Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Выучил я от отцов, что не следует беспокоиться о двух вещах: о том, что можно исправить, и о том, что исправить нельзя. То, что можно исправить, надо исправлять, о чем тут беспокоиться? А тому, что исправить нельзя, беспокойство уже не поможет»Раби Яхиэль Михаль из Злочева
Раз в месяц из глубин поднимаются струи и орошают всю землю, как сказано: «И пар поднялся с земли и оросил всю землю»

Глава 4

На второй день Всевышний создал небесный свод, ангелов, огонь (для службы людям) и огонь Геинома. Но ведь небеса уже были созданы в первый день, как сказано: «В начале сотворил Бог небо и землю»[33]. Какое же небо Он создал на второй день? Раби Элиэзер сказал, что речь идет о небесах, находящихся над четырьмя хайот (вид ангелов), как сказано: «И образ на головах хайот, как невероятный лёд»[34]. Что означает «как невероятный лед»? Как драгоценные камни и жемчуг; и он освещает все небеса, как свеча освещает дом и как свет солнца в полдень, как сказано: «Свет обитает с Ним»[35]. В будущем мире праведники будут светить подобно этому свету, как сказано: «А мудрые будут сиять, как сиянье небес»[36]. Если бы не небесный свод, мир потонул бы в водах, которые над ним и которые под ним. Свод разделяет два эти вида вод, как сказано: «И сказал Б-г: “Да будет небесный свод в водах и будет разделять между водами и водами”»[37], то есть между верхними водами и нижними.

Ангелы, которые были сотворены на второй день, когда отправляются выполнять поручение Всевышнего, становятся ветрами. А когда они прислуживают Ему, становятся огнем, как сказано: «Делает своих ангелов ветрами, своих слуг горящим огнем»[38]. Четыре группы ангелов восхваляют Всевышнего: группа Михаэля справа, группа Гавриэля слева, группа Уриэля спереди и группа Рафаэля сзади. Божественное присутствие находится посередине, и Б-г сидит на великом троне, поднятом высоко и висящем в воздухе. Видение Славы Его подобно хашмалю (духовное понятие высокого уровня), как сказано: «И увидел я подобие хашмаля»[39]. Венец на голове Его и корона с особым Именем на лбу Его. Глаза Его видят всю землю, половина Его — огонь, а половина — град. Справа от Него жизнь, а слева смерть, огненный жезл в руке Его, занавес повешен перед Ним. Семь ангелов, сотворенных в самом начале, прислуживают Ему с внутренней стороны занавеса, которая называется Паргод. Подножие Его — словно огонь и град, а ниже трона Его (сияние), как сапфир, и огонь воспламеняется вокруг трона Его, а стоит он на справедливости и суде. Семь облаков Славы окружают Его, а ангелы, называющиеся Офан а-гальгаль, Крув и Хайя, восхваляют Его.

Образ трона похож на сапфир, с четырьмя ножками, на каждой из которых изображены четыре святых хайот, у каждой из которых четыре лика и четыре крыла, как сказано: «И четыре лика у каждой»[40]. Это Крувим. Когда Он (Всевышний) говорит в сторону востока, голос выходит со стороны двух Крувим с ликом человека. Когда говорит в сторону юга, голос выходит со стороны двух Крувим с ликом льва. Когда говорит в сторону запада, голос выходит со стороны двух Крувим с ликом быка. А когда говорит в сторону севера, голос выходит со стороны двух Крувим с ликом орла. Напротив них находятся ангелы Офаним (они же — Гальгалей Меркава). Когда Он сидит, сидит на великом возвышающемся троне, а когда наблюдает за землей, он восседает на Офаним. От звука крика Гальгалей Меркава образуются громы и молнии (духовные понятия). Когда Он на небесах, восседает на легком облаке, как сказано: «И воссел на Крува»[41]. Когда Он спешит, летит на крыльях ветра, как сказано: «И воссел на Крува, и полетел, парил на крыльях ветра»[42].

А Хайот стоят возле трона Славы, но не знают, где место пребывания Славы. Стоят они в ужасе и страхе, в трепете и в поту, и от пота их лиц вытекает огненная река, как сказано: «Река Динур (огненная) вытекает и протекает перед Ним»[43]. Два ангела Срафим стоят, один справа от Всевышнего, а другой слева. «По шесть крыльев»[44] у каждого из них. Двумя каждый из них прикрывает лицо, чтобы не смотреть на Божественное присутствие, двумя накрывает ноги, чтобы не обнажились в присутствии Всевышнего, так как ноги ангела имеют форму ног теленка. На двух оставшихся крыльях летают. И восхваляют, и прославляют великое Имя Его: один отвечает, а другой провозглашает, и говорят: «Свят, свят, свят Всевышний Воинств, полна земля Славы Его»[45]. А хайот стоят возле трона Славы, но не знают, где место пребывания Славы, и отвечают, и говорят: «Всюду, где пребывает Слава», — «Благословенна Слава Всевышнего в месте пребывания Ее»[46]. А еврейский народ — один народ на земле, который выделяет Имя Его дважды, каждый день, говоря: «Слушай, Израиль, Всевышний — Б-г наш, Всевышний один»[47]. А Он отвечает еврейскому народу: «Я — Всевышний, Б-г ваш, спасающий вас от всякой беды».

Глава 5

На третий день Творения земля была равниной, и вода покрывала ее всю. Когда вышло слово Всевышнего: «Да соберутся воды»[48], из некоторых участков земли поднялись горы и холмы, и были они разбросаны по всей земле. Образовались впадины внутрь земли, и воды стекли туда, как сказано: «А стекшие воды назвал морями»[49]. Воды тут же поднялись и стали прибывать, чтобы вновь накрыть землю, пока Всевышний не приказал им остановиться, и усмирил их, и опустил под ноги Свои, и отмерил им границу Своими шагами, чтобы не прибывали и не убывали больше назначенного. И сделал песок оградой для моря, как человек ставит ограду своему винограднику. Когда воды прибывают и доходят до этого песка, они возвращаются обратно, как сказано: «Меня ли не будете страшиться, сказал Всевышний, и не передо Мной ли трепетать будете, ведь Я положил песок границей морю»[50]. До того, как воды собрались в моря, были созданы ямы и пропасти. Это пропасти, которые находятся под землей, а земля простирается над ними, как корабль, который плывет в море, как сказано: «Распростершего землю на водах»[51].

Всевышний открыл вход из Ган Эдена и через него перенес на землю и рассадил по всей земле деревья, в том числе и дающие плоды, разные виды растений и трав, как сказано: «И семя его на земле»[52]. И накрыл Он стол (подготовил пищу) для творений до того, как были сотворены, как сказано: «Накрыл предо мной стол»[53]. Все источники поднимаются из глубин, чтобы поить все творения. Сказал раби Йеошуа: толща земли равна расстоянию, которое можно пройти за 60 лет. Из одной пропасти возле Геинома вытекает источник теплых вод для удовольствия людей.

Сказал раби Йеуда: раз в месяц из глубин поднимаются струи и орошают всю землю, как сказано: «И пар поднялся с земли и оросил всю землю»[54]. Тучи издают звук шумящей воды морям, а моря издают звук шумящей воды глубинам, и они перекликаются между собой, чтобы поднялась вода к тучам, как сказано: «Пропасть к пропасти взывает шумом воды»[55]. Тучи вбирают воду из глубин, как сказано: «Поднимает облака от края земли»[56]. Там, где Всевышний приказывает им подняться и орошать, они дают дождь. Тут же в земле зарождается и прорастает семя. А когда Всевышний хочет дать благословение земле и пропитание творениям, Он открывает сокровищницу благодати на небесах и льет на землю воду, и земля выращивает благословенные семена, как сказано: «И откроет Всевышний тебе сокровищницу благодати на небесах»[57]. И сказано: «Как сочетается юноша с девушкой, так будут сочетаться с тобой сыновья твои» (Йешаяу 62:5). И сказано: «И как дождь и снег спускается с неба, а туда не возвращается, а поит землю, и порождает она, и растит, и дает семя сеющему и хлеб тому, кто ест» (Йешаяу 55:10).

 


[33] Берешит 1:1.

[34] Йехезкель 1:22.

[35] Даниэль 2:22.

[36] Даниэль 12:3.

[37] Берешит 1:6.

[38] Теилим 104:4.

[39] Йехезкель 1:27.

[40] Йехезкель 1:6.

[41] Теилим 18:11.

[42] Теилим 18:11.

[43] Даниэль 7:10.

[44] Йешаяу 6:2.

[48] Берешит 1:9.

[49] Берешит 1:10.

[50] Ирмеяу 5:22.

[51] Теилим 136:6.

[52] Берешит 1:11.

[53] Теилим 23:5.

[54] Берешит 2:6.

[55] Теилим 42:8.

[56] Теилим 135:7.

[57] Дварим 28:12.

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


В главе рассказывается, как Балак, царь моавитян, нанял злодея Билама, чтобы тот наслал на еврейский народ проклятие. Но вместо проклятия Билам, помимо свей воли, произнес большое благословение. Читать дальше

Глава «Балак». Преступник, исполнявший приказы

Рав Бенцион Зильбер

Талмуд называет Билама грешником. Причина тому — в его желании следовать исключительно приказам Творца, игнорируя Его волю. Правильное же поведение верующего человека сродни поведению сына, который заранее догадывается, что нужно его отцу.

Символика истории Билама и его ослицы

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Билам был не просто колдуном, но и квалифицированным астрологом. Он пытался изменить движение небесных сфер, но Б-г разрушил его планы.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Балак

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

На тему недельной главы. Пинхас 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина