Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Когда еврейский народ уповает на Творца, он благословен, сладок и приносит пользу миру. Но когда евреи отворачиваются от Творца и уповают на законы других народов, они прокляты и плохи и не приносят миру пользы.

На пятый день Творения Всевышний создал из воды всякие виды птиц: самцов и самок, чистых (кошерных) и нечистых. Вот два признака кошерности птиц: зоб и желудок, с которого можно снять оболочку. Раби Элиэзер считает признаком кошерности также лишний палец на ноге. Два вида голубей были выбраны как подходящие для жертвы всесожжения (ола). На пятый день были также созданы из воды все виды рыб, чистые и нечистые. Признаки кошерности рыб — плавники и чешуя. Те рыбы, у которых нет этих признаков, некошерны. В тот же день были сотворены все виды саранчи, чистые и нечистые. Признаки их кошерности: длинные ножки, на которых они прыгают по земле, и крылья, которые покрывают все тело. Кошерные рыбы и саранча не требуют шхиты (кошерного забоя, предписанного для скота). Но кошерную птицу можно есть, только сделав ей шхиту. Не требуется покрывать кровь тех из них, которые появились из воды, кроме птиц. Но кровь тех, которые были созданы из земли, после шхиты надо накрыть, кроме домашних животных.

Сказал раби Элиэзер: не только о воде сказано, что она наполнилась множеством живых существ. О народах мира, уподобленных воде, также сказано, что они наполнят землю, как сказано: «Гул народов донесется, как гул великих вод»[1]. Как воды наполнились живыми существами в день Творения, так в будущем земля наполнится многими народами, и они будут биться друг с другом, как сказано: «И разбиты народ народом и город городом, потому что Всевышний привел их в смятение всяким бедствием»[2]. А сразу после этого сказано о спасении народа Израиля: «А вы укрепитесь, и руки ваши не ослабнут»[3].

Все реки, пока они текут по земле, хороши, благословенны и сладки и приносят пользу миру. Но когда они впадают в море, становятся проклятыми, плохими и горькими и не приносят пользы. Так и еврейский народ: когда уповает на Творца, он благословен, сладок и приносит пользу миру. Но когда евреи отворачиваются от своего Творца и уповают на законы других народов, они прокляты и плохи и не приносят миру пользы. Так же, как море поглощает воды рек, огонь Геинома поглощает отступников. Дожди, которые падают в море, как семя для всего, что в воде. Благодаря им происходит оплодотворение у рыб.

В пятый день недели вся вода в Египте превратилась в кровь. В пятый день наши предки вышли из Египта. В пятый день встали воды реки Иордан перед ковчегом Завета. В пятый день царь Хизкияу закрыл источники в Иерусалиме, как сказано: «А Хизкияу закрыл исток вод верхнего Гихона»[4]. На пятый день был создан из воды Левиафан. Обитель его — в нижних водах, а между его плавниками стоит основа мира. Левиафан питается всеми большими рыбами в море, а Всевышний каждый день играет с ним. Левиафан открывает рот, и большая рыба, которой пришло время быть съеденной, заплывает в рот Левиафана, а Всевышний играет с ним, как сказано: «Левиафан, которого Ты сотворил, чтобы играть с ним»[5]. Сказал раби Меир: те, кто были сотворены из земли, размножаются на земле, а те, кто появились из воды, размножаются в воде, кроме крылатых птиц, которые появились из воды, а размножаются на земле, как сказано: «А птица размножится на земле»[6]. Те, кто появились из воды, откладывают яйца, а те, кто появились из земли, — живородящие.

[1] Йешаяу 17:12.

[2] Диврей а-Ямим II 15:6.

[3] Диврей а-Ямим II 15:7.

[4] Диврей а-Ямим II 32:30.

[5] Теилим 104:26.

[6] Берешит 1:22.


Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»… Читать дальше

Порядок зажигания светильников в Хануку

Рав Исроэль-Меир Лау

Сколько огней зажигают в Хануку? Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»...

Законы и обычаи Хануки

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

из «Книги нашего Наследия»

Ханука

Рав Зеев Гринвальд

Слово «Ханука» подразумевает возобновление служения и жертвоприношений в Храме после его очищения

Законы зажигания ханукальных свечей

Рав Бенцион Зильбер

Где, когда и почему зажигать?

Менора

Браха Губерман

Настоящее чудо жизни скрыто в самом процессе возвращения еврея к Торе и заповедям. Человеку, который оторван от еврейской традиции, часто приходится двигаться к ней в полной темноте. И вдруг из одного горячего желания узнать, кто ты и понять это, возникает зажженная свеча, и путь становится чуть-чуть яснее. Уже можно разглядеть далекий-далекий слабый свет перемен к лучшему и всей душой стремиться к нему.

Тора о Хануке. Почему восемь дней?

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Ханука — еврейский праздник зажигания свечей — символ физической победы Маккавеев над греками и окончательной духовной победы света над тьмой.

Ханукия и Менора

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Ханука

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»