Из цикла «Пиркей де-раби Элиэзер», темы: Свобода выбора, Устная Тора, Мудрецы Мишны, Ангелы, Раби Элиезер
Сказал раби Элиэзер: «Я глубоко осмыслил сказанное: “Смотри, дал Я сегодня тебе жизнь и добро, смерть и зло”[1]. Всевышний сказал: “Вот два пути, которые я предоставил народу Израиля: один — путь добра, а другой — путь зла. Путь добра — это путь жизни, а путь зла — это путь смерти”. На пути добра есть две дороги: проявлять большее старание в выполнении заповедей по отношению к Всевышнему и проявлять большее старание в выполнении заповедей по отношению к другим людям. Пророк Элияу, да будет благословенна память его, шел посередине между этими путями».
Когда человек стоит у входа в Ган Эден, пророк Элияу провозглашает: «Откройте врата, и войдет народ праведный, хранящий верность»[2]. Пророк Шмуэль стоял на распутье двух этих дорог и размышлял: «По какой дороге мне идти? Если буду больше выполнять заповеди по отношению к Творцу, второй путь покажется правильнее, а если буду больше выполнять заповеди по отношению к людям — первый путь покажется лучше. Беру в свидетели небо и землю, что воспользуюсь обеими». Сказал ему Всевышний: «Ты стоял между этими двумя дорогами добра, а Я дам тебе три дара». Это учит нас, что всякий, кто хочет и выполняет заповеди по отношению к Всевышнему и делает добро людям, наследует три дара: жизнь, праведность и уважение, как сказано: «Тот, кто гонится за праведностью и добрыми делами, найдет жизнь, праведность и уважение»[3].
На пути к злу есть четыре входа, и каждый из них охраняют семь ангелов — четверо снаружи и трое изнутри. Те, кто снаружи, милосердны, а те, кто внутри, жестоки. Когда человек подходит к первому входу, милосердные ангелы встречают его и говорят: «Зачем тебе заходить в это пламя?! Зачем тебе находиться среди искр и углей? Послушай нас, вернись!» Если человек слушает их — благо ему, а если нет, ему говорят, что там нет жизни. Когда человек подходит ко второму входу, ему говорят: «Ведь ты вошел уже в первый вход, не заходи еще и во второй!» Милосердные ангелы встречают его и говорят: «Зачем тебе отдаляться от Торы Всевышнего?! Ведь тебя будут называть нечистым и будут сторониться тебя! Послушай нас, вернись!» Если слушает их, благо ему, а если нет — ему говорят, что там нет жизни.
Когда он подходит к третьему входу, там ему говорят: «Ведь ты уже вошел в первый и второй вход, зачем тебе заходить еще и в третий?» Милосердные ангелы встречают его и говорят: «Зачем тебе быть стертым из Книги Жизни?! Не лучше ли тебе быть в нее записанным, чем вычеркнутым из нее? Послушай нас, вернись!» Если слушает их, благо ему, а если нет — горе ему. Если он подходит к четвертому входу, ему говорят: «Ведь ты уже вошел в третий вход, не входи еще и в четвертый!» Милосердные ангелы встречают его и говорят: «Вот ты вошел во все предыдущие входы, не послушал нас и не вернулся. До этого момента Всевышний прощает грехи и говорит каждый день: “Вернитесь!”, как сказано: “Вернитесь, вернитесь, сыны-отступники”[4]». Если слушает их, благо ему, а если нет — горе ему и его судьбе. А жестокие (ангелы) говорят: «Поскольку он не послушался, пусть покинет его душа его», как сказано: «Выйдет душа его, и тело вернется в землю»[5]. О них сказано: «Ведь всё это сделает Всевышний два и три раза с человеком»[6]. Сказал ему (раби Элиэзеру бен Урканусу) Б-г: «Ты сделал себя как тройной нитью (Торой, служением Творцу и добрыми делами). Жизнью твоей клянусь, что о тебе будут говорить стих: “Целостным будь перед Всевышним”[7]».
[1] Дварим 30:15.
[2] Йешаяу 26:2.
[3] Мишлей 21:21.
[4] Ирмеяу 3:14.
[5] Теилим 146:4.
[6] Иов 33:29.
[7] Дварим 18:13.
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»