа, как сказано: “А он сидит у входа в шатер”[478]. Сказал Всевышний ангелам: “Пойдемте, навестим больного, ведь велика предо Мной значимость добрых дел, совершаемых Авраамом!” Тут же спустились Всевышний с ангелами, чтобы проведать Авраама, как сказано: “И открылся ему Бог”[479]. Сказал Всевышний ангелам: “Смотрите, как велика сила заповеди обрезания! Ведь раньше, когда Я говорил с Авраамом, тот падал навзничь, как сказано: “И пал Авраам ниц”[480]. А теперь, после обрезания, он сидит, а Я стою”, ведь сказано: “А он (Авраам) сидит у входа в шатер. И поднял взгляд, и увидел троих людей, стоящих перед ним”[481]».

Сказал раби Зейра: «Существует пять видов орла: четыре из них касаются человека, а один — деревьев. Вот четыре вида орла, которые касаются человека: орла ушей, как сказано: “Ухо их глухо (арела)”[482]; орла уст, как сказано: “А я косноязычен (араль сфатаим)”[483]; орла сердца, как сказано: “И удалите орла сердца вашего”[484]; и орла тела, как сказано: “Мужчина, который не обрежет крайнюю плоть (бсар орлато)”[485], и сказано также: “Ибо все эти народы не обрезаны, а весь дом Израиля с орла сердца”[486]. Орла сердца не позволяет выполнять волю Творца. В будущем Всевышний удалит орла с сердец сынов Израиля, и они не станут больше противиться Его воле, как сказано: “И удалю Я сердце тяжелое, как камень, из тела вашего, и дам вам сердце чувствующее из плоти”[487], а также: “И удалите орла сердца вашего и не ужесточайте затылка вашего (чтобы не слушать слова Бога)”[488]. Про орла деревьев сказано: “Когда придете в страну и посадите любое плодовое дерево, считайте его орла три года”[489]». Сказал раби Зрика: «Здесь имеется в виду виноград. Если не отрезать лозы винограда орла, то плоды винограда будут некрасивы на вид. Вино, сделанное из них, не подходит для возлияния на жертвенник. А если удаляют побеги орла, то все плоды красивы и вино, получившееся из них, берут для возлияния на жертвенник. Так и Авраам: пока он не был обрезан, произведенный им плод (Ишмаэль) не совершал праведных поступков и не годился для вознесения на жертвенник. А когда он сделал обрезание, то породил плод, который совершал праведные поступки, и этот плод был выбран для жертвенника, как вино для возлияния (имеется в виду Ицхак)».

Сказал раби Йоханан: «Все представители других народов, когда приобщаются к народу Израиля, делают это по собственной доброй воле и желанию. Тем не менее следует ждать семь поколений, чтобы проверить, не вернутся ли их потомки обратно в лоно других народов. Но рабы делают обрезание и исполняют определенные законы Торы не по своей воле, поэтому им нельзя доверять. Из всех рабов, которые сделали обрезание вместе с нашим праотцем Авраамом, никого — ни их самих, ни их потомков — не осталось в еврейском народе. Откуда нам известно, что Авраам их обрезал? Из стиха: “И все домашние … и те, кто был куплен за деньги из другого народа, были обрезаны вместе с ним”[490]». Зачем Авраам их обрезал? Для того, чтобы вместе с обрезанием они приняли законы кашрута и чтобы в доме их хозяина не было некошерной пищи.

Сыны Израиля совершают обрезание, и их молитва восходит к Всевышнему. О них сказано: «А мы будем благословлять Всевышнего отныне и вовеки, алелуйя[491] Сказал Раби: «Ицхак сделал обрезание Яакову, а Эйсав презрел эту заповедь (и не делал обрезание своему потомству) так же, как он презрел первородство, как сказано: “И презрел Эйсав первородство”[492]. Яаков же выполнял эту заповедь и делал обрезание своим сыновьям и внукам». Доказательством тому, что сыновья Яакова совершали обрезание, является стих: «Но только при этом согласятся эти люди жить с нами. если будут все мужчины у нас делать обрезание, как это делают они»[493]. Отсюда видно, что сыновья Яакова были обрезаны сами, делали обрезание своим сыновьям и оставили эту заповедь в наследие потомкам, которые выполняли ее, пока фараон не стал притеснять еврейский народ и не отнял у них возможность делать обрезание.

В день Исхода из Египта все евреи, от мала до велика, сделали обрезание, как сказано: «Ведь обрезанными были все вышедшие (из Египта)»[494]. Евреи брали кровь обрезания и кровь пасхального ягненка и смазывали косяки дверей. Когда Всевышний проходил, чтобы наказать египтян, Он увидел кровь обрезания и кровь пасхальной жертвы и исполнился милосердия по отношению к народу Израиля, как сказано: «И проходил Я мимо тебя и увидел Я тебя. в крови твоей. И сказал тебе: “В крови своей живи!” И сказал тебе: “В крови своей живи!”»[495]Сказал раби Элиэзер: «Зачем надо было дважды повторять “В крови своей живи!”? Всевышний хотел этим сказать: “В заслугу крови обрезания и крови пасхальной жертвы Я вывел вас из Египта. И в эту же заслугу придет и будущее избавление, в конце правления четвертого царства (Эдом)”. Поэтому слова “В крови своей живи!” были произнесены дважды».

Сказал раби Ишмаэль: «Авраам не задерживал исполнения воли Всевышнего. Когда Ицхаку исполнилось восемь дней, Авраам сделал ему обрезание, как сказано: “И обрезал Авраам Ицхака, сына своего”[496]».

Авраам принес подношение Богу на жертвеннике и устроил праздничный пир. Наши мудрецы на основе этого пришли к заключению, что в день обрезания сына человек должен устраивать праздничную трапезу, как это сделал Авраам и как сказано: «И устроил Авраам большой пир в день отлучения (игамель) Ицхака»[497].

Человек испытывает мучения и ослабевает в трех ситуациях — во время поста, в тюрьме и в дороге. Доказательством тому, что пост — это мучение, служит стих: «Изнурял постом душу свою»[498]. Доказательством тому, что тюрьма — это мучение, служит стих: «Мучили оковами ногу его»[499]. Доказательством тому, что дорога — это мучение, служит стих: «Истощал меня в дороге»[500]. Во время пребывания в пустыне евреи не совершали обрезания из-за трудностей пути, как сказано: «Ведь не делали им обрезания в пути»[501]. Сказал раби Ишмаэль: «Разве евреи были необрезаны, когда слышали Глас Бога на горе Синай, во время дарования Торы?! Дело в том, что они делали мила, но не делали прия (часть процедуры обрезания ребенка; если ее не сделать, ребенок не считается обрезанным), поэтому в книге Йеошуа сказано, что евреи были необрезаны».

Когда евреи вошли в страну Израиля, Всевышний сказал Йеошуа: «Ты знаешь, что евреи совершали обрезание не так, как следует. Ты должен снова сделать им обрезание», как сказано: «Сделай обрезание сынам Израиля вторично»[502]. Йеошуа собрал крайнюю плоть всех обрезавшихся, образовав из нее холм, как сказано: «И обрезал Йеошуа сынов Израиля у холма Аралот»[503] (аралот — крайняя плоть). В пустыне евреи, когда делали обрезание, засыпали аралот и кровь песком пустыни. Когда колдун Билам увидел пустыню, полную аралот, он сказал: «Кто может устоять против заслуги союза крови обрезания, засыпанной песком!», как сказано: «Кто сосчитает песок Яакова?!»[504] Отсюда еврейские мудрецы делают вывод, что кровь и крайнюю плоть следует накрыть землей. Кроме того, еврейский народ был уподоблен праху земному, как сказано: «И будет потомство твое, как прах земной»[505].

Сыны Израиля совершали обрезание, пока не разделились на два царства. Северные колена царства Исраэль (в основном колено Эфраи-ма) перестали совершать обрезание. Тогда пророк Элияу стал ревностно протестовать против отмены этой заповеди и поклялся Небесами, что дождь и роса перестанут выпадать на землю. Царица Изевель (жена царя Ахава) услышала об этом и велела убить пророка. Элияу стал молить Всевышнего о спасении. Всевышний ответил ему: «Разве ты лучше своих праотцев? Эйсав хотел убить Яакова, как сказано: “Придут дни траура по отцу, и убью Яакова, брата моего”[506]. Яаков убежал от брата и спасся, как сказано: “И убежал Яаков в поля Арама”[507]. Фараон хотел убить Моше, и тот убежал от него и спасся, как сказано: “И убежал Моше от фараона”[508]. Царь Шауль хотел убить Давида, и тот убежал от него и спасся, как сказано: “А Давид убежал и спасся”[509]». Тогда Элияу убежал из страны Израиля и спасся, как сказано: «И встал, и поел, и попил, и шел он. 40 дней и 40 ночей до горы Божьей Хорев»[510]. Там Бог открылся ему и спросил: «Что ты ищешь здесь, Элияу?»[511]

«Сильно взревновал я за Бога Воинств, так как сыны Израиля оставили союз Твой»[512]. Всевышний сказал ему: «Всегда ты ревностен. Ты взревновал в Шиттиме, когда евреи предались разврату, как сказано: “Пинхас, сын Элазара, сына Аарона-коэна, отвратил гнев Мой от сынов Израиля, взревновав за Меня”[513]. И теперь ты снова взревновал. Поэтому отныне ты собственными глазами будешь видеть, как евреи выполняют брит мила». Поэтому еврейские мудрецы ввели обычай во время церемонии брит мила ставить особый стул, предназначенный для «ангела завета (брит мила)» — пророка Элияу, как сказано: «И ангел завета, которого вы желаете, вот приходит»[514]. Да ускорит Бог Израиля приход Машиаха в наши дни, чтобы утешить нас и обновить сердца наши, как сказано: «И возвратит он сердца отцов к сыновьям, и сердца сыновей к отцам их»[515]!


[469] Берешит 17:1.

[470] Йешаяу 52:1.

[471] Шемот 12:48.

[472] Берешит 17:26.

[473] Ваикра 23:28.

[474] Ваикра 16:30.

[475] Ваикра 4:34.

[476] Йехезкель 16:6.

[477] Берешит 34:25.

[478] Берешит 18:1.

[479] Берешит 18:1.

[480] Берешит 17:17.

[481] Берешит 18:1-2.

[482] Ирмеяу 6:10.

[483] Шемот 6:12.

[484] Дварим 10:16.

[485] Берешит 17:14.

[486] Ирмеяу 9:25.

[487] Йехезкель 36:26.

[488] Дварим 10:16.

[489] Ваикра 19:23.

[490] Берешит 17:27.

[491] Теилим 115:18.

[492] Берешит 25:34.

[493] Берешит 34:22.

[494] Йеошуа 5:5.

[495] Йехезкель 16:6.

[496] Берешит 21:4.

[497] Берешит 21:8.

[498] Теилим 35:13.

[499] Теилим 105:18.

[500] Теилим 102:24.

[501] Йеошуа 5:7.

[502] Йеошуа 5:2.

[503] Йеошуа 5:3

[504] Бемидбар 23:10.

[505] Берешит 28:14.

[506] Берешит 27:41.

[507] Ошеа 12:13.

[508] Шемот 2:15.

[509] Шмуэль I 19:10.

[510] Мелахим I 19:8.

[511] Мелахим I 19:9.

[512] Мелахим I 19:10.

[513] Бемидбар 25:11, пророк Элияу — это Пинхас, сын Элазара.

[514] Малахи 3:1.

[515] Малахи 3:24.

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Крушение Сдома и Аморы, рождение у Авраама и Сары сына Ицхака, последнее испытание Авраама — этим и многим другим событиям посвящена недельная глава Торы Ваера. Читать дальше

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваера 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

На тему недельной главы. Ваера

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Даже если Всевышний скажет «НЕТ» на Небесах, человек все равно должен исполнять свой долг на земле! Авраам не знал, что город не удастся спасти, поэтому он должен был сделать все возможное для его спасения. Так же и врач прилагает все усилия для спасения больного, при этом хорошо понимая, что «конечный результат» не в его руках…

«Балак». И один в поле воин

Рав Бенцион Зильбер

В поколении идолопоклонников Авраам был тем, кто не побоялся бросить вызов всему человечеству. Самоотверженность и вера Авраама оправдались: Творец сделал его родоначальником целого народа.

Избранные комментарии на недельную главу Ваера

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Ради помощи путникам Авраам прерывает беседу с Творцом. Потомки патриарха унаследовали способность любить всех людей. Раввин Гирш о справедливости и человечности.

О том, что означает в применении к Б-гу слово пакад (вспомнил)

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.

Врата востока. Недельная глава Ваера

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Глава Ваера

Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»

Вся реальность нужна только для раскрытия славы Всевышнего. Если же будет даже небольшой недостаток в раскрытии этой славы — будет недостаток в цели создания этой реальности