Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Запрещающие заповеди, в которых нет действия, могут зависеть до действия, мыслей и речи

26. Негативная заповедь (лав), в которой нет действия (ше-эйн бо маасэ). Сказали мудрецы, что нарушение запрещения, в котором нет действия, не карается наказанием плетьми. Но в других местах разъяснено, что нарушение запрещения, в котором нет действия, серьезнее нарушения запрета, которое заменяется позитивной заповедью. И среди предостережений, в которых нет действия, существуют предостережения, зависящие от сердца и мыслей, а есть и зависящие от языка. Среди них мы находим связанное с неисполнением и уходом от действия, а также есть преступления, которые не содержат действия, связанные со слухом и зрением. И нам известны люди, которые забыли многие запреты. А есть и такие, кто помнит их, но не остерегаются, потому что эти запреты не связаны с действием. Так как преступления, связанные с действием — запрет жира (хелев) и крови, падали и умирающего животного — не так легко совершить, как преступления, которые совершаются в мыслях и при помощи языка или не-действием. Поэтому мы решили упомянуть некоторые из них; чтобы напомнить и предостеречь тех, кто не знает. И мы не собираемся долго обсуждать это, но хотим лишь намекнуть о них, чтобы это было памяткой тем, кто раскаялся в преступлении.

27. Из предостережений, зависящих от сердца. «Берегись, дабы ты не забыл Всевышнего» (Дварим 8; 11). И сказали мудрецы: «Всюду, где написано “берегись”, “дабы” и “не”, — это негативная заповедь (ло таасэ)». Этим нам заповедано всегда помнить Всевышнего. И человек обязан избрать такое поведение, какое следует из этой памяти, — например, страх пред Всевышним, и скромность, и достойные мысли, и добрые деяния. Ибо помнящие Всевышнего сыны Израиля добудут любое достойное и венчающее его владельцев поведение посредством памяти о Всевышнем, как сказано (Ишая 45;25): «Во Всевышнем станет праведным и прославится все семя Израиля».

28. «Только берегись и весьма оберегай душу твою, чтобы не забыл ты тех дел, которые видели глаза твои» (Дварим 4;9). И сказали мудрецы, что забывший что-нибудь из того, что выучил, преступает два запрета. А если так, — то даже если это произошло из-за продолжения занятий? Читаем мы (там же): «И чтобы не ушли они из сердца твоего во все дни жизни твоей». Это значит, что имеется ввиду тот, кто стирает выученное из своего сердца прекращением занятий Торой и не думает о ней постоянно.

29. «Не думай, когда Всевышний даст тебе победу, так: за праведность мою привел меня Всевышний овладеть этой страной; и <…> не за праведность и честность твою» (там же 9;4). Этим нам заповедано не воображать, что наш успех есть прямой результат нашей праведности и честности. Но нам следует верить и знать, что наш успех — от милости Всевышнего и Его великой доброты. И подобно тому, что сказал Яаков (Берешит 32; 11): «Недостоин я всех милостей и всех благодеяний».

30. «Не испытывайте Всевышнего» (Дварим 6; 15). Этим нам заповедано не говорить: «Я испробую служение, дам милостыню, и тогда посмотрим, даст ли мне Всевышний успех. Я попробую вести себя, как полагается, — умножит ли Всевышний мое серебро и золото?» Нет, добрый и честный человек, изучая мудрость и знание, трудясь над улучшением своего поведения и качества своих деяний, не опустит руки, даже если нет ему успеха в делах и прочих потребностях тела. И сказали мудрецы, что испытывать Всевышнего можно лишь при исполнении заповеди об отделении десятины (маасер) урожая левитам и бедным, как сказано (Малахи 3; 10): «Принесите всю десятину в хранилище, и будет она пищей в доме Моем, и испытайте Меня этим». И сказал Шломо (Мишлей 3;9-10): «Отдели в честь Всевышнего от своего имущества и от первых плодов твоего урожая. И наполнятся житницы твои зерном <..>. Наказания Всевышнего не отвергай, сын мой, и не тяготись наставлениями Его». Это значит, что если твои житницы не наполнятся изобилием, а тебя постигнет бедность, хотя ты отделял для бедных от своего имущества и первые плоды своего урожая, — не отвергай наказания Всевышнего и знай, что и это тебе на пользу. «Потому что Всевышний наставляет того, кого любит», — чтобы оказать ему добро в будущем, и будет вместо почестей и платы в этом мире истинное вознаграждение и сокровенное благо, которое остается навечно.

31. «Если возникнет у тебя такая мысль: “многочисленнее меня эти народы: как же могу я изгнать их?” — не бойся их» (Дварим 7; 17).

32. «Когда ты выйдешь на войну и увидишь коней и колесницы, войско многочисленнее тебя, не бойся их» (там же 20; 1). Этим нам заповедано, что если человек видит, что беда близка, — пусть помнит о спасении Всевышнего и уповает на него [то есть на спасение]. Как сказано (Теилим 85; 10): «Близко к боящимся Его спасение Его». И так же написано (Ишая 51; 12): «Кто ты, что боишься человека смертного?».

33. «Не бойтесь никакого человека, ибо суд — Всевышнего он» (Дварим 1;17). Этим нам заповедано верить, что не будет нам вреда от справедливого суда, если мы ни с кем не посчитаемся. Как сказали мудрецы, с тем, кто направляется исполнить заповедь, не случится беда, — ни по дороге туда, ни по дороге обратно. И это объяснение слов «ибо суд — Всевышнего он», — значит, вам не будет вреда от него.

34. «Чтоб не возносилось сердце царя над братьями его» (Дварим 17;20). Этим нам заповедано избавиться от гордыни. И чтобы знатный человек не гордился перед незнатным, а был бы смиренным. Гордыня является одним из серьезнейших преступлений, которые ведут к гибели души, как сказано (Мишлей 16;5): «Мерзость пред Всевышним всякий высокомерный». Какая же польза от его имущества и великого богатства, полной сокровищницы его, если он мерзок и грязен? Его высочайшая пышность и великая знатность ниже преисподней. И мудрецу не следует славиться ничем, кроме служения Всевышнему и страха пред Ним, упованием на Него, любовью и стремлением к Нему, как сказано (Дварим 10;21): «Он — твоя слава». И сказано (Ирмия 9,22-23): «Да не хвалится мудрый мудростью своею, и да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся пусть похвалится лишь тем, что разумеет и знает Меня».

35. «Подай же ему, и да не будет досадно тебе, когда дашь ему» (Дварим 15; 10). Этим нам заповедано удалять из нашего характера «царут айн» [недоброжелательность; главное, чтобы у другого не было, хотя самому от этого никакой пользы] и стать доброжелательными. Как сказано (Мишлей 22;9): «Доброжелательный и щедрый — благословен». И недостаточно лишь того, что рука дает, но нужно приобрести качество щедрости. Поэтому предупредил и сказал: «И да не будет досадно тебе» после того, как сказал: «Подай же ему».

36. «Не будь жестоким и не сжимай руку, когда ты подаешь ему» (Дварим 15;7). Этим нам заповедано избавляться от жестокости и как бы насадить в себе милый сад, то есть заменить жестокость милосердием и верным оказанием добра (хесед), как написано (там же 28;9): «И иди путями Его». А поскольку может быть и так, что человек не сжимает руку в кулак, жадничая, а подает бедному, он, бывает, делает это не по милосердию, как сказано (Мишлей 12; 10): «И милосердие нечестивых жестоко». Поэтому написано: «Не будь жестоким». И наказание за жестокость зло и горько. И сказали мудрецы: (Дварим 13; 18): «И дарует тебе милосердие, и помилует тебя, и размножит тебя» означает, что Всевышний жалеет жалеющего других, и Он не пожалеет того, кто других не пожалеет.

37. «Не пощади его и не жалей его, и не прикрывай его» (там же 13; 10). Этим нам заповедано не жалеть и не щадить тех, кто ведет людей к преступлениям и падению. И сказали мудрецы: «Кто относится к жестоким милосердно, тот становится жестоким к милосердным».

38. «Не мсти и не будь злопамятным» (Ваикра 19; 18). Сказали мудрецы: «Что такое месть? Человек просит другого: “Одолжи мне свой топор”, а тот отвечает: “Не одолжу, потому что ты не одолжил мне свой”. А что такое “быть злопамятным”? Если он отвечает: “Возьми, я не такой, как ты”. И наказание здесь не за слова, а за то, что помнит зло. И сказали мудрецы, что запрет злопамятства распространяется на то, что связано с имуществом, а что касается высокомерных слов, презрения и старания навредить, — разрешается все это хранить в памяти. И об этом сказали мудрецы: “Не мудрец тот, кто не мстит и не злопамятен, как змея”. Но если у него просят прощения, он должен простить.

39. “Не ненавидь другого в душе” (Ваикра 19; 17). Этим нам заповедано избавляться от ненависти. Это качество ведет ко многим преступлениям, и оно — причина многих

гибельных поступков. Например, злословие; оно равнозначно многим преступлениям, которые караются смертью, как будет разъяснено. И желание навредить, и злорадство, и причинение ущерба людям, и сплетни, и месть, и злопамятство. Это качество лишает людей великого блага. Смотри, каких пределов достигает наказание за ненависть, — сказали мудрецы, что Второй Храм был разрушен из-за беспричинной ненависти, хотя тогда изучали Тору и делали добрые дела.

40. “Берегись всего дурного” (Дварим 23; 10). Объяснили мудрецы: это значит — не думать о дурном днем, чтобы не прийти к нечистоте ночью. Даже если человек и не собирается исполнить то, о чем подумал. Это подтверждается тем, что далее написано (там же 23; 11): “И если будет среди вас человек, нечистый от случившегося ночью”.

41. “И не будете следовать за сердцем вашим и за очами вашими” (Бамидбар 15;39). Этим нам заповедано не размышлять о совершении преступления, злодейства и греха. Как сказано (Мишлей 24;8): “Кто замышляет творить зло”. И не размышлять о нечестивых словах еретиков, чтобы избежать падения и не потянуться за ними. И тот, кто понимает, что Всевышний ведает его сердце, не посмеет испачкать сердце свое никчемными глупостями. И сказал Шломо (там же 24;9): “Помысел глупый есть преступление”, и еще он сказал (там же 6; 16): “Вот шесть, что ненавидит Всевышний и семь, что отвратительны Ему, <…> сердце, кующее злые замыслы”.

42. “Не разноси ложного слуха” (Шмот 23;1). Этим нам заповедано не принимать злословие на веру. Как сказано в Таргум Онкелос: “Не принимай ложные слухи”.

43. “Не домогайся дома ближнего твоего” (Шмот 20; 14); “Не желай дома ближнего твоего” (Дварим 5; 18). Этим нам заповедано избегать хитроумных замыслов, чтобы забрать дом и поле, и виноградник и любое имущество, принадлежащее ближнему. Даже если мы заплатим ему полную цену за имущество. Нам заповедано и не замышлять такое злодейство, то есть в душе не соглашаться на такое действие, ибо сказано “не возжелай”. А если кому-нибудь хочется купить поле ближнего или его виноградник, или еще что-нибудь из имущества, но тот не желает продавать. Но если он будет настаивать и уговаривать, тот постесняется отказать. В таком случае запрещено настаивать, потому что это как бы принуждение и насилие. А если почтенный человек, чью просьбу не отклоняют, желает что-либо, — ему запрещается просить продать или подарить, кроме того случая, когда он твердо знает, что ему отдадут по доброй воле, а дарящему или продающему не будет жалко подарить или продать.

44. Из запретов, связанных с речью. “Ибо Всевышний рядом с тобой, спасет тебя и предаёт тебе врагов; да будет всё вокруг тебя свято, и пусть не будет видно у тебя наготы” (Дварим 23; 15). Сказали мудрецы, что в это предостережение включено и следующее: когда мы занимаемся Законом Всевышнего и когда мы произносим слова молитвы пред Ним, всё вокруг нас должно быть свято, и у нас не должно быть видно наготы. Поэтому нам приказано упоминать Имя Всевышнего лишь в святости и заниматься Законом и молитвой в святости. Например, не должен упоминать Имя Всевышнего и слова Закона обнаженный человек, и нельзя упоминать в присутствии обнаженного. А также нам заповедано, что чистым должно быть и место упоминания, как написано (Дварим 23; 14): “Должна быть у тебя лопатка; и когда будешь садиться снаружи, покопай ею, и опять закрой испражнение твое”. А тем более — человеку заповедано не упоминать Имя Всевышнего, если руки его нечисты и если дотрагивался до чего-либо нечистого, — следует руки вымыть, прежде чем упоминать Имя. И как сказано (Теилим 26;6): “Омою в чистоте руки свои”. И когда человек идет по дороге и сомневается, чисто ли место, — пусть не упоминает Имя Всевышнего и пусть не произносит слова Торы. А если есть нечто нечистое позади него, например, экскременты или падаль, или вода, в которой мочат лен, — следует удалиться на четыре локтя [примерно, два с половиной метра] от такого места, где запах уже не чувствуется, а если нечистое место перед ним, то пока не станет его видно. Осторожность в таких вещах — один из признаков страха пред Всевышним, как сказано (Малахи 3; 16): “Боящимся Всевышнего и почитающим Имя Его”. И сказали мудрецы: “(Бамидбар 15;31): “Ибо слово Всевышнего он презрел”, — это о том, кто слова Торы произносит в грязных переулках”. И сказали мудрецы: “(Даниэль 2;21): “Дает мудрость разумным”, — потому что разумные чтят Тору и занимаются ею во святости, а глупцы произносят слова Торы в грязных переулках”.

45. И есть среди предостережений, связанных с речью, такие, за нарушение которых полагается наказание плетьми. Ибо, сказали мудрецы, все предостережения, содержащиеся в Торе, не включающие исполнение действием, суть запреты, нарушение которых не карается наказанием плетьми, кроме случаев ложной клятвы и проклятий Именем. И хотя за ложную клятву не наказывают смертью, Всевышний наказывает за нее строже, чем за многие преступления, которые караются смертью. Ибо кто ложно клянется, бесчестит Имя, как сказано (Ваикра 19; 12): “И не клянитесь ложно именем Моим: бесчестишь ты Имя Всевышнего”. Бесчестие Имени, — наказание за это тяжелее, чем за все другие преступления. Так не написано ни об одном другом преступлении, — лишь о ложной клятве и идолопоклонстве, как сказано (там же 20;3): “Ибо отдал детей своих Молоху, дабы осквернить Храм Мой и бесчестить святое Имя Мое”. И сказано в запрете идолопоклонства (Шмот 20; 5): “Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я — Всевышний, карающий за вину”. Это значит, что Он прощает другие преступления, но идолопоклонство не простит. Подобно тому, что написано (Ирмия 5;7): “Как же Я прощу тебе это? Сыны твои оставили Меня и клянутся идолами”. И так же написано о ложной клятве (Шмот 20;7): “Ибо не пощадит Всевышний того, кто произносит Его Имя ложно”. Предостережение о ложной клятве написано сразу после запрета идолопоклонства, так как ложная клятва заключает в себе преступление бесчестия Имени. И написано (Мишлей 30:8): “Нищеты и богатства не давай мне, <…> дабы, пресытившись, я не опровергал, <…> и дабы, обеднев, я не воровал и не осквернял Имени Всевышнего”, — и сказали мудрецы: “Второе хуже первого”. Как сказано (Иехезкель 20;39): “А вы, дом Израиля,<…> каждый к идолам своим идите, служите, если не слушаете Меня, и Имя святое Мое не оскверняйте”. Это значит, что преступление того, кто ложно клянется в суде, оскверняя Имя, тяжелее, чем преступление того, кто втайне поклоняется идолам. И сказали мудрецы: “За все преступления, о которых говорится в Торе, наказывают самого человека и его семью, а в этом случае наказывают самого преступника и весь мир”. И если судьи решили, что ответчик обязан поклясться, а он знает, что солгал, — он не должен соглашаться на клятву, чтобы испугать противника и провозглашать: “Я поклянусь” хотя и не собирается клясться, как сказано (Шмот 20;7): “Не произноси”. Здесь содержится и такой смысл: не обязуйся ложно клясться. И так сказали мудрецы (Мехильта, а также Таргум): (там же 23;1): “Не разноси ложного слуха”, — значит, не принимай обязательства клясться. И нельзя клясться попусту, хотя бы и в подтверждение истинного, как сказано (там же 20;7): “Не произноси Имени Всевышнего всуе”, то есть попусту. А так же велико преступление того, кто приводит другого к клятве попусту. Например, некто должен сто монет, а кредитор удваивает свое требование, так что судебное решение получается такое, что должник обязан поклясться клятвой Торы, поскольку частично признался. Или — попусту приглашать человека в суд и требовать от него того, чего тот и не знает, и заставлять клясться клятвой “эсет”. И сказали мудрецы, что такой человек зовется вором, так как он ворует общественное мнение. И о нем сказано (Зхария 5;4): “И Я извлек проклятие, <…>, и оно придет в дом вора и в дом клянущегося ложно Именем Моим, и пребывать будет оно в доме его, и истребит его и доски его, и камни его”. А тому, кто знает, что если он поклянется, клятву его могут посчитать ложной, хотя он и прав, — следует не клясться во имя чести Всевышнего.

46. “Судью не проклинай и главу народа твоего не кляни” (Шмот 22;27); “Не проклинай глухого” (Ваикра 19; 14). Этим нам заповедано не проклинать евреев Именем и никакими описаниями Всевышнего. А упомянуто “судью не проклинай,… и главу народа,… и глухого” для того, чтобы не проклинать судью при вынесении приговора, и главу народа, наказывающего за преступления. А глухого потребовалось упомянуть, чтобы ты не ошибся и не сказал себе, что нет наказания за то, что ругают его, потому что он не слышит и не обижается. И “судью не проклинай” написано в конце главы “Мишпатим (Законы)”, то есть не проклинай того, кто судит по этим законам. Но того, кто судит не по закону, можно проклинать.

И сказали мудрецы, что тому, кто проклинает другого или себя Именем, полагается наказание плетьми, и наказание от Всевышнего велико. Как сказано (Дварим 28;58): “Если ты не будешь соблюдать и исполнять все слова Закона этого,<…> и не будешь бояться этого почитаемого и страшного имени Всевышнего, то Всевышний обрушит на тебя ужасные удары”. И мудрецы объясняют, что это сказано о том, кто проклинает другого или себя Именем.

47. И о лжи нельзя говорить: “Пусть я так буду спасен Всевышним, как — то правда”. Этим человек проклинает Именем самого себя, поскольку из позитивного само собой следует негативное.

48. “Вина и шехара [старого вина] не пей <…>дабы могли различать между священным и несвященным <…> и научить сынов Израилевых” (Ваикра 10;9). Сказали мудрецы: “Кто выпил стакан неразбавленного вина, да не выносит алахические постановления. И кто и разбавил, но выпил больше стакана, также да не выносит постановления”.

49. “И не обижайте друг друга” (там же 25; 17). Здесь говорится о словесной обиде, как было указано выше. И сказали мудрецы: “Того, кто раскаялся, не упрекай, — вспомни о своих прежних поступках. Сыну прозелитов не говори о его родителях, — вспомни своих предков”. И об этом сказано (Шмот 22;20): “И пришельца не притесняй и не угнетай его”. Значит, не притесняй словами и не угнетай в делах. И много раз Закон предостерегает не обижать прозелита, так как он забыл свой народ и дом своего отца и пришел жить под сенью Всевышнего, как сказано (Рут 2; 11-12): “Оставила ты отца своего и мать, и родную землю и пошла к народу, которого не знала ни вчера, ни третьего дня. Да воздаст тебе Всевышний за твой поступок и да будет тебе сполна воздано Всевышним за то, что ты пришла, чтобы найти пристанище под крылом Его”. Так олень приходит в стадо и отдыхает вместе со скотом и пасется с ним. А хозяин стада жалеет оленя, который оставил вольную долину и оказался в загоне.

50. “Не следуй за большинством на злое” (Шмот 23;2). Этим нам заповедано не поддерживать преступников словами и не быть с теми, кто соглашается с несправедливостью, подобно тому, как сказано (Ишая 8; 12): “Не считайте заговором всего того, что этот народ считает заговором”.

51. И нельзя объединяться со злодеями, как сказано: (Диврей а-ямим II 20;37): “Ты объединился с Ахазияу, разрушит Всевышний дело твое”. И даже в исполнении заповедей нельзя объединяться со злодеями, как сказано (Мишлей 3;31): “Не завидуй грабителю и не избирай путей его”. И сказали мудрецы в “Авот де рабби Натан”: “Не будь другом злодею, даже в исполнении заповедей”. В объедине

нии со злодеями содержится множество путей, ведущих к смерти, — мы уже оповестили об этом преступлении и о тяжком наказании за него.

52. “И перед слепым не ставь преграду” (Ваикра 19; 14). Этим нам заповедано не указывать евреям делать то, что не соответствует Закону и Алахе. И сказали мудрецы: “Будьте умеренными в суде”, то есть нужно долго и глубоко обдумывать постановление. А те, кто торопится понять и быстро указать, не избегут опасности “поставить преграду перед слепым”, а преступление их тяжкое, как сказано (Теилим 82; 5): “Не знают и не понимают, во тьме ходят; шатаются все основания земли”. И еще сказано: “Будь тщателен и осторожен в изучении Закона, так как здесь ошибка превращается в преднамеренное преступление”. И сказали мудрецы: “Многих повергла она умерщвленными” (Мишлей 7;26), — это сказано об изучающем Закон, который выносит постановления, хотя и не достиг уровня, позволяющего выносить постановления. “И многочисленны те, кто убит ею” (там же), — это сказано об изучающем Закон, который не выносит постановления, хотя и достиг уровня, позволяющего это делать».

53. Этим еще нам заповедано правильно советовать тому из нашего народа, кто обращается к нам за советом, и не приводить его к падению советом глупым, а также нельзя советовать другому то, что выгодно лишь советчику.

54. И человек обязан раздумывать над тем, как дать верный и правильный совет тому, кто совета попросил. И это один из основных путей безвозмездного оказания добра /гмилут хасадим/, как сказано (Мишлей 27;9): «Умащения и благовония радуют сердце, а сладость друга — в душевном совете».

55. «Не ходи сплетником в народе твоем» (Ваикра 19; 16). Сказали мудрецы, что здесь заключается запрещение клеветать на людей нашего народа. Всевышний строго наказывает за это, как будет разъяснено в главе о наказании

смертью. Еще сказали мудрецы, что здесь содержится также предупреждение судье не быть снисходительным к одному и строгим к другому.

56. «И имя идолов не упоминайте». (Шмот 23; 13). Это значит, не говори другому: «Подожди меня около такого-то капища».

57. «И не щади их» (Дварим 7;2). Мудрецы объяснили, что это означает: «Пусть не нравятся тебе неевреи. И нельзя говорить: красив этот гой!». И еще объяснили: не дарить им подарков.

58. «И да не уподобится Кораху и его сообщникам» (Бамидбар 17;5). Сказали мудрецы, что подогревающий ссору, нарушает запрет /лав/ «И да не уподобится Кораху и его сообщникам». И разрешено злословить о тех, кто заводит ссору, как сказано (Млахим I 1;26): «А меня, раба твоего, и Цадока <…> не позвал».

59. Тот, кто не порывает со вставшими на дурной путь и с теми, кто следует за преступниками, будет наказан за все их преступления, — он нарушает негативную заповедь /лав, как сказано (Ваикра 19; 17): «Увещевай ближнего твоего и не понесешь за него наказания». И сказано (Ошея 10;9): «Со дней Гивы грешил ты, Израиль; там стояли они, не настигла их в Гиве война с сынами надменными». Объяснение: если б там стояло нынешнее поколение, их не настигла бы война в Гиве, которая велась для искоренения зла, то есть война, которая настигла людей того поколения. «Там стояли», то есть если бы там стояли. И также «И оставит своего отца» (Берешит 44;22), то есть, если оставит. Этим пророк хочет сказать, что их преступление было подобно преступлению у Гивы [см. Шофтим 19 и далее]. Но те были лучше этих, так как собрались и постояли за себя, дабы выжечь зло. И сказано (Шофтим 5;23): «Прокляните Мероз, сказал посланец Всевышнего, прокляните, прокляните жителей его, ибо не пришли они на помощь Всевышнего, на помощь Всевышнего среди героев». И сказано (Дварим 1; 17): «Никого не бойтесь». И тот, кто за Всевышнего — отдаст жизнь ради освящения Его Имени, как сказано (Шмот 32;26): «Кто за Всевышнего — ко мне! И собрались к нему все левиты». И сказано (Бамидбар 25;7): «И увидел Пинхас <…> и взял копье». И каждому, кто страшится, и тем более обладающему чистым любящим сердцем, непременно следует проявлять рвение, если он видит, что и князья, и начальники обратились к предательству, как сказано (Эзра 9;2): «И рука главных и старших была первой в этом предательстве».

60. «И не принуждай братьев своих тяжко работать» (Ваикра 25;46). Заставлять тяжело работать нельзя. А если человек боится отказать в просьбе или стесняется отказать? Пусть же не приказывают ему стараться сделать большее или меньшее усилие, — так можно поступить лишь по его воле и ради его пользы. Даже если эта работа состоит в том, чтобы вскипятить стакан воды, или в том, чтобы выйти из дома на улицу купить хлеба. Но тому, кто ведет себя непорядочно, можно приказывать и заставлять сделать все, что захочешь.

61. «И не бесчестите святого Имени Моего» (Ваикра 22;32). За это наказание «карэт», как будет объяснено. И знай, что дурной язык приносит вред и гибель душе, — так случается среди простого народа. Потому что они упоминают Имя Всевышнего всуе, а также упоминают без страха. И это объяснили мудрецы: написано (Ишая 1;3): «Израиль не знает, народ Мой не разумеет». А также они [простой народ] не следят за тем, чтобы место упоминания Имени было чистое и руки чистыми. И мудрецы предавали остракизму (нидуй) и проклятию того, кто Имя Всевышнего произносит всуе. И клятвы его не принимаются в суде, [его подозревают в ложной клятве]. И сказали, что услышавший, что Имя упоминается всуе, обязан предать нарушителя остракизму, а если не поступит так, сам да будет предан остракизму.

62. А те, кто без уважения отзывается о мудрецах /ученых раввинах/, в их присутствии или заглазно, становятся «эпикорсим», у которых нет доли в будущем мире; а также гибель «четырех групп» [см. в конце этого раздела]; ведь она проистекает из преступлений дурного языка, словами, которые произносят их губы. Все будет разъяснено в этом разделе. Поэтому написано (Мишлей 18;21): «Смерть и жизнь во власти языка».

63. Взгляни и понаблюдай преступления языка и тяжесть его вины. Ибо проклинающему отца и мать наказание строже, чем наказание тому, кто бьет отца и мать, — приговор тому, кто проклинает отца и мать, побиение камнями, самый тяжелый вид судебного смертного приговора. А того, кто бьет отца и мать, приговаривают к удушению.

64. А также многие попадают в западню и капкан, оскверняя почтенные чувства — зрение и слух. И сказано о зрении (Бамидбар 15;39): «И не будете следовать сердцу вашему и очам вашим, которые влекут вас за собой». Этим нам заповедано: человек не должен смотреть на замужнюю женщину и на прочих запрещенных [женщин], чтобы не попасть в эту западню.

65. К преступлениям, зависящим от чувства зрения, относится высокомерие, что есть производное от гордыни, как сказано (Теилим 101;5): «Того, чье око высокомерно и сердце надменно, не потерплю».

66. Вот сказанное мудрецами о чувстве слуха: «Пусть человек не позволяет себе слушать пустую болтовню, потому что уши обжигаются прежде других органов». А о том, кто слушает сквернословов, сказано (Мишлей 22; 14): «Ров глубокий — уста чужие»…

Боящиеся Всевышнего, раскаявшиеся да обратят внимание на вышесказанное, дабы спасти себя от языков адского пламени.


Многие мысли, изложенные в этой книге царем Соломоном, скорее всего, известны Вам, даже если Вы мало что знаете и про царя Соломона, и вообще про иудаизм Читать дальше

Вечность и суета 5. Коэлет. Победить себя

Рав Носон Шерман,
из цикла «Коэлет: Вечность и суета»

Понятие времени в свете толкования традиционных текстов

Рав Мордехай Кульвянский

Впервые слово «время» (зман) появляется в Танахе в книге «Коэлет»: «Для всего есть время, для каждой вещи — срок под Небесами». Достойно удивления, что все пять книг Торы, книги пророков, псалмы, Ийов, Хроники (!) обходились без слова «время». Конечно, есть годы, месяцы, дни и ночи и даже часы, связанные с движением светил, а понятие времени — только в «Коэлет». Несомненно, это великая новость, осознать которую нам мешает только то, что мы уже давно живем в мире, в котором это слово сказано.

Вечность и суета 4. Коэлет. Мудрое сердце

Рав Носон Шерман,
из цикла «Коэлет: Вечность и суета»

Вечность и суета 7. Коэлет. Предназначение еврея

Рав Носон Шерман,
из цикла «Коэлет: Вечность и суета»