Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Взаимоотношение роли Провидения и свободы выбора человека

Ущерб, наносимый обладателем свободы выбора

Следует обсудить еще один вопрос: в состоянии ли обладатель свободы выбора нанести ущерб человеку в том случае, когда нет приговора Небес об этом ущербе? Источник данной темы — слова Ор аХаим в его комментарии на Тору, стих «И услышал Реувен, и спас его (Йосефа) от их (братьев) рук»:

«И спас его от их руки — означает: поскольку человек обладает свободой выбора и волей, и может убить того, кто не повинен смерти, а хищные животные не повредят человеку, если он не достоин смерти по приговору Небес. В этом смысл слов “и спас его от их рук”, то есть — от рук обладателей свободы выбора. Слова братьев “и посмотрим, что станется с его снами”, тем самым отвергнуты, ведь свобода выбора отменяет видение будущего, и если они убьют его — это не доказывает, что он лгал» (Берешит 37:25).

Данное высказывание, если воспринимать его буквально, может с корнем вырвать упование на провидение Всевышнего в большей части ситуаций, с которыми человек встречается. Ведь человек, по большей части, имеет дело с людьми, а не с животными, и если обладатель свободы выбора может убить его, нанести физический или материальный ущерб — несмотря на то, что с Неба ему не было вынесено такого приговора — то вера в индивидуальное провидение и, как следствие, упование на Всевышнего, в большинстве случаев не имеют смысла.

Источник слов Ор аХаим — в Зоаре: «И взяли его и кинули его в яму» — если в ней были змеи и скорпионы, почему написано о Реувене «чтобы спасти его от их рук, вернуть его к отцу»? Разве Реувен не опасался, что змеи и скорпионы повредят ему, как же он сказал «вернуть его к отцу», и написано «чтобы спасти его»? Но видел Реувен, что братья хотят повредить ему, поскольку знал, насколько они ненавидят его, и их желание — убить его. Сказал Реувен: лучше ему попасть в яму со змеями и скорпионами, и не быть переданными в руки ненавистников, которые не пощадят его. Отсюда сказали: пусть человек лучше попадет в огонь или в яму со змеями и скорпионами, но не в руки ненавистников — из них мало кто может спастись. И потому сказал «чтобы спасти его от их рук», поскольку здесь, в месте змей и скорпионов, если он праведен — Всевышний сотворит ему чудо, а иногда заслуги предков помогают человеку и он спасется от них; но если передан в руки ненавистников, мало кто может спастись. И потому сказал «чтобы спасти его от их рук», именно «от их рук», а не написано «чтобы его спасти» и всё. Но сказал Реувен: пусть спасется от их рук, а если умрет в яме — умрет, и потому написано «и услышал Реувен, и спас его от их руки» (Зоар, 185).

Слова наших Учителей на данную тему

«Человек не может тронуть то, что предуготовлено его товарищу, и царство не может тронуть то, что предуготовлено другому, даже на толщину волоса» (Йома, 35).

«…И должен знать истинно, что не в силах человека из плоти и крови сделать ему добро, и спасти его, если не постановит так Всевышний, как сказано (Ирмия 17:5): “Проклят муж, уповающий на человека”… И также должен знать истинно, что не в силах человека из плоти и крови причинить ему зло, как сказано (Псалмы 56:5): “Господь со мной, не убоюсь, что сделаем мне человек?”, ибо не следует человеку страшиться руки плоти и крови…» (Рабейну Йона, Мишлей 23: 25-26).

Приводится в жизнеописании праведника, раби Зунделя из Саланта от имени Гаона: «Это ошибка то, что принято считать, что обладатель свободы выбора может сделать что-то человеку без постановления Всевышнего, но во всех других ситуациях суждено человеку, о какой камень он споткнется, а в случае с обладателем свободы выбора не предуготовлено, какой именно обладатель свободной воли сделает ему добро или зло; но если нет постановления Свыше, обладатель свободы выбора не может сделать ему ничего».

И так писал раби Саадия Гаон: «И спрашивают: если человек отдан на смерть, по естественным причинам или в качестве наказания, когда убьет его злодей, как Изевель убила пророков, что можно сказать о таком событии и к кому его можно отнести? Мы говорим, что смерть — дело рук Всевышнего, а убийство — действие злодея, и если уже Высшая мудрость предписала человеку смерть, то если бы этот убийца не злодействовал и не убил бы его, он умер бы от другой причины. То же самое относится к краже, если Творец постановил уничтожить часть имущества человека в качества наказания или испытания, что мы можем сказать о краже, от Всевышнего ли она? Ответ таков: потеря денег — деяние Всевышнего, а кража — деяние людей, и если Высшая мудрость решила, что человек потеряет данную вещь, то если бы вор не украл ее — она бы пропала другим образом. Так ответили Шмайя и его брат одному из римских императоров и сказали: с Неба постановили нам смерть, если ты не убьешь нас — много есть у Него посланников, которые могут поразить нас» (Эмунот веДеот, 4).

Писал Рамбан: «На основе великих и общеизвестных чудес человек признает и скрытые чудеса, которые являются основой всей Торы, ибо нет у человека доли в Торе нашего учителя Моше, если он не верит, что все происходящее с нами — все чудо, нет в нем природы и естественного хода событий, как по отношению к обществу, так и по отношению к индивидууму. Но если он будет выполнять заповеди — получит награду, а если нарушит их — подвергнется наказанию, всё по приговору Всевышнего» (Шмот 13:16).

«Всё» — без исключения, так что нельзя сказать, что большая часть происходящего с нами, а именно интеракции с другими людьми — обладателями свободы воли, случается не по приговору Всевышнего.

И так писал Сефер аХинух (Заповедь 241, запрет мстить): «Из корней заповеди, чтобы знал человек и положил на сердце свое, что все, что происходит с ним, от доброго до злого, идет от Творца. И от руки другого человека тоже не станется ничего без воли Всевышнего. Поэтому если кто-то причинил человеку страдания или боль, должен знать в своей душе, что его грехи повлекли это, и Всевышний приговорил его к этому, и не будет постоянно размышлять, как отомстить обидчику, ибо не он причина бедствий, а собственный грех. Как сказал Давид: “оставьте его, пусть проклинает, ибо сказал ему Господь проклинать” (Шмуэль 2, 16:11)

В книге Кад аКемах, написанной рабейну Бехайе, сказано: “Один из аспектов упования на Всевыщнего — совершенно не полагаться на человека. И знать истинно, что плоть и кровь не может сделать ему добро и спасти его, если Всевышний не постановит так…”

И так писал Гаон в комментарии на Притчи (18:19): “Это указывает нам, что не следует человеку ссориться с товарищем ни по какому поводу, ибо все постановляется от Господа… зачем же ссориться? И так сказали в Гемаре (Йома 38): “По имени тебя назовут, и на твое место тебя посадят, и из твоего дадут тебе, и никто не может тронуть того, что приготовлено для другого…” Раши объясняет: “Не следует человеку беспокоиться о том, что кто-то ущемит его материально… ибо твое пропитание определено тебе с Небес”. Это доказательство из Гемары прямым текстом.

То же самое сказано и в трактате Таанит (18): “Мы приговорены Всевышним к смерти, и если ты не убьешь нас, много убийц есть у Него, много медведей и львов есть у Всевышнего в Его мире, которые могут напасть на нас и убить нас. Но Он передал нас в твои руки только для того, чтобы в будущем взыскать нашу кровь с тебя”. А ведь там речь идет об обладателе свободы воли, который хотел их убить.

И вся глава об уповании в книге рабейну Бехайе учит, что человек не может ни принести пользы, ни нанести ущерб ни в чем другому человеку без постановления с Неба. Данный принцип постоянно повторяется там: “Нет силы в руке никакого творения помочь или нанести ущерб себе или другому, как только с разрешения Творца…”

Вот что писал Хазон Иш о силе злого глаза: «Одна из тайн творения — что человек своей мыслью приводит в движение скрытые факторы в мире действия, и его легкая мысль может послужить разрушению тяжеловесных материй… и в тот час, когда люди восторгаются удачной реальностью, они подвергают эту реальность опасности… И тем не менее, все в руках Небес, и все, что не приговорено к уничтожению на суде Неба — спасется, но если некая вещь приговорена к исчезновению, это иногда происходит посредством взгляда человека, удивившегося ее существованию, и через это она уничтожается… Хотя без суда не умирает человек (и зачем же опасаться злого глаза?) — сатана обвиняет в час опасности, и человек судится каждый день, и также на суде в Йом Кипур иногда постановляют отдать человека в руки естественного хода событий в мире, и не делать ему чуда”.


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.