Из цикла «Пиркей де-раби Элиэзер», темы: Сотворение мира, Устная Тора, Мудрецы Мишны, Раби Элиезер, Адам
Из всех творений Всевышний особенно любил Адама, которого сотворил на святом месте, на месте, где потом был построен Храм. А затем ввел Адама в свою обитель, как сказано: «И взял Всевышний Адама, и поместил его в Ган Эден, чтобы работал там и охранял его»[152]. Что за работу должен был выполнять Адам в Ган Эдене? Быть может, он должен был подрезать виноградники, вспахивать и засевать землю, а может, косить и собирать урожай? Но ведь все деревья там росли сами по себе! Быть может, ему надо было поливать растения? Но ведь из Эдена выходила река (которая орошала сад), как сказано: «И река выходит из Эдена»[153]. Какую же работу он должен был выполнять? Не нарушать заповедь и изучать Тору, как сказано: «Древо жизни она для держащихся за нее»[154]. Адам прогуливался по Ган Эдену, как один из ангелов (без тревог). Сказал Всевышний: «Я единственный, и он тоже единственный в своем роде. Я не размножаюсь, и он тоже не размножается. В будущем Мои творения решат, что раз у Адама нет потомства, значит, он и есть тот, кто их создал. “Нехорошо быть человеку одному, создам ему помощника, соответственного ему”»[155]. Раби Йеуда сказал: «Не читай: “соответственного ему (ке-негдо)”, а читай: “против него (ленагдо)”». Если он удостоится, она будет ему помощницей, а если нет, будет противостоять ему». Когда земля услышала слова Всевышнего, она содрогнулась, и стала трястись, и сказала своему Творцу: «Владыка мира! Нет у меня сил питать потомство Адама!» Всевышний ответил ей: «Ты и Я — вместе будем кормить потомство Адама». Они разделили эту задачу: Всевышний заботится о человеке ночью, а земля днем. Всевышний сотворил сон для поддержания жизни. Человек ложится спать, и сон дает ему духовные силы, здоровье, жизнь для души и отдых для тела, как сказано: «Когда буду спать, отдохну»[156]. Всевышний поддерживает землю и поит ее, а она дает свои плоды и пропитание всем созданиям. Но человек добывает свою пищу тяжелым трудом, как сказано: «В скорби будешь есть во все дни жизни своей»[157].
Всевышний пожалел Адама и усыпил его, чтобы он не чувствовал боли. Затем взял кость из его тела и плоть от его сердца, сотворил из них помощницу и поставил перед Адамом. Проснулся Адам и увидел ее перед собой. Тут же обнял ее, поцеловал и сказал: «Благословенна ты перед Всевышним, сделанная из моей кости! Тебя подобает назвать иша — женщина, от слова иш — мужчина», как сказано: «Кость от моих костей, плоть от моей плоти»[158]. Когда человек был один, он назывался Адам. Сказал раби Йеошуа бен Корха: «Человек был назван Адамом, поскольку состоит из плоти и крови (басар вэ-дам). Когда для него была сотворена помощница, они стали называться иш и иша. Что сделал Всевышний? Поместил Свое Имя между ними: буквы йуд (в слове иш) и hэй (в слове иша). “Если они будут следовать Моим путям и соблюдать Мои заповеди, Мое Имя будет пребывать между ними и оберегать их от всех невзгод. А если не станут идти Моими путями, Я заберу от них Свое Имя (буквы йуд и hэй вместе составляют Имя Всевышнего, которым был сотворен мир), и они станут эш (“огонь”, слово эш получается, если отнять букву йуд от слова иш или hэй от слова иша) и эш — и один огонь пожрет другой, как сказано: “Ведь огонь пожрет до (полного) истребления”»[159].
Десять свадебных балдахинов (называемых хупа) сделал Всевышний для первого человека в Ган Эдене, и все они были из драгоценных камней, бриллиантов и золота. А ведь любому другому жениху ставят одну хупу, а царю три. Всевышний хотел воздать почести первому человеку, поэтому и поставил ему 10 свадебных балдахинов в Ган Эдене, как сказано: “В Эдене, саду Всевышнего был ты, всякий драгоценный камень…”[160] Это описание свадебных балдахинов. Ангелы били в барабаны и танцевали, как сказано: “Искусство (мелехет — созвучно слову малахим — ангелы) барабанов и свирелей у тебя”[161]. В день, когда был создан первый человек (как сказано: “В день сотворения твоего были приготовлены”[162]), Всевышний сказал ангелам: “Давайте сделаем добро первому человеку и поможем ему, ведь мир держится на добрых делах”. Всевышний сказал: “Добрые дела приятнее Мне, чем жертвы, которые будет приносить Мне народ Израиля на жертвеннике”, как сказано: “Ведь доброе дело желаю Я, а не жертву”[163]. Ангелы были как назначенные люди, которые помогают жениху на свадьбе, как сказано: “Ведь ангелам Своим прикажет охранять тебя на всех путях твоих”[164]. “Пути твои” — это то, что делает человек, радующий невесту во время свадьбы. Как проводящий свадебную церемонию раввин благословляет невесту под хупой, так и Всевышний благословил Адама и его жену, как сказано: “И благословил их Всевышний”[165].
[152] Берешит 2:15.
[153] Берешит 2:10.
[154] Шир а-Ширим 3:18.
[155] Берешит 2:18
[156] Иов 3:13.
[157] Берешит 3:17.
[158] Берешит 2:23.
[159] Иов 31:12.
[160] Йехезкель 28:13.
[161] Йехезкель 28:13.
[162] Йехезкель 28:13.
[163] Ошеа 6:6.
[164] Теилим 91:11.
[165] Берешит 1:28.
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы “Байт Сфаради”, за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?