Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Сыны Израиля называются сынами Б-га, как сказано: «Вы — сыновья Всевышнего, Б-га вашего

Глава 22

Сказано: «И жил Адам 130 лет и родил подобного себе, по образу свое­му, и дал ему имя Шет». Отсюда делается вывод, что Каин не был «по образу и подобию Адама» и поведение его не было похоже на поведе­ние его брата Эвеля. Шет же был подобен Адаму, и поведение его было подобно поведению его брата Эвеля. Сказал раби Ишмаэль: от Шета ве­дут свое происхождение праведные поколения, а от Каина пошли все поколения злодеев, которые бунтовали против Небес и грешили. Они говорили Всевышнему: «Нам не нужно ни капли Твоего дождя», как сказано: «И сказали Б-гу: “Уйди от нас!”»

Сказал раби Меир: потомки Каина ходили не прикрывшись. Все они — и женщины, и мужчины — предавались разврату, как животные, с ма­терью, с дочерью, с золовкой. Всё делалось открыто, прямо на улице, как сказано: «И увидел Бог, что велико зло человека на земле». Ска­зал раби Йеуда а-Наси: ангелы, спустившиеся со своей святости с небес, увидели дочерей Каина, которые ходили не прикрывшись и красили глаза, как блудницы, — и поддались соблазну, и взяли ангелы из них себе в жены, как сказано: «И увидели сыны Бога дочерей человеческих».

Сказал раби Йеошуа бен Корха: ангелы пылают, как огонь, ведь ска­зано: «Слуги его — пылающий огонь». Разве может быть так, что огонь соприкоснется с человеком и не спалит его? Но когда эти ангелы пали с небес, их сила и вид стали подобными человеческим. И облеклись они в ком праха, как сказано: «Покрылась плоть моя тленом и комом праха». Сказал раби Цадок: от них родились великаны, которые грабили и проливали кровь, как сказано: «И видели мы там исполинов», и еще: «И исполины были на земле».

Сказал раби Йеошуа бен Корха: сыны Израиля называются сынами Бога, как сказано: «Вы — сыновья Всевышнего, Бога вашего». Анге­лы тоже названы сынами Бога, как сказано: «При ликовании утренних звезд радостно восклицают сыны Бога». Но ангелы были названы сынами Бога, только пока были в святости на небесах, как сказано: «И потом, когда вошли сыны Бога…»

Сказал раби Леви: они рождали своих детей и размножались, как большое насекомое, рожая по шесть детей. Сразу, как только родились, они становились на ноги, говорили на святом языке и танцевали, как сказано: «Выпускают они, как овец, своих детей, и пляшут их дети». Ноах сказал им: «Оставьте свои дурные поступки, чтобы Всевышний не привел на вас воды Потопа и не истребил весь род людской!» Люди от­ветили ему: «Тогда мы будем воздерживаться от рождения детей, чтобы не было еще людей». Когда они приходили к женам, они извергали семя на землю, чтобы не рождались новые дети, как сказано: «И увидел Бог землю, а она растлилась».

Великаны сказали: «Если даже и придут воды Потопа, мы ведь высо­ки, и вода не достигнет даже наших шей. А если поднимутся воды из-под земли, мы заткнем их стопами своих ног». Они расставляли свои ноги и затыкали ими отверстия, через которые вода поднималась из глубин. Тогда Всевышний вскипятил подземные воды, и эта вода ошпа­ривала их ноги, и кожа спадала с них, как сказано: «Опаляемые пропа­дают они в жаре (бе-хумо), исчезают с места своего». Не читай бе-хумо, а читай бе-хамимо — «когда нагревал».

Глава 23

«И вот так сделай его (ковчег)». Сказал раби Шмайя: Всевышний пророчески показал Ноаху план ковчега и приказал строить его так-то и так-то. Правая сторона ковчега должна была быть разделена на 150 клеток в длину, и левая тоже на 150. По ширине ковчега с каждой стороны должно было быть 33 клетки, и должно было быть 10 перего­родок, чтобы хранить еду. Они должны были располагаться на равном расстоянии от клеток, чтобы было удобно брать еду. Пять отверстий по правой стороне ковчега и пять по левой предназначались для пода­чи воды на каждом этаже ковчега. На первом этаже ковчега были от­деления для каждого вида животных и птиц, на втором этаже — отде­ления для разных видов насекомых и пресмыкающихся, а на третьем этаже жили люди. Отделение для насекомых и пресмыкающихся было больше, чем отделение для птиц. Отсюда мы учим, что на земле было 32 вида птиц и 365 видов насекомых и пресмыкающихся. Устройство этажей было одинаковым, как сказано: «Нижними, вторыми и третьи­ми ярусами сделай (ковчег)».

Сказал раби Танхума: Ноах строил ковчег 52 года, чтобы люди рас­каялись и отказались от своих злых поступков. Пока не пришел Потоп, количество особей нечистых животных каждого вида было больше, чем чистых. Всевышний хотел увеличить количество чистых живот­ных и уменьшить количество нечистых. Он позвал Ноаха и велел ему: «Приведи в ковчег по семь особей каждого чистого животного». Ска­зал Ноах Всевышнему: «Владыка всех миров! Разве есть у меня силы, чтобы собрать их всех в ковчег?» Спустились ангелы, ответственные за каждый из видов, и собрали к ковчегу животных и их пищу. Ведь не сказано «.и привел Ноах», а сказано: «.и пришли к Ноаху» — при­шли сами.

Сказал раби Мана: когда все создания вошли в ковчег, Всевышний лично закрыл и запечатал вход, как сказано: «И закрыл Всевышний за ним». Один драгоценный камень висел в ковчеге и светил всем, кто там находился, как свеча, как сказано: «И драгоценный камень (цоар) сделай в ковчеге» (другое объяснение слова цоар — окно).

Сказал раби Цадок: 10 хешвана все творения вошли в ковчег. 17 хешвана воды Потопа спустились с небес на землю и поднялись воды из глу­бин. Верхние и нижние воды соединились и усилились, чтобы уничто­жить мир, как сказано: «А вода всё более и более усиливалась на земле». И всё живое было стерто с лица земли, как сказано: «И стерто было вся­кое существо, что на земле». Остались только Ноах и те, кто был с ним в ковчеге, как сказано: «И остался Ноах и те, кто с ним в ковчеге». Еще остался Ог, царь Башана, который сел на ступень одной из лестниц ков­чега и поклялся Ноаху и его сыновьям, что будет им вечным рабом. Ноах проделал отверстие в ковчеге и через него каждый день давал Огу еду. И тот остался жив, как сказано: «Ибо только Ог, царь Башана, уцелел». Осталась также Земля Израиля, на которую не падал дождь, как сказано: «Человек, скажи о земле (Израиля) не очищенной, не орошенной дождем в день гнева». Но вода со всех земель перетекла в Землю Израиля.

Ноах послал ворона, чтобы узнать, что происходит в мире. Ворон на­шел падаль на вершине горы, сел клевать и не вернулся к пославшим его. Тогда Ноах послал голубя. Голубь выполнил задание и вернулся, как сказано: «И прилетел к нему голубь к вечеру, и оливковая ветвь в клю­ве его». Почему голубь принес именно оливковую ветвь? Чтобы этим сказать Всевышнему: «Владыка мира! Пусть лучше моя пища будет горькой, как эта олива, но из Твоих рук, чем сладкой, но из рук челове­ка». Из этой истории делается вывод: давать поручение нечестному — всё равно, что давать его глупцу, который не выполнит его как следует. А тот, кто дает поручение порядочному, дает его верному посланнику.

Сказал раби Цадок: 12 месяцев провели все творения в ковчеге. Ноах молился Всевышнему: «Владыка мира! Выведи меня из этого заточения! Устала душа моя от запаха львов, медведей и леопардов! А за то, что из­бавишь меня от этого заточения, все праведники будут величать тебя Ца­рем», как сказано: «Выведи из теснины душу мою… ради меня будут пра­ведники Тебя короновать». Сказал раби Левитас из Явне: всех самцов в ковчеге Ноах отделил от самок и мужчин от женщин, как сказано: «И во­шел (в ковчег) Ноах и сыновья его, жена его и жены его сыновей». От­сюда видно, что мужчины и женщины вошли по отдельности. А когда они выходили из ковчега, выходили вместе, как сказано: «Выйдите из ковчега, ты и жена твоя, сыновья твои и жены твоих сыновей» — каждый со своей женой (то есть теперь им была разрешена супружеская близость). И бла­гословил их Бог, чтобы плодились и размножались на земле, как сказано: «И благословил их Бог, и сказал им… “плодитесь и размножайтесь…”».

Ноах нашел виноградную лозу с плодами, которая была удалена из Ган Эдена, поел винограда и захотел посадить ее, чтобы развести на земле виноградник. В тот же день, когда он посадил саженец, появился виноград, как сказано: «В день, когда посадили тебя, расцвела ты». Выпив вина, Ноах лежал в шатре обнаженный. Его внук Кнаан вошел в шатер, увидел Ноаха, привязал тонкую веревку к месту его обрезания и оскопил его. Вошел Хам, увидел отца обнаженным, но не позаботился о выполнении заповеди почитания родителей. Он вышел и пошел рас­сказывать об увиденном, как о шутке, своим братьям. Братья отчитали его, взяли одежду, вошли в шатер, пятясь и отвернув лицо, и прикрыли своего отца, как сказано: «И взяли Шем и Йефет одежду…»

«Ноах пробудился от вина, узнал, что сделал ему младший сын (внук также называется сыном)», и проклял его, как сказано: «Проклят Кнаан» Ноах подумал: «Всевышний спас меня от вод Потопа и вывел меня из ковчега. Разве не должен я принести Ему благодарственные жертвы?» Тут же Ноах взял особь каждого чистого животного — быка, овцу и козу, а из птиц взял голубей. Он отстроил первый жертвенник, на котором приносили жертву Каин и Эвель, и принес четыре жертвы из каждого вида, как сказано: «И построил Ноах жертвенник Всевышнему». Дальше не сказано «и взял», а сказано «.и вознес жертвы на жертвеннике».

Аромат жертв поднялся к Всевышнему и был приятен Ему, как ска­зано: «И обонял Всевышний аромат». Протянул Всевышний правую руку (когда дают клятву, протягивают правую руку) и поклялся Ноаху, что не будет больше Потопа на земле, как сказано: «Это у Меня воды Ноаха, на которых Я поклялся» И Всевышний поместил на небеса радугу в знак союза с землей, как сказано: «И радугу Свою поместил Я в облако, и будет она знаком союза». Мудрецы постановили упо­минать эту клятву каждый день, как сказано: «Чтобы продлились дни ваши и дни детей ваших на земле».

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.