Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Я куда больше боюсь своих добрых дел, приносящих мне удовольствие, чем злых, которые внушают мне отвращение»Раби Нохум из Чернобыля
Преступник должен всегда помнить о своих преступлениях и не забывать о них. И пусть память о них не исчезнет из сердца его до того дня, когда он перейдет в мир иной

Принцип семнадцатый

47. Гнаться за милосердием и правдой, как сказано (Мишлей 16;6): «Милосердием и правдою очищается преступление, и страхом пред Всевышним отводится зло». А теперь всмотрись в тайну этого стиха. Если преступник не раскаивается пред Всевышним, не прощается ему преступление актом милосердия, как сказано (Дварим 10; 17): «Который не лицеприятствует и мзды не берет». И объяснили мудрецы: «Не берет мзды, состоящей из добрых дел», — чтобы простить и пройти мимо преступлений. И еще сказали: «Тот, кто говорит, что Всевышний уступает, — никчемна жизнь его». Но Он долготерпелив, и если не будут слушаться, отмерит им за их дела. Сказав, что милосердием и правдой искупается преступление, Шломо говорил о том, кто раскаялся. Потому что бывают и такие преступления, от наказания за которые можно временно защититься раскаянием, и днем Йом Кипур, а страдания завершают искупление, как будет объяснено в четвертом разделе. Таким образом, милосердие защитит преступника и убережет его от страданий, даже спасет его от смерти, как написано (Мишлей 10;2): «Милостыня /цдака/ спасает от смерти». Но оскорбление Имени Всевышнего есть такое преступление, что от наказания за него временно защищают раскаяние и страдания, но искупление завершается лишь в момент смерти, как сказано (Ишая 22; 14): «Не будет прощено вам преступление это, пока не умрете». Но вот человек старается поддерживать справедливость и помогает справедливости, и пробуждается от слов ее, и показывает ее народу своему, и помогает людям справедливым, и славит их, а сборища нечестивых унижает, низводит их до праха, — вот они пути прославления Имени Всевышнего, слава и украшение слова Его и служение Ему, и сила, и прославление в Храме Его Закона. Поэтому если человек многажды поступает так, чтобы прославить Имя Всевышнего и пробудить правду, восстановить ее и помочь ей, и раскаивается — простится ему преступление оскорбления Имени, когда поставит он правду против преступления оскорбления Имени. Мера его раскаяния против меры его преступления! Так объясняется стих «Милосердием и правдою очищается преступление».

Принцип восемнадцатый

48. Пусть его преступление всегда будет стоять перед глазами. Потому что преступник должен всегда помнить о своих преступлениях и не забывать о них. И пусть память о них не исчезнет из сердца его до того дня, когда он перейдет в мир иной, как сказано (Теилим 51;5); «Ибо преступления свои знаю я, и проступок мой всегда передо мной». Этот принцип мы разъясним в четвертом разделе.

Принцип девятнадцатый

49. Оставить преступление, как только появится возможность, даже если еще велика сила вожделения. Говорят мудрецы: «О ком можно сказать, что его раскаяние достигает Трона? О том, кто был испытан и устоял перед той же самой женщиной на том же самом месте». Это значит, что была возможность согрешить и велика была сила вожделения и мощь мускулов живота была сильна, как прежде, когда он согрешил, но человек победил свое злое начало и бежал от преступления из страха пред Всевышним и трепета пред Его величием. А тот, с кем не случилось подобное, пусть каждодневно прибавляет в себе страха пред Всевышним и так пусть поступает всю жизнь. И когда его страх пред Всевышним усилится настолько, что он победит злое начало и овладеет сильнейшим вожделением. Тогда Наблюдающий за сердцами поймет его и Оберегающий его душу знает, что если случится испытание и приключится прежнее, он спасет себя от своего злого начала. И вот он стоит пред Всевышним на высшей ступени раскаяния. Об этом говорил Шломо (Мишлей 16;6): «Милосердием и правдой очищается преступление, и страхом пред Всевышним избегать зла», — то есть и страхом пред Всевышним можно избежать зла, если случится. И слово «сур» — «избежать» здесь употребляется в форме инфинитива. А доказывает это толкование вот что: не сказано «и избегай». И то, что сказано (Теилим 34; 15): «Отойди от зла и твори добро», а также (Иов 1;8): «Страшился Всевышнего и избегал зла», — объяснение этому такое: избежать зла, встретившись с ним. Потому что невозможно сказать «избегай зла», если человек с ним не сталкивался. И сказали мудрецы: «Кто был бездеятелен и не совершил преступление, награждается так же, как и тот, кто исполнил заповедь, но лишь в том случае, если устоял перед преступлением» /то есть, оказавшись в таком положении, когда возможно было совершить преступление, человек спасся от него/.

Принцип двадцатый

50. Насколько возможно влиять на других, чтобы они раскаялись, как сказано (Иехезкель 18;30): «Раскайтесь и приведите других к раскаянию во всех преступлениях ваших». Отсюда вывод, что это один из принципов раскаяния. И сказано (Ваикра 19; 17): «Увещевай ближнего своего и не получишь за него наказания». Отсюда вывод: если ты не станешь увещевать его, будешь наказан за его преступления. И Давид сказал (Теилим 51; 15): «Научу преступных путям Твоим, и грешники к тебе вернутся».

51. Вот мы закончили объяснение принципов раскаяния. А теперь будь особенно внимателен, чтобы понять вещи, которые препятствуют раскаянию. То есть тот, кто не подчиняется закону и постоянно нарушает что-нибудь из нижеследующего — тому трудно раскаяться. Если ты нарушал одно из них — наберись смелости и сил, чтобы излить свое горе пред Всевышним, многажды умолять Его и просить. Изо всех сил старайся исполнять все принципы раскаяния. Старайся вывести новые, согласно методам, которые будут разъяснены в четвертом разделе. И будешь помилован и отдан милосердию.

52. Упомяну здесь для тебя нечто из того, что объяснили мудрецы. Сказали мудрецы: «Двадцать четыре вещи препятствуют раскаянию. Вот они: сплетни и злословие, гнев и злые мысли, и тот, кто примыкает к злодеям, и тот, кто привык съедать еду, которой недостаточно хозяину, и тот, кто смотрит на недозволенных женщин, и тот, кто скупает краденое, и тот, кто думает: “ныне согрешу, а потом раскаюсь”, и тот, кто получает почести за счет ближнего, и тот, кто отделяется от общества, позорит своих отцов, позорит своих учителей, проклинает свой народ, мешает обществу исполнять заповеди, ближнего склоняет с доброго пути, пользуется закладом бедняка, берет взятки, чтобы неправедно судить, не возвращает найденное владельцу, сына, отходящего от веры, не останавливает, ест награбленное у бедных, вдов и сирот, отрицает слова мудрецов, подозревает невиновных, ненавидит увещевания, насмехается над заповедями».


В главе рассказывается, как Балак, царь моавитян, нанял злодея Билама, чтобы тот наслал на еврейский народ проклятие. Но вместо проклятия Билам, помимо свей воли, произнес большое благословение. Читать дальше

Глава «Балак». Преступник, исполнявший приказы

Рав Бенцион Зильбер

Талмуд называет Билама грешником. Причина тому — в его желании следовать исключительно приказам Творца, игнорируя Его волю. Правильное же поведение верующего человека сродни поведению сына, который заранее догадывается, что нужно его отцу.

Символика истории Билама и его ослицы

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Билам был не просто колдуном, но и квалифицированным астрологом. Он пытался изменить движение небесных сфер, но Б-г разрушил его планы.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Балак

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

На тему недельной главы. Пинхас 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина