Из цикла «Пиркей де-раби Элиэзер», темы: Первородный грех, Сотворение мира, Мидраш, Авдала, Устная Тора, Мудрецы Мишны, Раби Элиезер, Адам
«И изгнал человека»[1]. Адам был изгнан из Ган Эдена и пошел на гору Мория, так как она находится рядом с вратами Ган Эдена. Оттуда был он взят и туда же возвращен, как сказано: «И взял Б-г человека»[2]. Откуда Всевышний его взял? Из земли, на которой в будущем должен был стоять Храм, как сказано: «Обрабатывать землю, из которой был взят»[3]. Сказал раби Йеуда: Всевышний соблюдал шабат первым, а Адам соблюдал его первым на земле. Шабат охранял Адама от бед и утешал в грусти, как сказано: «Когда много тревог у меня, утешения Твои ободряют душу мою»[4].
Сказал раби Йеошуа бен Корха: от дерева, под которым прятались Адам и Хава после греха, взяли листья и сшили, как сказано: «И сшили листья смоковницы»[5]. Сказал раби Элиэзер бен Яаков: из чешуи, которую сбросил змей, Всевышний сделал достойную одежду Адаму и Хаве, как сказано: «И сделал Бог Адаму и жене его одеяния из кожи и одел их»[6]. В сумерки в шабат Адам сидел и переживал: «Горе мне, ведь змей, который ввел меня в заблуждение в канун субботы, может укусить меня сейчас». Ему был послан огненный столп, чтобы светить ему и охранять. Увидел Адам огненный столп, возрадовался в сердце своем и сказал: «Теперь я знаю, что Всевышний со мной». Адам протянул руки к огню и произнес благословение: «Благословен… творящий свет огня». Убрав руки от огня, Адам сказал: «Теперь я знаю, что святой день отделен от будних и что не следует зажигать в этот день огонь», и произнес еще одно благословение: «.отделяющий святое от будничного».
Сказал раби Мана: «Как отделяют святой день от будней? Человек должен произнести благословение над бокалом вина при свете огня: “Благословен… творящий свет огня”. А когда убирает руки от огня, он должен сказать: “Благословен. отделяющий святое от будничного”. Если нет вина, пусть протянет руки к огню, и посмотрит на свои ногти, которые белее остального тела, и скажет: “Благословен. творящий свет огня”. А когда убирает руки от огня, пусть скажет: “Благословен. отделяющий святое от будничного”. Если нет огня, надо протянуть руки в сторону звезд, ведь они состоят из огня, посмотреть на свои ногти и сказать: “Благословен. творящий свет огня”. Если небо покрыто тучами и звезд не видно, следует взять камень с земли (так как с помощью камня можно извлечь огонь) и сказать: “Благословен. отделяющий святое от будничного”».
Сказал раби Элиэзер: после того, как человек выпил вино авдалы, он должен налить в этот же стакан немного воды (чтобы собрать оставшиеся капли вина) и выпить, чтобы показать, как ему приятна эта заповедь. Небольшим количеством воды, которая осталась после этого в стакане, смазывают глаза, так как мудрецы сказали, что остатки от выполненной заповеди задерживают наказание. Сказал раби Цадок: тот, кто не делает авдалу на вино на исходе субботы или не слушает авдалу от другого, никогда не увидит благословения в своих делах. А тот, кто слушает авдалу или делает ее сам, избран Всевышним, как сказано: «И отделил Я вас от других народов»[7], а также: «И будете Мне избранными»[8].
В первый день после субботы Адам вошел в воды верхнего Гихона по шею и постился семь недель, пока его тело не стало подобным решету (от раскрывшихся пор). Адам сказал Всевышнему: «Владыка всех миров! Сними с меня грех, прими мое раскаяние! Пусть узнают будущие поколения, что есть возможность раскаяться и что Ты примешь раскаявшегося!» Что сделал Всевышний? Простер над ним правую руку (как знак милосердия Своего) и снял грех с Адама, приняв его раскаяние, как сказано: «О грехе своем уведомил я Тебя и вины своей не скрыл… а Ты снял с меня грех. Сэла»[9]. Сэла (навечно) — в этом мире и в будущем.
Адам сидел и размышлял: «Ведь знаю я, что Ты низведешь меня в обитель смерти, куда попадает всё живое»[10]. Он решил: «Пока я жив, построю себе место погребения возле горы Мория». Адам сказал: «Перед скрижалями, написанными Божьим перстом, в будущем отпрянут воды Иордана, а мое тело Он сделал обеими руками и вдохнул в меня от Своего духа. Не желаю я, чтобы после моей смерти мои кости взяли и делали с их помощью разные чудеса и сделали из меня идола. Спрячу я свое захоронение глубоко и далеко в пещере». Поэтому эта пещера называется Пещера Махпела, ведь она двойная — пещера в пещере (кафуль на иврите — двойной [и корень «кпл/хфл» — прим.ред.]). В ней захоронены Адам и Хава, Авраам и Сара, Ицхак и Ривка, Яаков и Лея. Поэтому место, где она находится, называется Кирьят-Арба — «Город четырех», ведь там похоронены четыре пары. О них сказано: «Отходит к миру, покоится на ложе своем тот, кто шел прямо»[11].
[1] Берешит 3:24.
[2] Берешит 2:15.
[3] Берешит 3:23.
[4] Теилим 94:19.
[5] Берешит 3:7.
[6] Берешит 3:21.
[7] Ваикра 20:26.
[8] Шемот 19:5.
[9] Теилим 32:5-6.
[10] Иов 30:23.
[11] Йешаяу 57:2.
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»