Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Преступник должен всегда помнить о своих преступлениях и не забывать о них. И пусть память о них не исчезнет из сердца его до того дня, когда он перейдет в мир иной

Принцип семнадцатый

47. Гнаться за милосердием и правдой, как сказано (Мишлей 16;6): «Милосердием и правдою очищается преступление, и страхом пред Всевышним отводится зло». А теперь всмотрись в тайну этого стиха. Если преступник не раскаивается пред Всевышним, не прощается ему преступление актом милосердия, как сказано (Дварим 10; 17): «Который не лицеприятствует и мзды не берет». И объяснили мудрецы: «Не берет мзды, состоящей из добрых дел», — чтобы простить и пройти мимо преступлений. И еще сказали: «Тот, кто говорит, что Всевышний уступает, — никчемна жизнь его». Но Он долготерпелив, и если не будут слушаться, отмерит им за их дела. Сказав, что милосердием и правдой искупается преступление, Шломо говорил о том, кто раскаялся. Потому что бывают и такие преступления, от наказания за которые можно временно защититься раскаянием, и днем Йом Кипур, а страдания завершают искупление, как будет объяснено в четвертом разделе. Таким образом, милосердие защитит преступника и убережет его от страданий, даже спасет его от смерти, как написано (Мишлей 10;2): «Милостыня /цдака/ спасает от смерти». Но оскорбление Имени Всевышнего есть такое преступление, что от наказания за него временно защищают раскаяние и страдания, но искупление завершается лишь в момент смерти, как сказано (Ишая 22; 14): «Не будет прощено вам преступление это, пока не умрете». Но вот человек старается поддерживать справедливость и помогает справедливости, и пробуждается от слов ее, и показывает ее народу своему, и помогает людям справедливым, и славит их, а сборища нечестивых унижает, низводит их до праха, — вот они пути прославления Имени Всевышнего, слава и украшение слова Его и служение Ему, и сила, и прославление в Храме Его Закона. Поэтому если человек многажды поступает так, чтобы прославить Имя Всевышнего и пробудить правду, восстановить ее и помочь ей, и раскаивается — простится ему преступление оскорбления Имени, когда поставит он правду против преступления оскорбления Имени. Мера его раскаяния против меры его преступления! Так объясняется стих «Милосердием и правдою очищается преступление».

Принцип восемнадцатый

48. Пусть его преступление всегда будет стоять перед глазами. Потому что преступник должен всегда помнить о своих преступлениях и не забывать о них. И пусть память о них не исчезнет из сердца его до того дня, когда он перейдет в мир иной, как сказано (Теилим 51;5); «Ибо преступления свои знаю я, и проступок мой всегда передо мной». Этот принцип мы разъясним в четвертом разделе.

Принцип девятнадцатый

49. Оставить преступление, как только появится возможность, даже если еще велика сила вожделения. Говорят мудрецы: «О ком можно сказать, что его раскаяние достигает Трона? О том, кто был испытан и устоял перед той же самой женщиной на том же самом месте». Это значит, что была возможность согрешить и велика была сила вожделения и мощь мускулов живота была сильна, как прежде, когда он согрешил, но человек победил свое злое начало и бежал от преступления из страха пред Всевышним и трепета пред Его величием. А тот, с кем не случилось подобное, пусть каждодневно прибавляет в себе страха пред Всевышним и так пусть поступает всю жизнь. И когда его страх пред Всевышним усилится настолько, что он победит злое начало и овладеет сильнейшим вожделением. Тогда Наблюдающий за сердцами поймет его и Оберегающий его душу знает, что если случится испытание и приключится прежнее, он спасет себя от своего злого начала. И вот он стоит пред Всевышним на высшей ступени раскаяния. Об этом говорил Шломо (Мишлей 16;6): «Милосердием и правдой очищается преступление, и страхом пред Всевышним избегать зла», — то есть и страхом пред Всевышним можно избежать зла, если случится. И слово «сур» — «избежать» здесь употребляется в форме инфинитива. А доказывает это толкование вот что: не сказано «и избегай». И то, что сказано (Теилим 34; 15): «Отойди от зла и твори добро», а также (Иов 1;8): «Страшился Всевышнего и избегал зла», — объяснение этому такое: избежать зла, встретившись с ним. Потому что невозможно сказать «избегай зла», если человек с ним не сталкивался. И сказали мудрецы: «Кто был бездеятелен и не совершил преступление, награждается так же, как и тот, кто исполнил заповедь, но лишь в том случае, если устоял перед преступлением» /то есть, оказавшись в таком положении, когда возможно было совершить преступление, человек спасся от него/.

Принцип двадцатый

50. Насколько возможно влиять на других, чтобы они раскаялись, как сказано (Иехезкель 18;30): «Раскайтесь и приведите других к раскаянию во всех преступлениях ваших». Отсюда вывод, что это один из принципов раскаяния. И сказано (Ваикра 19; 17): «Увещевай ближнего своего и не получишь за него наказания». Отсюда вывод: если ты не станешь увещевать его, будешь наказан за его преступления. И Давид сказал (Теилим 51; 15): «Научу преступных путям Твоим, и грешники к тебе вернутся».

51. Вот мы закончили объяснение принципов раскаяния. А теперь будь особенно внимателен, чтобы понять вещи, которые препятствуют раскаянию. То есть тот, кто не подчиняется закону и постоянно нарушает что-нибудь из нижеследующего — тому трудно раскаяться. Если ты нарушал одно из них — наберись смелости и сил, чтобы излить свое горе пред Всевышним, многажды умолять Его и просить. Изо всех сил старайся исполнять все принципы раскаяния. Старайся вывести новые, согласно методам, которые будут разъяснены в четвертом разделе. И будешь помилован и отдан милосердию.

52. Упомяну здесь для тебя нечто из того, что объяснили мудрецы. Сказали мудрецы: «Двадцать четыре вещи препятствуют раскаянию. Вот они: сплетни и злословие, гнев и злые мысли, и тот, кто примыкает к злодеям, и тот, кто привык съедать еду, которой недостаточно хозяину, и тот, кто смотрит на недозволенных женщин, и тот, кто скупает краденое, и тот, кто думает: “ныне согрешу, а потом раскаюсь”, и тот, кто получает почести за счет ближнего, и тот, кто отделяется от общества, позорит своих отцов, позорит своих учителей, проклинает свой народ, мешает обществу исполнять заповеди, ближнего склоняет с доброго пути, пользуется закладом бедняка, берет взятки, чтобы неправедно судить, не возвращает найденное владельцу, сына, отходящего от веры, не останавливает, ест награбленное у бедных, вдов и сирот, отрицает слова мудрецов, подозревает невиновных, ненавидит увещевания, насмехается над заповедями».


Нам известно, что Б-г ничего не делает случайно. И, тем более, в истории выхода из Египта, который является началом становления евреев как нации, не было случайностей. Почему же тогда было именно десять казней, и именно таких? Читать дальше