Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тому, кто раскаялся, следует изучить свои пути и определить сколько преступлений он совершил

Объясним здесь, в чем состоит серьезность предостережений и заповедей и как различаются наказания

Степень первая

1. Тому, кто раскаялся, следует изучить свои пути и определить сколько преступлений он совершил. Закончив это, он должен постичь серьезность каждого преступления, как сказано (Эйха 3;9): «Изучим же наши пути и исследуем их», чтобы осознать все свои преступления, узнать насколько велика вина. Ибо вина может быть величиной до неба и есть зло, которое равно множеству великих преступлений. А раскаяния можно достичь соразмерно усилиям человека, приложенным, чтобы изучить этот вопрос. Ибо когда человек узнает величину и размеры своего преступления, ему станет горько на душе, содрогнется непослушное сердце, и простятся преступления.

2. И еще польза от изучения серьезности преступления заключается в том, чтобы человек устыдился. Как сказано (Эзра 9;6): «Мне стыдно и срамно поднять к Тебе свое лицо». И таким образом человек облачится стыдом пред Всевышним, уповая на Его прощение. Как сказано (Иехезкель 16;63): «Дабы ты помнила и устыдилась, когда Я прощу тебе все, что ты сделала». И перед его глазами будет величие милосердного прощения, как сказано (Теилим 26;3): «Ибо милосердие Твое перед моими глазами». И пример тому раб, согрешивший перед господином: пока рабке поймет тяжесть своей вины, господин не простит ему. А если раб скажет, что прегрешение его невелико, гнев господина на него увеличится. Поэтому преступник обязательно должен познать величину преступления и соразмерность наказания. Как сказано (Шмуэль 126;21): «Я вел себя глупо и очень ошибался». Посему во имя Закона и утверждения его следует нам обучить сынов Иегуды пониманию серьезности наказаний за каждое преступление и за каждый грех. Для того и это предисловие. И еще великая и огромная, и крепкая польза вот в чем: как я вижу, большинство народа считает многие тяжелые преступления легкими, а о тех преступлениях, за которые полагается смертная казнь или «карэт», думают, что избегать их — значит, добавить себе достоинства за благочестивое поведение. Они спотыкаются и падают, не заметив опасности, как сказано (Ишая 48;8): «И издавна не было открыто ухо твое». Поэтому мы обязаны предостеречь их и открыть им серьезность многих преступлений. А также открыть им, что в легких заповедях существуют многие аспекты, приводящие к полному уничтожению и потере души. А многие из тех, кто считается злодеем, оставят свой злодейский путь, узнав, что он ведет к гибели и исчезновению, — им откроется величина преступления и то, что за ним следует. И падающие наберутся сил совладать со своим вожделением, ибо не смогут равнодушно глядеть на свою гибель.

3. Вот, например, человек желает попасть в какой-нибудь город. А ему скажут, что дорога полна камней, колючек и ухабов. Это его не остановит, поскольку ему нужно быть в том городе, и он все равно пойдет. Но если ему скажут, что на дороге лев стережет и леопард готов прыгнуть, то нога этого человека не ступит на ту дорогу. Поэтому сказал Шломо (Мишлей 1;2): «Знать мудрость и наставление, понять слова разума», то есть правильность действий и воздержание от преступлений зовется мудростью, как сказано (Дварим 4;6):»Ибо это /Тора/ мудрость ваша и разумение ваше».И когда человек изучил и узнал заповеди, узнал, что является преступлением, требуется ему узнать также и о мерзости преступлений. И узнать, какую гибель они несут и какой вред они приносят, — дабы удалиться от них, угрожая самому себе напоминанием о наказаниях и наставляя других. Знание этого зовется «мусар». И наставляющим, и упрекающим стоит изучить «мусар» и знать об этом.

А теперь объясним степени серьезности заповедей и предостережений и различие между наказаниями.

Степень первая

4. Серьезность «диврей софрим», то есть постановлений мудрецов. Законом мы обязаны исполнять постановления пророков и судей, и слушаться мудрецов, остерегаясь преступить установленное ими. Как сказано (Дварим 17; 11): «Не уклоняйся от того, что они тебе скажут, ни вправо, ни влево». И хотя нам заповедано Законом исполнять действенно все, что они нам укажут, — заповедь, упомянутая в Торе, важнее, серьезнее, значимее постановлений мудрецов. Ибо об этом сказано в книге Торы Всевышнего, и Всевышний приказал об этом. Но существуют аспекты и стороны, в которых слова мудрецов более значимы, чем слова Торы. Мудрецы сказали, что «диврей софрим» более значимы, чем слова Торы в том случае, например, если некто, дабы нарушить законы Торы, объявляет, что нет заповеди о тфилин, — суд не наказывает его. Но если кто-либо, желая добавить к постановлениям мудрецов, заявляет, что тфилин состоят из пяти частей, — суд карает его смертной казнью. И тот, кто нарушает постановления мудрецов карается смертью (Брахот 46).

5. А теперь тебе следует узнать, почему же нарушающий постановления мудрецов карается смертью. И это нарушение посерьезнее нарушения заповедей. Вот разъяснение тому: посмевший нарушить постановления мудрецов делает это не потому, что его пересилило злое начало, а потому, что пренебрегает их словами, потому что не прозрел, и не видит свет их слов, и не идет под сиянием веры, и не подчиняется их установлениям, и не утруждает себя исполнением их велений, ссылаясь на то, что эти установления и веления не записаны в Торе. Он ведет себя иначе, чем нарушитель слов Торы, который горюет и сожалеет, и страшится, и ему тяжко оттого, что злое начало соблазнило его совершить преступление. Поэтому и выносится смертный приговор тому, кто пренебрег и бросил на землю благие постановления мудрецов. Он как бы объявляет: не будем им подчиняться! Это подобно сказанному о судье, восставшем против мудрецов (Дварим 17; 12): «И человек, который поступит дерзко» и так далее.

6. И, во-вторых, потому что такой человек далек от раскаяния, поскольку это не кажется ему важным, — он постоянно повторяет свои глупости и продолжает вести себя глупо. И наказание за это «легкое» преступление, если преступник совершает его множество раз, тяжелее, чем за серьезный проступок,

7. Еще сказали мудрецы: «Любовь твоя милее вина». Это значит, что слова мудрецов милее вина Торы. Нам следует объяснить также и это. Знай же, что страх пред Всевышним — в основе заповедей. Как сказано (Дварим 10; 12): «А теперь, Исраэль, чего Всевышний требует от тебя? Того только, чтобы страшиться Всевышнего».И за это Всевышний благоволит к тем, кто Его страшится. А постановления мудрецов и вводимые ими ограничения — вот основа пути к страху пред Всевышним. Ибо они создают ограду и образуют отдаление, чтобы никто не коснулся Закона и не нанес ему вреда, — так хозяин поля строит ограду вокруг своего поля; он ценит и бережет его, не хочет, чтобы на поле пришли чужие люди, боится, что оно станет пастбищем быку и тропой овце. Как сказано (Ваикра 18;30): «И берегите мою стражу», то есть сделайте ограду ограде. И в большой степени остерегаться и ограждаться, и удаляться от запретного — это одна из основ страха пред Всевышним. А кто больше остерегается, достигнет великой награды, как сказано (Теилим 19; 12): «И раб Твой осторожен, бережет их, в сохранении их — великая награда». Поэтому сказали: слова мудрецов милее вина Торы, потому что их постановления и ограничения — одна из основ страха пред Всевышним. И награда за соблюдение заповеди о страхе гораздо больше, чем многие другие заповеди, потому что страх пред Всевышним — основа заповедей. И вот пример: кто, согласно установлениям мудрецов, остерегается уединяться с женщиной, из страха перед преступлением. Это следует из того, что на его душе сияет свет страха пред Всевышним, благословен Он.

8. И вот в разделе о страхе пред Всевышним мы уведомили тебя, что человек обязан наблюдать поведение своих детей и разбираться в них и различать плута и хитреца и того, кто идёт по прямой стезе, — ради великой цели, как мы тебе сообщили. И вот ты видишь обжор, которые не заботятся о мытье рук, но садятся за стол и не произносят благословение ни перед едой, ни после еды, и так же нарушают еще многие постановления мудрецов, и по этому признаку можно узнать их. Таким образом ты распознаешь их путь и узнаешь, что они негодяи и преступники пред Всевышним и в конце концов их постигнет полная гибель. И о них сказано, что нарушающий постановления мудрецов карается смертью. Ибо не злое начало заставляет их совершать эти проступки, и порождения материи и плотского вожделения не побуждают их поступать подобным образом. Но злое сердце и желание восстать против Всевышнего заставляют их. И вот они как и вся толпа негодяев как бы говорят Всевышнему: «Оставь нас, мы не желаем знать Твои пути». Они тоже далеки от истинного пути.

Так же, как и те, кто не остерегается сыра неевреев и того, что приготовлено неевреями. Ибо они пренебрегают постановлениями мудрецов. Они совершают преступления, чтобы набить свои животы, и презирают постановления мудрецов. Они сбросили с себя ярмо Закона и страха пред Всевышним. И это о них сказано, что тому, кто нарушает постановления мудрецов, полагается смертная кара, как мы объяснили выше.

И, во-вторых, поскольку им известно, что святой народ остерегается всего этого, значит, они отошли от путей нашего народа и отделили себя от него. И сказали мудрецы, что отошедшие от путей нашего народа опускаются в гееном, их наказывают там поколение за поколением.

И знай же, что суд имеет право наказывать нарушающего постановления мудрецов и приговаривать к битью плетьми; более, чем сорок плетей или менее сорока, согласно разумению суда.


Центральное место в главе Аазину занимает Песнь, записанная пророком Моше. В этой Песне зашифрована вся история еврейского народа, от начала до самого конца. Читать дальше