Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Семь первых испытаний праотца Авраама

Глава 26

Десять испытаний выпали на долю нашего праотца Авраама, и он выдержал их все. Ему было известно через пророчество, что в будущем его потомки 10 раз будут испытывать Всевышнего. И потому Всевышний заранее позаботился об исправлении этого, подвергнув Авраама 10 испытаниям.

Первое испытание: Когда Авраам родился, Нимрод хотел убить его. Авраам прятался 13 лет под землей и не видел ни солнца, ни луны. Через 13 лет он вышел из-под земли, уже говоря на святом языке. Он отвергал и ненавидел идолов, а уповал на своего Творца и сказал: «Бог Воинств! Счастлив человек, уповающий на Тебя!»[414]

Второе испытание: Авраама посадили в тюрьму. Он сидел в ней 10 лет: три года в городе Кута и семь лет в городе Карду. Некоторые считают, что наоборот: три года в Карду и семь лет в Куте. По истечении 10 лет его вывели из тюрьмы и бросили в огненную печь. Царь Славы протянул правую руку (проявил милосердие) и вывел его из огня, как сказано: «Я — Бог, который вывел тебя из Ур-Касдима»[415].

Третье испытание: Всевышний велел Аврааму уйти из дома и привел его в Харан. Там умерли его отец Терах и его мать Амталай. Знай, что тяжелее всего для человека ситуация, когда ему приходится покинуть родной дом и скитаться на чужбине. Откуда известно, что Всевышний отправил Авраама в дорогу? Сказано: «Уйди из страны своей, и от родни твоей, и из дома отца твоего»[416].

Четвертое испытание: С сотворения мира ни разу не было голода на земле. Он пришел впервые во времена Авраама. И голод был не по всей земле, а только в земле Кнаан, где поселился Авраам по велению Бога, чтобы испытать его и чтобы он спустился в Египет, как сказано: «И был голод на земле, и спустился Авраам в Египет»[417].

Пятое испытание: Сара, жена Авраама, была взята во дворец к фараону, который хотел жениться на ней. Существует ли человек, который не рвет на себе одежды, видя, как его жену забирает другой?! Однако Всевышний сделал так, что фараон забрал Сару, но не притронулся к ней. Сказал раби Тарфон: та ночь, когда забрали Сару, была ночь Песаха. Всевышний поразил фараона и всех в его дворце тяжкими болезнями, чтобы оповестить его, что в будущем, когда евреи будут рабами в Египте, Он поразит весь Египет тяжелыми ударами, как сказано: «И поразил Бог фараона тяжкими недугами»[418].

Сказал раби Йеошуа бен Корха: от великой любви к Саре фараон отдал ей всё свое имущество: серебро, золото, рабов, земли и прочее (на всё время, пока она жива). А также отдал ей землю Гошен в вечное владение. Поэтому, когда семья Яакова спустилась в Египет, они поселились в земле Гошен. Он также отдал ей в рабыни Агарь, свою дочь от наложницы. Откуда известно, что египтянка Агарь была рабыней? Сказано: «А Сарай, жена Аврама, не рожала, а у нее египетская рабыня по имени Агарь»[419].

Утром фараон проснулся в испуге. Он позвал Авраама и сказал ему: «Вот тебе твоя жена и все ее подарки. Уходи и не селись в этой стране!», как сказано: «Вот твоя жена, бери и уходи»[420]. А дальше сказано: «И отрядил фараон для него людей (чтобы проводили его до границ Египта)». (Впоследствии, когда Авраам пришел в Грар, эта ситуация повторилась. Авраам сказал о Саре, что та сестра ему, и Авимелех, царь Грара, забрал Сару себе во дворец. Но когда он узнал, что на самом деле Сара жена Аврааму, он отпустил ее с подарками.) Всё, что фараон дал Саре, Авиме-лех дал Аврааму, как сказано: «И взял Авимелех мелкий и крупный скот, рабов и рабынь, и дал Аврааму»[421]. Все женщины и все самки животных в доме Авимелеха были бездетны. Авимелех забрал Сару, желая иметь от нее детей. Спустился с небес ангел Михаэль и вынул меч, чтобы убить его. Авимелех сказал ему: «Разве это справедливо — убивать меня за то, о чем я не знал?!», как сказано: «Разве будешь казнить и невинного? Ведь он сказал мне: “Она сестра моя”!»[422] Ангел ответил ему: «А теперь верни жену этому человеку, ведь он — пророк»[423]. И еще сказал ангел: «Это произошло из-за тебя. Когда в город приходит человек, надо интересоваться, есть ли у него пропитание, а не спрашивать его о жене». «Он помолится за тебя, и выздоровеешь»[424]. Авраам стал молиться Всевышнему: «Владыка мира! Ведь ты создал человека, чтобы он плодился и размножался. Пусть же и у Авимелеха в доме плодятся и размножаются». Всевышний ответил на молитву Авраама, как сказано: «И исцелил Всевышний Ави-мелеха, и жену его, и рабынь его, и стали они рожать»[425].

Глава 27

Шестое испытание: Против Авраама ополчились цари во главе с Амра-фелем (он же Нимрод) и хотели его убить. Решили начать с Лота. Забрали всё, что осталось от Сдома и Аморы, а потом взяли в плен Лота (который жил в Сдоме) и забрали всё его имущество, как сказано: «И забрали всё имущество Сдома и Аморы»[426]. Пришел ангел Михаэль и сообщил об этом Аврааму, как сказано: «И пришел спасшийся, и сказал (ваягед) Аврааму-иври»[427]. Михаэль, ответственный за всю землю, назван магид, как сказано: «…и крылатый перескажет (ягид) слово твое»[428]. Почему он назван «спасшимся»? Потому что, когда Всевышний сбросил с небес Самаэля и его пособников, тот схватился за крыло Михаэля, чтобы тот упал вместе с ним, а Всевышний его спас. О нем сказал пророк Йехез-кель: «Пришел ко мне спасшийся из Иерусалима, чтобы сказать: “Разгромлен город!”»[429]

Авраам взял своих троих учеников — Анера, Эшкола и Мамре, а также своего раба Элиэзера и домочадцев, и преследовал тех царей до Дана, который также назван Памеас, как сказано: «И преследовал их до Дана»[430]. В этом месте праведник задержался, так как ему было сказано в пророчестве: «Знай, что в будущем твои потомки здесь будут поклоняться идолам», как сказано: «И поставил (царь Йеровам бен Неват) одного идола в Бейт-Эле, а другого в Дане»[431]. Авраам оставил там своих учеников и их людей, а дальше взял с собой только своего раба Элиэзера и домочадцев. Численное значение имени «Элиэзер» равняется 318. Сказано: «Выстроил он (Авраам) своих воспитанников-домочадцев, числом 318»[432], — поэтому есть мнение, что это был только Элиэзер, гематрия имени которого равняется 318.

Авраам преследовал тех царей до местности к северу от Дамаска, как сказано: «И разделил их в ночь»[433] — часть оставил там, а часть взял с собой, чтобы продолжить погоню. Сказал Шмуэль а-Катан: там разделилась ночь. В ту же ночь в году, в которую Авраам победил царей, Всевышний поразил первенцев в Египте, как сказано об Аврааме: «И разделил их в ночь», а во время казни первенцев сказано: «И было посреди ночи»[434]. Сказал Гилель-старший: Авраам забрал все богатства Сдома и Аморы и вернулся с миром, не потеряв никого, как сказано: «И вернул всё достояние.»[435] Авраам опасался, что среди тех, кого ему пришлось убить, был праведник, но Всевышний сказал ему: «Не страшись, Авраам»[436]. Об этом сказано: «.проходит по пути, на который не ступал своими ногами»[437], — «ноги твои не замарались».

Сказал раби Йеошуа бен Корха: Авраам первый в мире начал отделять маасер (десятину). Он взял десятую часть от богатств Сдома и Аморы, а также десятую часть имущества своего племянника Лота, и отдал Шему, сыну Ноаха, как сказано: «И отдал ему десятину от всего»[438]. Вышел Шем, сын Ноаха, навстречу Аврааму, узнал обо всех его деяниях и увидел всё имущество, которое он принес. Подивился Шем и стал воспевать и восхвалять Всевышнего, своего Создателя: «И благословен Бог Всевышний, который отдал врагов твоих в руки твои!»[439] Авраам стал молиться Всевышнему: «Не своими силами сотворил я всё это, а силой Твоей десницы, ведь Ты оберегаешь меня в этом мире и в будущем», как сказано: «А Ты, Всевышний, оберегаешь меня»[440] — в этом мире. «Слава моя (Ты) и поднимаешь голову мою»[441] — в будущем мире. А ангелы на небесах ответили: «Благословен Ты, Всевышний, защитник Авраама».

Глава 28

Седьмое испытание: После всего этого Всевышний говорил с Авраамом через видение: «Не страшись, Аврам»[442]. Всем пророкам Всевышний являлся во сне ночью, а Аврааму являлись видение и образ (пророчество более высокого уровня). Откуда известно, что Аврааму являлось видение? Сказано: «И было слово Бога. в видении. “Не страшись, Аврам, Я — защита твоя”»[443], — в этом мире, «награда твоя очень велика»[444] — в будущем мире. Сказал Всевышний: «Аврам! Не страшись, ведь десница оберегает тебя всюду, куда бы ты ни пошел, как заслон от бед, и дает тебе награду в этом мире и в будущем». Откуда известно, что Аврааму являлся образ Всевышнего? Сказано: «И открылся ему Бог»[445]. Сказал раби Йеуда: «Ночь, когда открылся Бог Аврааму, была ночью Песаха. Всевышний вывел Авраама наружу и сказал: “Сможешь ли ты сосчитать всё воинство небесное, все звезды и все духовные силы, ответственные за них?” Авраам ответил Ему: “Разве можно сосчитать воинства Твои?” Сказал Всевышний: “Так и твое потомство невозможно будет сосчитать!”, как сказано: “Столь же многочисленным будет потомство твое”»[446].

Сказал раби Акива: Всевышний показал нашему праотцу Аврааму между рассеченными надвое животными четыре царства, которые будут править, а потом падут, как сказано: «Возьми трех телиц»[447] — это четвертое царство, Эдом, уподобленное телице. «И трех коз»[448] — это Греция, как сказано: «И вырос козел чрезвычайно (о Греции)»[449]. «И трех баранов»[450] — это Мидия и Персия. «И горлицу (тор)»[451] — это сыны Иш-маэля. Здесь слово «тор» приведено не на святом языке (горлица), а на арамейском, на котором тор означает «бык». Когда составится пара — бык и телица (намек на союз Эдома и Ишмаэля), эта пара разрушит все долины. «И молодого голубя»[452] — это народ Израиля, уподобленный голубю, как сказано: «Голубка моя в расселинах скал»[453]. А в другом месте сказано: «Единственная голубка моя.»[454 ]Сказал раби Аха бен Яаков: число три указывает на силу, как сказано: «А тройная нить нескоро разорвется»[455]. Сказал раби Машрашья: Авраам должен был взять по три животных, потому что каждое из царств будет править Землей Израиля три раза. В первый раз каждый из этих народов будет править сам, во второй раз — по двое, а в третий раз они соберутся все вместе, чтобы воевать с потомком Давида (Машиахом), как сказано: «Встанут цари земли»[456]. Сказал раби Йеошуа: Авраам взял свой меч и разрубил каждое животное надвое, как сказано: «.и разрезал их пополам»[457]. Если бы Авраам не разрубил их, мир не смог бы устоять. Но тем, что он их разрубил, он уменьшил их силу. Затем Авраам приблизил куски друг к другу, как сказано: «И положил каждую часть напротив другой»[458]. А молодого голубя Авраам оставил целым, как сказано: «А птицу (ципор) не разрезал»[459]. Отсюда делается вывод, что всюду, где в Торе упоминается ципор, имеется в виду голубь. Спустился на туши животных коршун, чтобы их растерзать. А коршун — это потомок Давида, который уподоблен коршуну, как сказано: «Удел Мой — пестрый коршун»[460]. С восхода солнца до вечера Авраам сидел и махал над тушами своей накидкой, чтобы коршун не приближался к ним. Сказал раби Элазар бен Азарья: «Отсюда делается вывод, что длительность царствования тех народов — один день у Всевышнего». Сказал ему раби Элазар бен Арах: «Верно ты говоришь, ведь сказано: “Обрек меня на одиночество и страдания весь день”[461] — весь день, кроме двух частей часа». Так и есть: когда солнце начинает склоняться к западу, остается две части часа, когда его сила уменьшается и оно уже не светит. Так и будет — еще до того, как наступит вечер, взрастет потомок Давида, светоч народа Израиля, как сказано: «И будет к вечеру свет»[462]. Авраам стал молиться Всевышнему, чтобы его потомки не были порабощены этими четырьмя царствами. Напала на него дрема, и он уснул, как сказано: «И дрема напала на Аврама»[463]. Разве человек может молиться, когда он спит? Отсюда делается вывод, что именно из-за силы своей молитвы Авраам заснул, чтобы его потомкам пришлось пройти через порабощение этими четырьмя народами, как сказано: «И вот, ужас, мрак великий падает на него»[464]. «Ужас» — это царство Эдома, о котором сказано: «страшный (зверь) и ужасный и очень сильный»[465]. «Мрак» — это царство Греции, которое омрачило глаза сынов Израиля, запретив соблюдать заповеди Торы. «Великий» — это царство Мидии и Персии, которые пытались уничтожить всех евреев во времена Мордехая и Эстер. «Падает» — это царство Вавилона, в руки которого пал венец Израиля. «На него» — это сыны Ишмаэля, над которыми взрастет потомок Давида, как сказано: «Врагов накрою стыдом, а на нем (потомке Давида) взрастет его венец»[466]. Сказал раби Азарья: эти царства были созданы, чтобы служить дровами в Геиноме, как сказано: «И вот, печь дымящаяся, и пылающий факел прошел»[467]. А печь и факел принадлежат Геиному, как сказано: «Слово Бога, чей огонь в Ционе, и очаг его — в Иерусалиме»[468].


[414] Теилим 84:13.

[415] Берешит 15:7.

[416] Берешит 12:1.

[417] Берешит 12:10.

[418] Берешит 12:17.

[419] Берешит 16:1.

[420] Берешит 12:19.

[421] Берешит 20:14.

[422] Берешит 20:4-5.

[423] Берешит 20:7.

[424] Берешит 20:7.

[425] Берешит 20:17.

[426] Берешит 14:11.

[427] Берешит 14:13.

[428] Коэлет 10:20.

[429] Йехезкель 33:21.

[430] Берешит 14:14.

[431] Мелахим I 12:29.

[432] Берешит 14:14.

[433] Берешит 14:15.

[434] Шемот 12:29.

[435] Берешит 14:16.

[436] Берешит 15:1.

[437] Йешаяу 41:3.

[438] Берешит 14:20.

[439] Берешит 14:20.

[440] Теилим 3:4.

[441] Теилим 3:4.

[442] Берешит 15:1.

[443] Берешит 15:1.

[444] Берешит 15:1.

[445] Берешит 18:1.

[446] Берешит 15:5.

[447] Берешит 15:9.

[448] Берешит 15:9.

[449] Даниэль 8:8.

[450] Берешит 15:9.

[451] Берешит 15:9.

[452] Берешит 15:9.

[453] Шир а-Ширим 2:14.

[454] Шир а-Ширим 6:9.

[455] Коэлет 4:12.

[456] Теилим 2:2.

[457] Берешит 15:10.

[458] Берешит 15:10.

[459] Берешит 15:10.

[460] Ирмеяу 12:9.

[461] Эйха 1:13.

[462] Зехарья 14:7.

[463] Берешит 15:12.

[464] Берешит 15:12.

[465] Даниэль 7:7.

[466] Теилим 132:18.

[467] Берешит 15:17.

[468] Йешаяу 31:9.

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Крушение Сдома и Аморы, рождение у Авраама и Сары сына Ицхака, последнее испытание Авраама — этим и многим другим событиям посвящена недельная глава Торы Ваера. Читать дальше

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваера 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

На тему недельной главы. Ваера

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Даже если Всевышний скажет «НЕТ» на Небесах, человек все равно должен исполнять свой долг на земле! Авраам не знал, что город не удастся спасти, поэтому он должен был сделать все возможное для его спасения. Так же и врач прилагает все усилия для спасения больного, при этом хорошо понимая, что «конечный результат» не в его руках…

«Балак». И один в поле воин

Рав Бенцион Зильбер

В поколении идолопоклонников Авраам был тем, кто не побоялся бросить вызов всему человечеству. Самоотверженность и вера Авраама оправдались: Творец сделал его родоначальником целого народа.

Избранные комментарии на недельную главу Ваера

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Ради помощи путникам Авраам прерывает беседу с Творцом. Потомки патриарха унаследовали способность любить всех людей. Раввин Гирш о справедливости и человечности.

О том, что означает в применении к Б-гу слово пакад (вспомнил)

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.

Врата востока. Недельная глава Ваера

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Глава Ваера

Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»

Вся реальность нужна только для раскрытия славы Всевышнего. Если же будет даже небольшой недостаток в раскрытии этой славы — будет недостаток в цели создания этой реальности