Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
О сроке прихода Машиаха и нашем ожидании его прихода

«И сказал Б-г Моше: Когда отойдешь ты к отцам своим, и поднимется народ этот, и изменит Мне… И возгорится гнев Мой на него в тот день, и оставлю Я их, и сокрою лик Мой от них. А Я совершенно сокрою лик Мой в тот день. А теперь напишите себе песнь эту. И ответит эта песнь перед ним как свидетель.»[1].

Для того, чтобы разъяснить эти слова, приведем сначала другой стих Торы: «Когда будешь в беде, когда постигнут тебя все эти предсказания, в конце дней, и вернешься ты к Б-гу и будешь слушаться Его.»[2]. И приведем еще высказывание мудрецов[3], да будет благословенна память о них, где они толкуют стих: «Вот агнец, другой (ахар), зацепился рогами в чаще.»[4]: Что значит «агнец после» (слово ахар означает также «после»)? После всех поколений, и всех деяний, евреи «зацепились» за прегрешения и запутались в чаще бедствий. Для пользы дела приведем слова мудрецов о том, что рабби Акива по ошибке посчитал Бен Козива (Бар Кохба) Машиахом. Это непонятно, ведь можно ошибиться в том, что близко к истине. Но со времени рабби Акивы и до наших дней прошло очень много лет, а Машиах еще не явился! (то есть, можно было бы понять ошибку рабби Акивы, если бы его время было близко к времени избавления — прим.). Теперь объясним это:

Притча.

У одного богача тяжело заболел единственный сын. Он позвал несколько врачей, но все они отчаялись найти ребенку лечение. Через город проезжал высокопоставленный вельможа, а при нем был врач. Богач стал упрашивать его посетить его сына, рассказав о его болезни в надежде, что тому удастся его излечить. Врач согласился, осмотрел больного и сказал его отцу: «Знай, что я могу излечить твоего сына, но с условием, что его лечением буду заниматься только я, а не кто-либо другой. Никто другой здесь не справится. Но дело в том, что вельможа уже собрался уезжать, и даже велел уже подавать карету, и не желает, чтобы я здесь задержался». Когда отец услышал это, то вместе с другими родственниками отправился к вельможе, и стал слезно просить: «Сжальтесь над нами! Разрешите врачу остаться здесь на несколько дней, пока больной не поправится!» Вельможа согласился, и уехал один. Врач приготовил снадобья, обмазал ими все тело больного, и оставил так, пока они не подействуют. Когда он это сделал, явился гонец с письмом от вельможи, в котором ему было приказано немедленно явиться к нему. Врач стал сокрушаться: «Ой! Я не только не успел вылечить больного, но еще и увеличил его боли и его болезнь. Ведь эти лекарства очень сильные, и надо тщательно следить, чтобы не причинили больному еще большего вреда. А в этом доме никто не понимает в врачевании!» Он позвал отца ребенка, и сказал ему: «Я не могу больше заниматься лечением твоего сына. Я изначально не хотел этим заниматься, так как мои лекарства опасны, а теперь я не могу сам следить за процессом лечения. Я дам тебе совет, как дальше лечить ребенка: на третий день из него будет выходить мокрота. Она будет выглядеть так-то и выйдет в таком-то количестве. На четвертый или пятый день будут изменения, и затем, на протяжении многих дней, состояние больного будет меняться. Это будет тебе знаком, что лекарства действуют на больного благоприятно. А когда пройдет этот период, даже если лекарство еще будет на теле, знай, что твой сын выздоровел, и теперь эти лекарства представляют для него опасность. Поэтому поскорее тщательно искупай его, и смой все лекарства полностью. Тогда ребенок будет цел и невредим».

Смысл этой притчи в том, что Всевышний хотел удостоить народ Израиля и дать им Тору, о которой сказано[5]: «Удостоился — будет ему лекарством, не удостоился — будет ему ядом». Он попросил нашего учителя Моше, да покоится с миром, чтобы тот отправился к сынам Израиля как Его посланник и передал им ее. Моше не хотел быть этим посланником, так как опасался, что умрет, не успев разъяснить народу все законы, и он останется без «врача», который знает, как правильно обращаться с этим дорогим «лекарством». Тогда евреи станут делать ошибки, и с ними могло исполниться сказанное: «…не удостоился — будет ему ядом». Но Всевышний настоял и Моше пришлось выполнять Его поручение и вести народ по пути Торы и заповедей. Сначала предполагалось, что Моше введет евреев в землю Израиля, и все их поведение будет согласовано с ним. Но потом Моше и другим главам поколения, истинным «врачам», был вынесен приговор, что они должны умереть в пустыне, что оставляло евреев без предводителя. Моше очень переживал из-за этого, до того, что из любви и милосердия к еврейскому народу сказал им: «Смотри, я даю вам сегодня благословение и проклятие»[6]. Почему сказано «сегодня»? К тому времени, когда войдут в страну Израиля, Моше уже умрет, и у них будут другие предводители. Моше, в сущности, говорит: «Я не знаю, дал ли я вам тем, что связал вас с Торой, благословение или проклятие». Моше больше казалось, что это проклятие, так как он знал, что после его смерти народ станет грешить. Тогда он передал евреям пророчество, обо всех бедах и изгнаниях, которые случатся с ними в будущем. Намеки на них содержатся в песни «Аазину»[7][8]. А еще он передал им знак: «Когда будешь в беде, когда постигнут тебя все эти предсказания, в конце дней…»׳ тогда будете знать, что уже очистились от грехов ваших предков. С этих пор отдаляйтесь от греха и этим пробудите любовь к вам вашего Отца на Небесах, и Он смоет с вас «лекарства» и снимет «бинты», и излечит от бед и страданий. По этой причине рабби Акива ошибся, считая Бар Кохбу Машиахом. Он знал, что в его поколении уже были искуплены грехи предков, и настало время, когда конечное избавление стало возможным. Но, из-за наших грехов, все проклятия, перечисленные в песни «Аазину», сказаны про нас, и то, что сказано в Мидраше: «После всех поколений» — после всех поступков евреи все еще охвачены грехами и запутаны несчастьями.

Притча. У одного человека заболел сын. Он вызвал врача, и врач обещал ему, что через несколько дней сын выздоровеет. Отец понадеялся на обещание врача и уехал по делам. Возвращался он с радостью, ожидая застать сына здоровым. Но когда приехал домой, обнаружил, что сын болен еще тяжелее, чем раньше. Он рассердился на врача: «Ты обманул меня!» Врач ответил: «Знай, что твой сын уже должен был поправиться, ведь я выписал ему все необходимые в его случае лекарства. Но на больном лежит ответственность беречь себя, и слушаться во всем наставлений врача: не есть тяжелую пищу и не делать то, что ему во вред. Но он не слушался и поэтому заболел сильней. Так что моей вины тут нет. Я могу только предостеречь, а следовать ли моим указаниям — в руках больного».

Смысл этой притчи в том, что нам был назначен определенный срок, сколько должно продолжаться изгнание, в соответствии с величиной греха наших предков. И возможно, что их вина уже искупилась. Но мы оказались как тот больной, и как сказали мудрецы[9]: «Каждое поколение, в котором не был отстроен Храм, должно считать, как будто он был разрушен при нем». Из-за грехов последующих поколений, болезнь продолжается. И это то, что сказано в Мидраше, что еврейский народ охвачен грехами. И это то, что сказал пророк: «Отцы наши грешили, и их уже нет, а мы страдаем за их прегрешения»[10] — то есть, отцы наши грешили, но их вина уже закончилась. Но мы продолжаем поступать как они, а потому продолжаем страдать. И это то, о чем говорит стих: «Когда будешь в беде, когда постигнут тебя все эти предсказания, в конце дней…». И мне кажется, этот стих обращает наше внимание на очень важную вещь. Наши мудрецы сказали[11]: «Если человек видит, что у него происходят неприятности, пусть тщательно проверит свои поступки». Казалось бы, это подходит к тому периоду, когда народ Израиля находился на своей земле и подпадал под благословения. Тогда, если какой-то человек грешил, то выводил себя из под общего благословения, и навлекал на себя проклятие. Он получал наказание с Небес, и ему следовало проверить свои поступки. Но теперь, во времена после разрушения Храма, весь народ Израиля попал под проклятия, которые перечислены в Писании[12] и в Пророках. Как теперь человек может знать, являются ли постигшие его напасти наказанием за его личные прегрешения или являются частью наказания всего народа за грехи предков? Что пробудит его к осмыслению своих поступков? Ответ: если человек видит, что получает напасти, которых нет у других, то пусть задумается, почему именно он получил их. Тогда он поймет, что это случилось с ним за его собственные грехи. И это то, о чем сказано: «Когда ты будешь в беде.». Тора уже говорила нам о проклятиях. А здесь идет речь о том, что если увидишь, что твоя беда частная, и не является частью общей беды, значит: «.и вернешься ты к Б-гу и будешь слушаться Его…» — тебе есть в чем раскаяться. А теперь поймем сказанное в продолжении: «Когда отойдешь ты к отцам свои, и поднимется народ этот, и изменит Мне.», «И вот, когда постигнут его многие бедствия и несчастья.»[13] — и человеку будет трудно разобраться, что он должен исправить, как сказано: «Ведь окружили меня беды неисчислимые. и не мог я видеть»[14]. (так что же человеку делать?!) — «И ответит эта песнь перед ним как свидетель.» — ведь когда он углубится в слова Торы и осмыслит их, то сможет во всем разобраться, и понять. И она обучит его и укажет, что ему следует исправить.

Обратимся к словам царя Давида: «Б-г, Б-г мой! Тебя ищу я! Жаждет Тебя душа моя, стремится к Тебе плоть моя на земле пустынной и изнемогаю я без воды. Так узрел я Тебя в святилище, чтобы увидеть Твою мощь и Твою славу»[15].


[1] Дварим 31:16-21

[2] Дварим 4:30

[3] Мидраш Берешит Раба 56:9

[4] Берешит 22:13

[5] Йома 72

[6] Дварим 11:26

[7] Дварим 32

[8] Дварим 4:30

[9] Иерусалимский Талмуд, трактат Йома, глава 1, алаха 1

[10] Эйха 5

[11] Брахот 5а

[12] Дварим, недельная глава «Ки Таво»

[13] Дварим 31:16-17

[14] Теилим 40:13

[15] Теилим 63:2-3

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Многие мысли, изложенные в этой книге царем Соломоном, скорее всего, известны Вам, даже если Вы мало что знаете и про царя Соломона, и вообще про иудаизм Читать дальше

Вечность и суета 5. Коэлет. Победить себя

Рав Носон Шерман,
из цикла «Коэлет: Вечность и суета»

Понятие времени в свете толкования традиционных текстов

Рав Мордехай Кульвянский

Впервые слово «время» (зман) появляется в Танахе в книге «Коэлет»: «Для всего есть время, для каждой вещи — срок под Небесами». Достойно удивления, что все пять книг Торы, книги пророков, псалмы, Ийов, Хроники (!) обходились без слова «время». Конечно, есть годы, месяцы, дни и ночи и даже часы, связанные с движением светил, а понятие времени — только в «Коэлет». Несомненно, это великая новость, осознать которую нам мешает только то, что мы уже давно живем в мире, в котором это слово сказано.

Вечность и суета 4. Коэлет. Мудрое сердце

Рав Носон Шерман,
из цикла «Коэлет: Вечность и суета»

Вечность и суета 7. Коэлет. Предназначение еврея

Рав Носон Шерман,
из цикла «Коэлет: Вечность и суета»