Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Одна из прочно укоренившихся в современной культуре метафор предлагает в качестве способа добиться желаемых результатов «выйти из зоны комфорта». Эту фразу придумала в середине 1990-х годов консультант по работе с персоналом Джудит Бардвик – и написала об этом книгу, – но ученые еще в начале прошлого века обнаружили связь между уровнем стресса и производительностью: как у животных, так и у людей

Закон Йеркса-Додсона

В 1908-м году американские психологи Роберт Йеркс и Джон Додсон провели один из первых экспериментов на мышах, результаты которого сейчас известны под названием «Закон Йеркса — Додсона», хотя законом эмпирическое обобщение, установленное ими, назвать сложно.

Если кратко, то выводы психологов были таковы. Во-первых, эффективность деятельности зависит от уровня мотивации. А во-вторых, уровень оптимальной мотивации обратно пропорционален уровню трудности задачи. Иными словами, чем труднее для испытуемого задача, тем меньше внешней мотивации ему будет нужно для ее выполнения.

Для мышей экспериментаторы построили лабиринт с двумя входами. Если мышь заходила туда через светлый вход, она в конце лабиринта получала положительное подкрепление, а если через темный — удар током. Сила ударов варьировалась (слабый, средний, сильный), а лабиринты строились различной степени сложности (сложные, средние и легкие).

Наблюдения за поведением мышей привели ученых к выводу, что для решения более сложных задач оптимальным наказанием являлся слабый ток, а для решения более простых задач оптимальным был более сильный ток — но только до определенной точки. Когда наказание становилось слишком болезненным, мыши начинали прятаться, вместо того чтобы выполнять задания.

Исследования на людях продемонстрировали аналогичные результаты. Добровольцев посадили решать задачи-головоломки, награждая их деньгами за каждый успех. Сумма награды за правильное решение поначалу была копеечной и постепенно возрастала до весьма значительной.

Выяснилось, что за чисто символическую награду люди не очень-то были готовы стараться, и результаты показывали невысокие. По мере возрастания награды рос и энтузиазм; соответственно улучшались и результаты. Однако в определенный момент, когда возможность выигрыша достигала немалой величины, энтузиазм перерастал в ажиотаж, и результаты деятельности снижались. Таким образом, выяснилось, что слабая мотивация недостаточна для успеха, но и избыточная вредна, поскольку порождает ненужное возбуждение и суетливость.

Идея заключается в том, что наша нервная система обладает свойством погружать нас в скуку, если в нашей жизни слишком мало стресса — и заставлять нас паниковать, если стресса становится слишком много. В обоих случаях — в полном комфорте и чрезмерном стрессе — мотивация к развитию, росту, достижению целей падает как у животных, так и у людей.

Бежать вдвое быстрее

Тот же принцип, по-видимому, стоит и в основе законов нашего духовного роста. Хотя наказание мышей электрическим током может выглядеть для нас как излишняя жестокость, тем не менее, в нашей Устной Традиции мы находим духовный корень этих ударов.

Известный Мидраш говорит, что возле каждой травинки в поле стоит духовный посланник — ангел, — ударяет по ней и говорит ей: «Расти!» Зачем же непременно бить? Неужели нельзя выбрать менее насильственный стимул? Объясняют мудрецы, что слово эрец («земля» на иврите) также можно прочитать как аруц («побегу»). Наш мир — это место, где необходимо бежать вперед.

Вспомним «Алису в Зазеркалье», эту детскую книгу, напичканную взрослыми философскими концепциями: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!» Так недоумевающей Алисе объясняла законы Зазеркалья Черная Королева.

А еще слово эрец связано со словом рацон («желание»), что говорит нам об еще одном законе нашей земли, нашего мира: если человек чего-то желает, он бежит туда, в сторону желаемого. И снова заглянем в «Алису»:

— Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
— А куда ты хочешь попасть? — ответил Кот.
— Мне все равно… — сказала Алиса.
— Тогда все равно, куда и идти, — заметил Кот.

Вот это «всё равно куда идти» — одно из опасных порождений зоны комфорта.

Где это — «там»?

Слово шамаим («небо») не только происходит от корня шам («там»), но и представляет собой множественное число слова «там», воплощая в себе идеальное «там», то есть все существующие в мире «там», все направления, все устремления, все желания. «Там» наш несовершенный мир находит своё совершенство.

И вот «там», в Высших мирах, существует совершенная форма каждой конкретной травинки. И несоответствие между тем, чем она является, и тем, какой она должна быть в идеале, — воспринимается как болезненный удар.

* * *

Сложнее всего в этом мире — меняться: становиться лучше, больше, открывать себя, расти. Мы меняться не хотим, мы любим свой комфорт и хотели бы оставаться там, где хоть и скучно, зато привычно. Иногда там даже неприятно, полно проблем и неудобств, но мы миримся с ними и оставляем всё, как есть, ведь любое истинное изменение — болезненно. Но месяц Элуль требует от нас, чтобы мы вышли из зоны комфорта и осознали наш истинный духовный потенциал.


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»