Из цикла «Пиркей де-раби Элиэзер», темы: Первородный грех, Сотворение мира, Устная Тора, Мудрецы Мишны, Древо Познания, Раби Элиезер, Адам
Сказано: «От плодов дерева, которое внутри сада»[1]. Учили: раби Зейра сказал: «От плодов дерева» - это человек, который уподоблен дереву, как сказано: «Ведь, как человек, дерево в поле»[2]. «Внутри сада» - это иносказательное выражение, означающее «в теле». «Внутри сада» - в теле женщины. «Сад» - это женщина, как сказано: «Запертый сад - моя сестра - невеста»[3]. Как сад растит всё, что в нем посеяли, так и женщина беременеет и рожает от мужа. Хава забеременела Каином, а потом Эвелем, как сказано: «А Адам познал Хаву, жену свою»[4]. Что значит «познал»? Хава забеременела и увидела образ, который был подобен верхним, а не нижним. Посмотрела она и сказала: «Обрела я человека с Богом»[5].
Сказал раби Ишмаэль: от Шета ведут свое происхождение праведные поколения, а от Каина пошли все поколения злодеев, которые бунтовали против Небес и грешили. Они говорили Всевышнему: «Нам не нужно ни капли Твоего дождя», как сказано: «И сказали Богу: “Уйди от нас!”»[6] Сказал раби Миаша: «Каин родился вместе с сестрой-близнецом, и Эвель тоже родился вместе с сестрой-близнецом». Возразил ему раби Ишмаэль: «Но ведь уже сказано в Торе: “И если возьмет человек сестру свою, дочь отца своего или дочь матери своей... это (называется) хесед - грех свой понесет он”[7]». Ответил ему рав Миаша: «Знай, что не было в мире других женщин, на которых Каин и Эвель могли бы жениться, поэтому Всевышний разрешил им жениться на сестрах. Об этом сказано: “Мир милосердием (хесед) построен будет”[8]». (Здесь слово хесед трактуется согласно его значению в приведенном выше стихе из книги Ваикра - там хесед означает запрещенную Торой связь между братом и сестрой.) Пока не была дана Тора, мир творился при помощи хеседа.
Сказал раби Йосе: Каин и Эвель были близнецами, ведь сказано: «И зачала, и родила Каина»[9], и тут же продолжила рожать, как сказано: «И продолжила, и родила брата его, Эвеля»[10]. Каин любил обрабатывать землю и сеять, а Эвель любил пасти скот. Каждый из них кормил другого от вверенного ему. Пришла ночь праздника Песах. Адам сказал своим сыновьям: «В эту ночь сыны Израиля будут есть принесенные накануне пасхальные жертвы. Принесите и вы жертвы вашему Творцу». Каин принес семя льна, а Эвель принес в жертву лучших первенцев из своих стад и овец, которых еще не остригали. Приношение Каина было отвергнуто, а приношение Эвеля было принято, как сказано: «И повернулся Бог к Эвелю и его приношению»[11].
Сказал раби Йеошуа бен Корха: Всевышний сказал: «Пусть никогда не перемешиваются подношение Каина и подношение Эвеля, чтобы не перемешались шерсть со льном», как сказано: «Не надевай шаат- нез (одежда, сшитая из шерсти и льна)»[12]. Даже если эти ткани склеены вместе, не надевай эту одежду, как сказано: «И одежда из смешанной ткани (шерсти и льна) да не накроет тебя»[13].
Сказал раби Цадок: в сердце Каина проникли зависть и сильная ненависть из-за того, что была принята жертва Эвеля. Кроме того, жена Эвеля была красавицей. Сказал Каин: «Убью я Эвеля, брата своего, и возьму себе его жену», как сказано: «И сказал Каин своему брату Эве- лю, и, когда они были в поле...»[14] «Поле» - это женщина, ведь она уподоблена полю: «Ведь, как человек, дерево в поле»[15]. Каин взял камень, ударил им Эвеля в лоб и убил, как сказано: «И встал Каин над Эвелем, братом своим, и убил его»[16]. Сказал раби Йоханан: Каин не знал, что
Всевышнему известно всё тайное. Он взял тело брата и спрятал его в поле. Всевышний спросил его: «Где Эвель, брат твой?» Каин ответил: «Владыка мира! Ты назначил меня сторожить поля и виноградники, но не назначал меня сторожить брата!», как сказано: «Разве сторож я брату своему?!»[17] Всевышний ответил ему: «Ты убил, а теперь и наследовать хочешь (взять его землю и его жену)?! - “Голос крови брата твоего вопиет ко Мне из земли”[18]». Услышал это Каин и испугался. А Всевышний проклял его, чтобы скитался по земле, за то, что пролил кровь.
Сказал Каин: «Владыка мира! Невыносима вина моя, ведь нет ей прощения!» Эти слова были засчитаны Каину как раскаяние, как сказано: «Невыносима вина моя»[19]. И еще сказал Каин: «Ведь в будущем может кто-нибудь подняться и убить меня, так как я всё еще несу наказание за убийство брата». Тогда Всевышний взял одну из 22 букв, которыми записана Тора, и поместил на руку Каина, чтобы его не убили, как сказано: «И наложил Всевышний на Каина знак»[20]. А собака, которая сторожила стада Эвеля, охраняла его тело от хищных животных и птиц. Адам и Хава сидели и оплакивали Эвеля и не знали, что делать с ним, ведь они не знали, как хоронят. Прилетел ворон, вырыл яму, взял тело погибшего ворона и похоронил на глазах у Адама и Хавы. Адам сказал: «Сделаю я, как этот ворон», вырыл могилу и похоронил Эвеля. Всевышний дал воронам награду в этом мире. Когда они откладывают яйца, они видят, что яйца белые, и убегают от них, думая, что это яйца змеи. А Всевышний заботится о вылупившихся птенцах ворона и дает им пропитание. Более того, именно вороны просят дождя, и Всевышний отвечает им, как сказано: «Дающий животному пищу его и отвечающий детенышам ворона, когда они взывают к Нему»[21].
[1] Берешит 3:3.
[2] Дварим 20:19.
[3] Шир а-Ширим 4:12.
[4] Берешит 4:1.
[5] Берешит 4:1.
[6] Иов 21:14.
[7] Ваикра 20:17.
[8] Теилим 89:3.
[9] Берешит 4:1.
[10] Берешит 4:2.
[11] Берешит 4:4.
[12] Дварим 22:11.
[13] Ваикра 19:19.
[14] Берешит 4:8.
[15] Дварим 20:19.
[16] Берешит 4:8.
[17] Берешит 4:9.
[18] Берешит 4:10.
[19] Берешит 4:13.
[20] Берешит 4:15.
[21] Теилим 147:9.
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»