Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Щедрый врач и тяжелый пациент. Наш мир как приготовление к будущему миру.

«Смотри, Я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие»[1].

Знай, что хотя нам кажется, что этот мир — это благо, и наша жизнь, — это что-то настоящее, уже сказал мудрейший из людей царь Шломо: «Какая выгода человеку от всех трудов его, что он трудится под солнцем?»[2] (под солнцем — труд физической жизни — прим.). Этот мир является всего лишь приготовлением к будущему миру. Невозможно решить, что блага этого мира обязательно к добру. Они могут быть как к добру, так и ко злу. Всевышний дает добро праведным — пропитание и все необходимое для жизни, и для их домочадцев, и когда они всю свою душу отдают Торе и заповедям, то нет благословения больше, чем это. Но если Всевышний дает человеку богатство и много имущества, а тот в первую очередь заботится о том, чтобы набить живот, и всюду, куда не направится — грешит сам и вводит в грех других — нет большего проклятия, чем это богатство, как сказано: «И платит ненавидящим Его сразу, чтобы уничтожить»[3]. Это и говорится в стихе: «Смотри, Я предлагаю вам сегодня» — то есть, в этом мире, — «благословение и проклятие». «Благословение — если послушаете заповедей Б-га…»[4]2 — если будете соблюдать заповеди, то этот физический мир будет вам благословением. «А проклятие — если не послушаете»[5].

Притча.

Один человек заболел и пришел к врачу. Этот врач был богатым и щедрым, и проявлял ко всем обращающимся к нему милосердие. Больной попросил у врача дать ему изысканную пищу. Люди, услышавшие это, недоумевали: он, наверное, ненормальный. Почему, вместо того, чтобы попросить лекарств, этот человек просит то, что может ускорить его смерть. Врач объяснил: «Он не просит то, что для него полезно, из-за болезни. Она влияет на него так, что он не чувствует, что для него хорошо. Поэтому я не только не сержусь на него, но наоборот, мне еще больше его жаль, и хочется приложить все усилия к его излечению, ведь он даже не понимает, что делает. Я не обращаю внимания на его просьбы, так как знаю, что болит у него сердце, и, на самом деле, он просит меня спасти его от этого недуга. Какая мне разница, что он не знает, чего следует просить? Я ведь знаю, что нужно для его излечения». Смысл этой притчи в том, что мы просим у Всевышнего вещи, от которых нам нет никакой пользы. А Он, видя, как овладела нами глупость, в великом Своем милосердии прислушивается к нашему голосу. То есть, Он не слушает, что именно мы просим — неподходящие и ненужные нам вещи, а слушает только звук нашего голоса — крик человека, которого постиг недуг, и Сам выбирает, какое благо дать нам.

Еще один комментарий на слова «Смотри, Я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие».

Спрашивает Мидраш[6]: «Каков закон: можно ли разбить чтение текста проклятий, записанных в Торе, на несколько частей? (речь идет об общественном чтении отрывка Торы, где содержаться проклятия — прим.) Так учили мудрецы: Не прерывают чтение проклятий (т.е. не разбивают на несколько частей). Весь отрывок о проклятиях читает один человек, как сказано: “Наставления Б-га, сын мой, не отвергай, и не гнушайся (аль такоц) Его поучения”[7] — не делай поучений кусочками». Почему не прерывают чтение проклятий? Чтобы разъяснить это, приведем то, что сказано там же в Мидраше: Сказал Всевышний: «Не во зло вам дал Я вам благословения и проклятия, а для того, чтобы указать вам, какой путь — путь добра, для того, чтобы получили награду». Откуда это известно? «Смотри, Я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие».

Эти слова Мидраша совершенно непонятны. Разъясним их с помощью притчи:

Притча.

У одного человека заболел сын. Пришел врач и сказал отцу, что следует вызвать у ребенка рвоту. Отец стал объяснять врачу, что его сын от природы изнеженный и слабый, и ему тяжело терпеть лекарства. Врач ответил: «Знай, что когда я осматривал его, я заметил это, но все же, чтобы его вылечить, необходимо сделать так, чтобы его вырвало десять раз». Отец сказал: «Постарайтесь все же давать ему поменьше лекарств». Врач возразил: «Я ведь уже сказал тебе, что обратил внимание на то, что ребенок чувствителен к лекарствам. Я обязательно это учту при дозировке лекарств. А теперь дай мне быстро бумагу и перо, и я напишу, какие лекарства нужны, чтобы вызвать у ребенка рвоту». Он взял лист бумаги и исписал его весь. Увидев это, отец стал умолять: «Прекрати! Как сможет мой сын пить столько настоев?» Мудрый врач ответил: «Поверь мне, чем больше я напишу, те меньше ему придется глотать. Садись тихо, и смотри». Пришлось отправить слугу в аптеку, и тот вернулся нагруженный пакетами разных трав и снадобий. Отец смотрел на все это с тяжелым сердцем. Врач забрал пакеты, велел поставить ему стол рядом с кроватью больного, и стал резать и толочь принесенное. Запах лекарств вызвал у ребенка тошноту, и у него началась рвота. Его вырвало раз и другой, а врач все продолжал резать и толочь. Так продолжалось, пока мальчика не вырвало десять раз. Тогда врач велел убрать лекарства, и обратился к отцу ребенка: «Видишь, я сделал как и обещал. Если бы я хотел, чтобы твой сын принял лекарства, мне не нужно было бы заказывать такое количество. Достаточно было бы дать ему одну-две ложки. Но осматривая ребенка, я понял, что он не сможет проглотить ни капли лекарства, а потому требовалось огромное количество ингредиентов, чтобы они повлияли на больного внешне». Смысл этой притчи в том, что еврейский народ похож на этого больного мальчика. Если бы Всевышний хотел лечить нас теми «снадобьями», которые перечислены в наказаниях, то хватило бы одного или двух из них. Но Всевышний из любви и милосердия, зная, что мы не выдержим даже одного наказания, составил длинный список (глава Ръэ является как бы предисловием к главе Ки Таво, где приводятся 98 проклятий — прим.). Тот, кто будет его читать, будет впечатлен обилием наказаний и это подействует на него. Поэтому мудрецы совершенно справедливо постановили не прерывать чтение проклятий во время чтения этой недельной главы Торы. Их все читают при одном вызванном к Торе, чтобы усилить впечатление слушателей от этого длинного списка. Тогда можно надеяться на то, что он благотворно подействует на нас и излечит болезни души. А если бы проклятия разделили бы на несколько вызовов к Торе, они не звучали бы как один длинный перечень и не оставляли бы на слушателях должного впечатления. Значит, обилием проклятий Всевышний сделал нам добро. И об этом говорят мудрецы: «Не во зло вам дал Я вам благословения и проклятия, а для того, чтобы указать вам, какой путь — путь добра, для того, чтобы получили награду». Откуда это известно? Из слов, с которыми Б-г обращается к нам в Торе — «Смотри, Я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие». «Сегодня» — нам достаточно выслушать эти проклятия, чтобы исправить свое поведение. Значит, Всевышний не желал, чтобы эти проклятия на самом деле сбылись. И так сказано у пророка: «Слушали и внимали…»[8] — то есть, им хватило только послушать. И это сказал мудрый царь Шломо: «.и назидательные наставления — путь жизни»[9]. Если бы было сказано просто «наставления» то это подразумевало бы реальное наказание, а «назидательные наставления» это предупреждение о наказании.

Сказал тот, кто записывал притчи рабби Яакова из Дубно: Я знаю, что ты хочешь сказать, что даже после этих разъяснений остаются не совсем понятными слова Мидраша: «Не во зло вам дал Я вам благословения и проклятия…»[10]. Можно по ошибке решить, что проклятия даны именно во зло. Поэтому Всевышний обратил наше внимание на то, что это не так. Но разве кто-нибудь может предположить, что благословения были даны во зло? Почему Всевышнему понадобилось пояснять: «Не во зло вам дал Я вам благословения…»? И доказывают это из того, что сказано вместе «Смотри, Я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие». Всякий думающий человек удивится: каким образом это высказывание доказывает, что благословения и проклятия даны только на пользу? Чтобы объяснить это прекрасное высказывание, упомяну сказанное моим учителем[11], да будет благословенна память о нем, когда он толковал стих: «Кто это поднимается из пустыни?» А в Мидраше[12] написано: Сказали народы мира: «Кто эти, чьи деяния поднимаются в огне и опускаются в огне»? Сказал им Б-г: «Им есть на что положиться — на то, что учат: воскурение, мор и левона — это Авраам, Ицхак и Яаков» (воскурения, — это приятные Б-гу поступки праотцов. Так толкует здесь Мидраш — прим.). А теперь разъясним:

Притча.

Торговцы зарабатывают на жизнь двумя путями. Либо в собственном доме или лавке, либо они для заработка привозят товар из-за моря. Разница между ними в том, что те, кто зарабатывают рядом с домом, не могут сильно обогатиться. Их товар всем известен, и все знают его цену и стоимость. Но те, кто отправляются за товаром за море, могут разбогатеть внезапно. А если спросишь: почему же тогда все торговцы не отправляются в дальние страны? Ответ: потому что, хотя в этом может быть большая прибыль, но также в этом большой риск. Дома человек хотя бы может быть уверен, что не понесет убытка. Рассмотрим, кому все-таки подходит оставить привычную торговлю в собственном городе, и отправиться вдаль, несмотря на риск и большую ответственность. Так может поступить молодой человек, который находится на содержании у богатого отца или тестя. Для него риск невелик: если он окажется удачлив — то очень разбогатеет, а если его постигнет неудача — может не переживать, так как его богатый отец или тесть восполнят ему все необходимое.

Смысл этой притчи в том, что изначально люди в мире должны были соблюдать семь заповедей, данных сыновьям Ноаха. Они «зарабатывали на жизнь» этим небольшим количеством заповедей, как мелкий торговец, который довольствуется тем, что зарабатывает дома. Но вот Всевышний захотел дать людям 613 заповедей, которые как сделка за морем, могут принести огромную «прибыль». Все народы убежали от этого «бизнеса» подальше, и только народ Израиля принял его на себя. Когда другие народы услышали, что еврейский народ принял на себя исполнение 613 заповедей, были поражены и сказали: «Кто эти, чьи деяния поднимаются в огне…?» Действительно, если они будут удачливы, то будет у них огненные столп и стена (видимо, имеется в виду тот столп, который отделял евреев от врагов, и огненный столп, который шел перед ними ночью во время выхода из Египта — прим.). Но они также «…опускаются в огне» — ведь если понесут убыток, то огонь их поглотит и уничтожит. На этот вопрос был дан ответ с Небес: «Это потомки Авраама, Ицхака и Яакова». Они потомки великих богачей, и у них есть на что положиться. Свидетельство этому: когда они несут убытки, за них вступается защитник, и говорит: «Вспомни Аврааму…».

Знай, что и после этого объяснения человек, который хочет остаться со своим пониманием и идти своим путем, найдет возможность сказать, что Писание специально пространно расписывает достоинства Торы и перечисляет множество благословений, чтобы человек принял на себя этот большой «бизнес», несмотря на ту огромную ответственность, которая с этим связана. Мол, Тора хочет привести человека к берегу моря, а там он канет в пучине. Если бы Тору и успех тех, кто ее соблюдает, так не расхваливали, то никто не захотел бы рисковать, и принимать ее на себя.

Притча.

Один человек завидовал своему знакомому богачу, и хотел втянуть его в дело, где он потеряет все свое имущество. Для этого он прикинулся верным другом этого богача и сказал ему: «Послушайся моего совета! Я слышал, что на островах очень дорого ценится пшеница. Купи на весь свой капитал пшеницы, и отошли ее туда. Таким образом, за короткое время ты несказанно разбогатеешь». На самом же деле, все обстояло наоборот. Тот обманщик знал, что на островах пшеница стоит дешевле, чем у них в стране. Только глупец, зная об этом, согласился бы вложить деньги в такое дело. Поэтому обманщику требовалось расхвалить и разукрасить свое предложение, и описать мнимую прибыль, которую богач получит, а также убедить его, что риск, на который он пойдет, оправдан. Получается, что главная цель его похвал, и перечисления будущих благ — нанести богачу урон. Смысл этой притчи в том, что Всевышний сказал: «Вы думаете, что я дал вам благословения и проклятия во зло? Вы думаете, что Я так расписал благо и благословения, которые вы получите за соблюдение заповедей, чтобы вы согласились пойти на риск, и принять их? Но это не так, Я дал их вам для вашего блага. Я действительно добрый советчик и верный друг вам. Я желаю вам успеха, и поэтому предлагаю вам этот “бизнес” — чтобы вы принесли в дом благословение». И доказывается это из того, что сказано: «Смотри, Я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие», то есть, поскольку Всевышний перечислил не только благословения, но и проклятия, то это доказательство того, что Он верный и надежный советчик, и хочет нам добра и успеха. Он рассказал нам о большой награде, но и предупредил о риске, который берет тот, кто принимает на себя заповеди — перечислил проклятия. Лжец же описывает только положительные стороны своего предложения, и умалчивает об отрицательных, чтобы его «клиент» не отказался от дела.


[1] Дварим 11:26

[2] Коэлет 1:3

[3] Дварим 7

[4] Дварим 11:27

[5] Дварим 11:28

[6] Мидраш Дварим Раба 4:1

[7] Мишлей 3:11

[8] Ирмеяу 14

[9] Мишлей 6:23

[10] Добро и зло упомянуты в Дварим 30:15

[11] Рабби Яаков из Дубно в книге «Коль Яаков»

[12] Мидраш Раба Шир а-Ширим 3:2

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Центральное место в главе Аазину занимает Песнь, записанная пророком Моше. В этой Песне зашифрована вся история еврейского народа, от начала до самого конца. Читать дальше