Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тысяча монет в наследство и нежелание работать на других

«И будет, за то, что вы будете изучать эти законы, и хранить их и исполнять их, будет Б-г хранить тебе союз и милость, о которых поклялся твоим праотцам»[1].

Возникает вопрос: если они сами будут изучать и исполнять заповеди, то зачем нужно вспоминать им заслуги праотцов?

Притча.

У одного старика был маленький сын, и он собрал ему в наследство тысячу монет. Он попросил одного из своих друзей быть опекуном мальчика после его смерти и хранить его имущество, а также заботиться о нем, пока тот не вырастет. Мальчик подрос, и опекун взял его к себе писцом за некую годовую плату. Так прошло несколько лет. Однажды юноша узнал, что у его хозяина хранится тысяча монет, — его наследство. Он решил, что не хочет больше работать на других, пришел к хозяину и сказал: «Дай мне мои деньги, и я смогу жить спокойно, не трудясь!» Тот ответил: «Если хочешь, бери, я отдам. Но мой совет, — лучше ничего сейчас не бери. Ведь они постепенно закончатся, и у тебя ничего не останется. Лучше пока продолжай работать и жить на заработанное, а наследство прибереги на будущее, и пусть пока оно хранится у меня, как раньше».

Смысл этой притчи в том, что наши святые праотцы дали свои заслуги на хранение Творцу, чтобы эти заслуги служили их потомкам в будущем. Если Творец отдаст нам наше «наследство» теперь, мы быстро его «проедим» и не останется у нас заслуги праотцов. Поэтому Он сказал: «И будет, за то, что вы будете изучать эти законы, и хранить их и исполнять их…» — то есть, если будешь работать и выполнять законы, то будешь жить за собственные заслуги, а заслуги праотцов будут храниться на будущее: «будет Б-г хранить тебе союз и милость, о которых поклялся твоим праотцам». И мудрецы в Мидраше[2] так же разъясняли слова «будет Б-г хранить»: «Сказал рабби Шмуэль бар Нахман: Все, что получают евреи в этом мире, получают в силу благословений злодея Билама. А благословения, полученные от праотцов, хранятся им для будущего мира».

Еще одно объяснение стиху: «И будет, за то, что вы будете изучать эти законы.». Написано в Мидраше: «Сказал Всевышний: Все готово к возвращению, и Я топчу виноград Эдома в давильне Своей пятой». И когда это произойдет? Когда исполнится: «И будет, за то, что вы будете изучать эти законы…».

Притча.

Учитель заметил, что один из учеников подавлен и спросил: «Почему ты расстроен? Ты недоволен мной?» Ученик ответил: «Что вы! К вам я никаких претензий не имею. Вы всегда делаете мне только добро! Но ваш помощник очень строг со мной, и мне приходится тяжко. Я мечтаю поскорее освободиться от его ига!» Тогда учитель сказал: «Это произойдет, только если будешь внимательно слушать урок и понимать с первого раза. Тогда ему не придется заставлять тебя учить и повторять снова и снова, и тебе не придется так тяжело. Но пока ты слушаешь меня невнимательно, ему придется заставлять тебя повторять, пока ты не заучишь все».

Смысл этой притчи в том, что Всевышний явился нам на горе Синай и обучал нас Торе. Если бы мы слушали только Его голос, то было бы, как сказано: «Если бы народ Мой слушался Меня. В миг покорил бы Я врагов их.»[3]. Сказано: «.уничтожает злодей более праведного, чем он»[4] — то есть речь идет не о полном праведнике, а о том, кто стал праведником благодаря тому, что он страдает от злодеев (получает через них наказание за проступки). У злодеев есть над ними власть, как и у помощника учителя над нерадивым учеником. Из слов пророка получается, что злодей делает человека праведником. Об этом и говорит Мидраш: «Все готово к расканию» — к тому, что праведники будут являться таковыми и без помощи наказания, присылаемого через злодеев. Тогда, сказал Всевышний: «Я топчу виноград Эдома Своей пятой». Наши мудрецы учили это из сказанного в Торе: «И будет, за то, что вы будете изучать эти законы.». Сейчас мы выполняем заповеди Торы не потому, что их дал Б-г, но из страха перед наказанием. Наказание является тем помощником, который помогает нам «усвоить материал». Однако Тора объявляет нам: «И будет, за то, что вы будете изучать эти законы. и исполнять их» — исполнять, потому что учили, а не из-за того, что над вами кто-то стоит с палкой, как сказано: «.и сделаю правителей твоих мирными, а притеснителей — справедливыми»[5].


[1] Дварим 7:12

[2] Мидраш Дварим Раба 3:4

[3] Теилим 81:14-15

[4] Хавакук 1:13

[5] Йешаяу 60:17

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Несмотря на то, что Тора строго-настрого запретила евреям употреблять кровь, так называемые «кровавые наветы» из века в век преследовали различные еврейские общины. Читать дальше