Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Все пророки призывали к раскаянию, и Израиль удостоится избавления только благодаря раскаянию»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы раскаяния 7, 5
Законы соблюдения траура

Откуда мы учим, что следует творить добро умершим? От Всевышнего, который сделал добро своему рабу Моше и сам похоронил его, как сказано: «И похоронил его (Всевышний) в низине»[1]. Сказал рабан Гамлиэль, сын раби Йеуды а-Наси: не только Моше сделал Всевышний добро, но и Аарону. Моше, Аарон и Элазар, сын Аарона, поднялись на гору Ор. Аарон умер там, и с горы спустились только Моше и Элазар. Колена Израиля говорили между собой: «Моше и Элазар оставили Аарона на вершине горы и спустились». Они не верили, что Аарон умер, и поэтому не желали оплакивать его. Всевышний поднял гроб Аарона и пронес его над станом. Когда сыны Израиля увидели летящий над ними гроб Аарона, они поверили, что он умер, и оплакивали его, как сказано: «И увидела вся община, что умер Аарон…»[2] Моше оплакивали только мужчины, как сказано: «И оплакивали сыны Израиля Моше»[3]. А Аарона оплакивали и мужчины и женщины, как сказано: «И оплакивал Аарона весь дом Израиля 30 дней»[4]. Его оплакивали все, потому что он любил мир и мирил людей между собой. Он каждый день проходил по стану и восстанавливал мир между мужем и женой и между людьми. (В одном месте сказано о смерти Аарона, когда евреи находились в Мосера. А в другом месте сказано, что он умер на вершине горы. На самом деле Аарон действительно умер на вершине горы, но поскольку оплакивали его в Мосера, то считается, будто он умер и похоронен там.)

Сказал раби Йосе: откуда мы учим, что надо соблюдать семь дней траура? От Йосефа, который сидел в трауре по своему отцу Яакову семь дней, как сказано: «И держал траур по своему отцу семь дней»[5]. Все важные люди Египта отправились хоронить Яакова, как сказано: «И взошли с ним колесницы и всадники»[6]. Сказал им Всевышний: «Вы сделали добро Моему рабу Яакову, поэтому Я дам вам и вашим потомкам награду в этом мире». Когда египтяне погибали в море, они удостоились погребения, как сказано: «Простер Ты правую руку Свою, и поглотила их земля»[7].

У кого мы учимся делать добро находящимся в трауре и умершим? У царицы Изевель (жены царя Ахава). Ее дворец стоял возле рыночной площади. Когда по ней проходили жених и невеста, она выходила из дворца, хлопала в ладоши, благословляла их и шла за процессией 10 шагов. А когда проносили умершего, она выходила, всплескивала руками, оплакивала его и шла за процессией. Пророк Элияу, благословенной памяти, пророчествовал о ней: «В Изреэльской долине сожрут псы тело Изевель»[8]. Но те части тела, которыми она делала добро, псы не тронули, как сказано: «И пошли хоронить ее, и нашли только череп, ноги и кисти рук»[9].

Также мы учимся делать добро умершим у жителей Явеш-Гилада. Когда погибли Шауль и его сыновья, жители Явеш-Гилада сказали: «Этот человек спас нас от аммонитян, разве мы не обязаны отплатить ему?» Собрались все их воины и шли всю ночь к стене Бейт-Шена, как сказано: «И встали все воины, и понесли тело Шауля…»[10]

Утешают скорбящих хлебом и вином, как сказано: «И вино для тех, кому горько на душе»[11]. Жители Явеш-Гилада постились и оплакивали Шауля и его сыновей, как сказано: «И постились семь дней»[12]. Всевышний сказал им: «Я вознагражу вас в будущем. Когда Я буду собирать еврейский народ со всех концов света, первыми Я верну на Землю Израиля половину колена Менаше» (Явеш-Гилад находился в наделе колена Менаше, на другой стороне реки Иордан). Сказано: «Мне (принадлежит) Гилад и Мне — Менаше»[13], а затем Всевышний вернет колена Эфраима и Йеуды, как сказано: «Эфраим — крепость главы Моей, Йеуда — законодатель Мой»[14]. Другое объяснение этих стихов: «Мне Гилад» — это царь Ахав, который умер в Рамот-Гиладе. «Мне Менаше» — это царь Менаше. «Эфраим — крепость главы» — это Йеровам бен Неват. «Йеуда — законодатель Мой» — это Ахитофель. «Моав — таз для умывания»[15] — это Гехази, а некоторые считают, что это царь Давид. «На Эдом брошу обувь свою»[16] — это Доэг-эдомеянин. «Мной раскроется их приязнь»[17], — сказал Всевышний: «Я должен найти (лефалеш) для них заслугу и сделать их друзьями (речь идет о тех, кто в этом мире были врагами, как Ахитофель, Доэг и Давид)».

Сказал раби Пинхас: через год после смерти Шауля и его сыновей, во время правления царя Давида, начался голод, который длился три года подряд, как сказано: «И был голод в дни Давида три года»[18]. В первый год голода, когда сыны Израиля собрались, чтобы вместе проверить, какой грех привел к задержке дождей и к голоду, Давид обратился к ним: «Проверьте, быть может, кто-то из вас поклоняется идолам!» За грех идолопоклонства наступает засуха, как сказано: «Берегитесь, чтобы не соблазнились сердца ваши… и станете служить идолам… И возгорится гнев Господа на вас, и затворит Он небо, и не будет дождя»[19]. Искали такого человека, но не нашли. На второй год, когда сыны Израиля собрались снова, Давид сказал им: «Проверьте, нет ли среди вас предающихся разврату!», ведь за грех разврата также может наступить засуха, как сказано: «…земля своим развратом и нечестивостью»[20], а дальше сказано: «И не выпадали ливни, и дождя не было»[21]. Искали такого человека, но не нашли. На третий год, когда сыны Израиля вновь собрались, чтобы проверить свои поступки и понять, почему продолжается засуха, Давид сказал им: «Проверьте, нет ли среди вас проливших кровь», ведь за убийство также наступает засуха, как сказано: «И не оскверняйте землю»[22]. Искали такого человека, но не нашли. Сказал им Давид: «Значит, причина засухи во мне».

Давид тут же стал молиться Всевышнему. Всевышний ответил ему: «Из-за Шауля (засуха). Ты на Земле Израиля, а он — нет» (то есть причина засухи в том, что Шауль похоронен за пределами Земли Израиля). Давид сразу же собрал всех мудрецов и великих людей Израиля, и они отправились за Иордан, в Явеш-Гилад. Они обнаружили, что кости Ша — уля и его сына Йонатана остались целыми. О них сказано: «Хранит все кости его, ни одна из них не сломалась»[23]. Взяли их кости, поместили в гроб и перешли Иордан обратно, в Землю Израиля, как сказано: «И похоронили останки Шауля и его сына Йонатана… и сделали всё, что приказал царь»[24]. Что царь приказал? Пронести гроб с останками Ша — уля по всей территории Земли Израиля, через наделы всех колен. В каждом наделе, куда попадал гроб, все жители выходили вместе с детьми ему навстречу и оплакивали Шауля, пока его не принесли в надел колена Биньямина, как сказано: «И похоронили его на территории надела его». Когда Всевышний увидел, что весь народ сделал добро Шаулю, Он смилостивился и послал дождь, как сказано: «И ответил Всевышний земле после этого»[25].

Сказал раби Нетанэль: за 300 лет до рождения царя Йошияу ему уже дано было имя, как сказано: «Вот сын родится в доме Давида, и имя ему — Йошияу»[26]. Он стал царем в восемь лет, и уже в этом возрасте он отказался от идолов, разбил их жертвенники, срубил посаженные в честь них деревья (ашера) и снес их статуи. Заслуги его сияли перед Престолом Всевышнего. Но из-за злодеяний, которые втайне совершали люди, этот праведник был убит на войне молодым. Все жители Иудеи и Иерусалима собрались вместе с пророком Ирмеяу, чтобы оплакать его, как сказано: «И оплакивал Ирмеяу Йошияу, и все шарим и шарот поведали о Йошияу в плаче своем»[27]. Сказал раби Меир: шарим (поющие) — это левиты, которые поют в Храме. Шарот — это их жены, которые знали особые напевы от своих мужей. Сказал раби Шимон: здесь идет речь не только о женах левитов, но и обо всех мудрых женщинах, как сказано: «Смотрите и позовите всех плакальщиц, чтобы пришли»[28].

Евреи взяли на себя обязательство оплакивать всех своих мудрецов и великих людей всем народом: «И сделали это законом для Израиля»[29]. Царь Шломо увидел, что добрые дела являются особой заслугой перед Всевышним, и когда он построил Храм, он сделал двое отдельных ворот: одни для женихов, а другие для скорбящих и отлученных от общины. Сыны Израиля садились между этими воротами по субботам. Когда входил кто-то в ворота для женихов, его благословляли: «Пусть Тот, Кто обитает в этом доме, пошлет тебе на радость сыновей и дочерей». А когда в другие ворота входил человек с покрытой головой и с покрытым до рта лицом, знали, что он скорбящий, и говорили ему: «Пусть Тот, Кто обитает в этом доме, утешит тебя». А если в эти ворота входил человек с покрытой головой, но с открытым лицом, то знали, что это отлученный, и говорили ему: «Пусть Тот, Кто обитает в этом доме, утешит тебя и поможет тебе слушать других мудрецов, и приблизят они тебя». Это делалось для того, чтобы все евреи могли выполнять заповедь совершения добрых дел. После разрушения Храма было постановлено, чтобы женихи и скорбящие ходили в синагоги и дома учения, чтобы находящиеся там люди могли радоваться с женихом и сочувствовать скорбящему, чтобы все евреи могли выполнять заповедь совершения добрых дел. О них сказано: «Благословен Ты, Всевышний, воздающий добром тем, кто творит добро».


[1] Дварим 34:6.

[2] Бемидбар 20:29.

[3] Дварим 34:8.

[4] Бемидбар 20:29.

[5] Берешит 50:10.

[6] Берешит 50:9.

[7] Шемот 15:12.

[8] Мелахим II 9:36.

[9] Мелахим II 9:35.

[10] Диврей а-Ямим I 10:12.

[11] Мишлей 31:6.

[12] Шмуэль I 31:13.

[13] Теилим 60:9.

[14] Теилим 60:9.

[15] Теилим 60:10.

[16] Теилим 60:10.

[17] Теилим 60:10.

[18] Шмуэль II 21:1.

[19] Дварим 11:16-17.

[20] Ирмеяу 3:2.

[21] Ирмеяу 3:3.

[22] Бемидбар 35:33.

[23] Теилим 34:21.

[24] Шмуэль II 21:14.

[25] Шмуэль II 21:14.

[26] Мелахим I 13:2.

[27] Диврей а-Ямим II 35:25.

[28] Ирмеяу 9:16.

[29] Диврей а-Ямим II 35:25.

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


В каждом из нас, безусловно, заложен огромный потенциал, и есть мнение, что тот, кто добился успеха в жизни — это тот, кто просто-напросто смог раскрыть свой потенциал Читать дальше