Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Из чего Хава и Адам сшили одежды? Мнения талмудистов.

«И изгнал человека»[1]. Адам был изгнан из Ган Эдена и пошел на гору Мория, так как она находится рядом с вратами Ган Эдена. Оттуда был он взят и туда же возвращен, как сказано: «И взял Б-г человека»[2]. Откуда Всевышний его взял? Из земли, на которой в будущем должен был стоять Храм, как сказано: «Обрабатывать землю, из которой был взят»[3]. Сказал раби Йеуда: Всевышний соблюдал шабат первым, а Адам соблюдал его первым на земле. Шабат охранял Адама от бед и утешал в грусти, как сказано: «Когда много тревог у меня, утешения Твои ободряют душу мою»[4].

Сказал раби Йеошуа бен Корха: от дерева, под которым прятались Адам и Хава после греха, взяли листья и сшили, как сказано: «И сшили листья смоковницы»[5]. Сказал раби Элиэзер бен Яаков: из чешуи, которую сбросил змей, Всевышний сделал достойную одежду Адаму и Хаве, как сказано: «И сделал Бог Адаму и жене его одеяния из кожи и одел их»[6]. В сумерки в шабат Адам сидел и переживал: «Горе мне, ведь змей, который ввел меня в заблуждение в канун субботы, может укусить меня сейчас». Ему был послан огненный столп, чтобы светить ему и охранять. Увидел Адам огненный столп, возрадовался в сердце своем и сказал: «Теперь я знаю, что Всевышний со мной». Адам протянул руки к огню и произнес благословение: «Благословен… творящий свет огня». Убрав руки от огня, Адам сказал: «Теперь я знаю, что святой день отделен от будних и что не следует зажигать в этот день огонь», и произнес еще одно благословение: «.отделяющий святое от будничного».

Сказал раби Мана: «Как отделяют святой день от будней? Человек должен произнести благословение над бокалом вина при свете огня: “Благословен… творящий свет огня”. А когда убирает руки от огня, он должен сказать: “Благословен. отделяющий святое от будничного”. Если нет вина, пусть протянет руки к огню, и посмотрит на свои ногти, которые белее остального тела, и скажет: “Благословен. творящий свет огня”. А когда убирает руки от огня, пусть скажет: “Благословен. отделяющий святое от будничного”. Если нет огня, надо протянуть руки в сторону звезд, ведь они состоят из огня, посмотреть на свои ногти и сказать: “Благословен. творящий свет огня”. Если небо покрыто тучами и звезд не видно, следует взять камень с земли (так как с помощью камня можно извлечь огонь) и сказать: “Благословен. отделяющий святое от будничного”».

Сказал раби Элиэзер: после того, как человек выпил вино авдалы, он должен налить в этот же стакан немного воды (чтобы собрать оставшиеся капли вина) и выпить, чтобы показать, как ему приятна эта заповедь. Небольшим количеством воды, которая осталась после этого в стакане, смазывают глаза, так как мудрецы сказали, что остатки от выполненной заповеди задерживают наказание. Сказал раби Цадок: тот, кто не делает авдалу на вино на исходе субботы или не слушает авдалу от другого, никогда не увидит благословения в своих делах. А тот, кто слушает авдалу или делает ее сам, избран Всевышним, как сказано: «И отделил Я вас от других народов»[7], а также: «И будете Мне избранными»[8].

В первый день после субботы Адам вошел в воды верхнего Гихона по шею и постился семь недель, пока его тело не стало подобным решету (от раскрывшихся пор). Адам сказал Всевышнему: «Владыка всех миров! Сними с меня грех, прими мое раскаяние! Пусть узнают будущие поколения, что есть возможность раскаяться и что Ты примешь раскаявшегося!» Что сделал Всевышний? Простер над ним правую руку (как знак милосердия Своего) и снял грех с Адама, приняв его раскаяние, как сказано: «О грехе своем уведомил я Тебя и вины своей не скрыл… а Ты снял с меня грех. Сэла»[9]. Сэла (навечно) — в этом мире и в будущем.

Адам сидел и размышлял: «Ведь знаю я, что Ты низведешь меня в обитель смерти, куда попадает всё живое»[10]. Он решил: «Пока я жив, построю себе место погребения возле горы Мория». Адам сказал: «Перед скрижалями, написанными Божьим перстом, в будущем отпрянут воды Иордана, а мое тело Он сделал обеими руками и вдохнул в меня от Своего духа. Не желаю я, чтобы после моей смерти мои кости взяли и делали с их помощью разные чудеса и сделали из меня идола. Спрячу я свое захоронение глубоко и далеко в пещере». Поэтому эта пещера называется Пещера Махпела, ведь она двойная — пещера в пещере (кафуль на иврите — двойной [и корень «кпл/хфл» — прим.ред.]). В ней захоронены Адам и Хава, Авраам и Сара, Ицхак и Ривка, Яаков и Лея. Поэтому место, где она находится, называется Кирьят-Арба — «Город четырех», ведь там похоронены четыре пары. О них сказано: «Отходит к миру, покоится на ложе своем тот, кто шел прямо»[11].


[1] Берешит 3:24.

[2] Берешит 2:15.

[3] Берешит 3:23.

[4] Теилим 94:19.

[5] Берешит 3:7.

[6] Берешит 3:21.

[7] Ваикра 20:26.

[8] Шемот 19:5.

[9] Теилим 32:5-6.

[10] Иов 30:23.

[11] Йешаяу 57:2.

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.