Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Аазину, Магид из Дубно, Еврейская притча
«Оплот, создавший тебя, позабыл ты, и забыл Б-га, сотворившего тебя»[1].
Притча.
Реувен взял в долг у Шимона некую сумму. Он обратился к Леви и попросил у него совета, как избавиться от заимодавца, который требует вернуть долг. Леви посоветовал Реувену прикинуться сумасшедшим: «Когда Шимон придет к тебе, начни щебетать, свистеть и плясать». Реувен так и поступил, и когда Шимон увидел, что он невменяем, оставил его в покое. Затем Реувен попросил и Леви одолжить ему денег на несколько дней. Когда пришло время возврата долга, Леви пришел к нему, а он стал прикидываться сумасшедшим так же, как когда пришел Шимон. Тогда Леви ударил его дважды своей тростью: «Негодяй! Ведь это я дал тебе этот совет, и дал я его не для того, чтобы ты использовал его против меня!»
Смысл этой притчи в том, что известна польза забывчивости, которой наделил Б-г человека. Ведь если бы забывчивость не была в природе человека, он бы не женился, не строил бы дом, и как сказал Рамбам[2]: «Если бы не группа сумасшедших, мир был бы разрушен» (сумасшедший — у него есть все, но он не ест и не пьет, и строит новый завод, и в итоге у людей есть работа — прим.). Человек же использует этот подарок против его Дарителя: забывает о Б-ге, и нет большей нечестивости, чем это. И это то, о чем сказано: «Оплот, создавший тебя, позабыл ты…» — Б-г создал в тебе забывчивость для твоей пользы, чтобы ты забывал о некоторых вещах, а ты воспользовался этим «.и забыл Б-га, сотворившего тебя» (то есть, забывчивость дает человеку возможность заниматься мирскими делами и забывать о духовным вещах, но иногда это переходит границу разумного, и человек забывает, кто его создал и для чего — прим.).
«И сказал им (Моше): Обратите внимание на все слова, которыми я свидетельствую вам сегодня. Ведь это не пустая вещь для вас, ведь это жизнь ваша, и благодаря этому продлятся дни вашей жизни на земле.»[3].
Разъясним сказанное: «Ведь это не пустая вещь для вас».
Притча. Это похоже на то, как человеку, который занимается делом, которое ему не нравится, говорят, чтобы он полюбил его: «Ты тоже с этого что-нибудь получишь». А потом дают еще большие обещания: «…ведь это жизнь ваша, и благодаря этому продлятся дни вашей жизни на земле.».
[1] Дварим 32:18
[2] предисловие к Пируш Мишнайот
[3] Дварим 32:46-47
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?