Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Тора — среднее связующее между противоположностями — Творцом и творением»Рабби Ури из Стрелисска
Можем ли мы помочь нашим детям бояться войны как можно меньше?

Война, мы и наши дети

Мы чувствуем, что растим своих детей в тяжелые времена: за испытаниями приходят новые испытания, и каждое требует от нас новых родительских навыков.

В сегодняшнем Израиле, когда одни города обстреливаются ракетами, в других полыхают пожары, в третьих бушуют погромщики – мы не только должны адаптироваться к существующей обстановке, научившись жить под вой сирен и взрывы. Мы в очередной раз должны подтвердить свой «родительский сертификат» и быть для своих детей теми, кто нужен им всегда, а особенно – в периоды стресса: взрослыми, ответственными, ведущими, принимающими решения людьми.

Министерство просвещения Израиля опубликовало рекомендации для родителей: как объяснить детям происходящее в стране. А за день до того известная и любимая в религиозном обществе детская писательница Менуха Фукс обнародовала свои мысли по этому поводу.

Если Минпрос делает акцент на том, как объяснить детям, что происходит, то Менуха Фукс ставит вопрос иначе: как же мы можем помочь нашим детям как можно меньше бояться войны?

Дети и страхи

И дети, и взрослые боятся обстрелов, сирен и взрывов. Есть те, кто этого не признает, и есть те, кто свободно говорит о страхе. Взрослые уже знают, что в мире есть несправедливость, смерть, война, жестокость, но до какого-то возраста наши невинные дети об этом не подозревают. Поэтому сталкиваясь с ситуациями, в которых они ясно видят, что мир не безопасен, они пугаются гораздо больше взрослых и начинают страшиться будущего.

Мы должны помнить, что Вс-вышний дал каждому ребенку очень сильную психическую устойчивость, и нам нужно только сохранить ее. Но эта психическая устойчивость не поддерживается, если страхи ребенка не получают правильного ответа.

Не бойтесь говорить с ребенком о страхе. Говорите только правду – но не всю правду, а только ту, которую ребенок может воспринимать в силу своего возраста. Когда мы свободно разговариваем с ребенком о страхе, он узнаёт, что страх существует и у других, страх перестает быть его личным ужасом и бедой – а поэтому утихает.

Сам факт таких разговоров дает ребенку понятие о том, что страх – это не что-то стыдное, скрытое, запрещенное, что у страха тоже есть место в жизни.

Министерство просвещения Израиля дает такую рекомендацию: «Нужно объяснить ребенку, что звук сирены вызывает испуг, но именно он защищает нас, предупреждая об опасности и необходимости укрыться в безопасном месте. Объясните ребенку, что взрывы, которые раздаются после сирены, исходят от охраняющей нас противоракетной установки –  "Железного купола"». Это очень важная мысль: то, что пугает, – на самом деле, защищает.

К сожалению, у родителей часто вырываются фразы типа «Хватит, перестань так бояться!», «Не будь таким трусом!», «Ты что, маленький? Кто боится лягушек?»

Родители не замечают, что эти фразы не помогают ребенку преодолеть свои страхи, а наоборот, пускают его мысли по замкнутому кругу, и ни одна из этих мыслей не помогает ему нейтрализовать страх.

Мысли крутятся такие: «Родители меня не понимают», «Я не как все дети, я просто трус!», «Если мне говорят, что я маленький, то пусть я и буду маленьким».

«Дорогие родители, – пишет Менуха Фукс, – вы хотите, чтобы вашим детям было легче спуститься в убежище или пройти в защищенную комнату? Помните, что ребенок внимательно наблюдает за вами и понимает по вашей реакции, что происходит и что это значит».

Бывает, что в мирной жизни мы часами живем под звуки строительной техники, но дети видят, что мы, родители, не паникуем, и тоже перестают пугаться этого шума. Понятно, что трудно оставаться спокойными, когда над головой летают ракеты, и все же стоит в минуты передышки составить для себя программу – и сообщить о ней детям, например, так: «Когда зазвучит сирена, мы оставляем всё, чем были заняты, и аккуратно, не толкаясь, выходим на лестничную клетку». Любое действие можно произвести панически, сопровождая его беспомощными криками, – а можно сделать то же самое достойно и вместе с тем – проворно.

Менуха Фукс также советует тем, кто живет в зоне ракетных обстрелов, отдыхать между сиренами или заниматься такими делами, которые успокаивают. «Постарайтесь создать в доме атмосферу спокойствия. Не заявляйте, что вы не боитесь, и не говорите ребенку, что бояться нечего, а научитесь сами и научите детей расслаблять свое тело и успокаивать себя теми словами и действиями, которые для каждого человека индивидуальны».

Не нужно при детях слушать и смотреть новости – они не предназначены для детей. Не нужно также обсуждать при них по телефону никакие кровавые подробности. У детей очень развита фантазия. Они могут никак не прореагировать и даже продолжать спокойно играть, но в голове они уже нарисовали такую картину, которая может оказаться еще страшнее действительности.

Менуха Фукс советует поместить в защищенную комнату музыкальные инструменты, игры, краски – всё это может заинтересовать ребенка и заставить на время забыть о войне. Эта комната должна стать комнатой веселья для ребенка, той комнатой, где поют, играют и танцуют вместе – даже если это трудно для вас. Мысли будут следовать за действиями, и вы на самом деле хорошо проведете время в убежище, сделав эти часы или минуты тем совместным временем с детьми, которое психологи называют «качественным».

В рекомендациях минпроса есть такие советы, которые кажутся очевидными, и тем не менее, они вовсе не очевидны для детей: «Говорите ребенку честно и уверенно: "Здесь мы в безопасности. Теперь мы будем играть, разговаривать и переждем это время вместе". Выйдя из защищенного помещения, объясните ребенку, что на данный момент обстрел окончен».

Ребенок, который задает вопросы – это отлично. Ответьте ему в соответствии с его уровнем, но постарайтесь сделать ваши ответы простыми и подходящими для его возраста и уровня развития.

Постарайтесь сделать юмор неотъемлемой частью даже самых тяжелых дней. Мрачное и подавленное настроение еще никогда никому не помогало справлять с трудностями.

Менуха Фукс предлагает давать клички пугающим предметам и таким образом снижать градус страха. «Назовите ракету – хоботом слона, «Железный Купол» – Красной Шапочкой (на иврите в обоих случаях используется слово «кипа»), изобретите вместе с детьми милые имена для всего, чего вы боитесь, – это пойдет на пользу детям и успокоит вас самих.

Нам есть на Кого опереться

«Помните и напоминайте себе и окружающим, – пишет Менуха Фукс, – что нам, к счастью, есть на Кого опереться и Кому доверять». Вс-вышний всегда и всё делает только для нашего блага. В чем состоит Б-жественное Провидение – иногда мы узнаём после событий, а чаще – не узнаём, и это станет нам понятным только в Грядущем Мире.

Главное – помнить и говорить своим детям, что наш Пастырь, Вс-вышний, всегда с нами: «ло ира ра, ки Ата имади»: «не буду бояться зла, потому что Ты со мной».

Страх – это физическая реакция организма, и она наступает, не спрашивая нашего разрешения. Что же стоит за словами «не буду бояться»? Это означает, что, когда наступит страх, я буду знать, что делать, чтобы он уменьшился и отступил, потому что у меня есть для этого инструменты: слова, тембр голоса, темп движений, определенные действия – и уверенность в том, что есть Тот, Кто сильнее страха, и Он всегда со мной.


В главе рассказывается, как Балак, царь моавитян, нанял злодея Билама, чтобы тот наслал на еврейский народ проклятие. Но вместо проклятия Билам, помимо свей воли, произнес большое благословение. Читать дальше

Глава «Балак». Преступник, исполнявший приказы

Рав Бенцион Зильбер

Талмуд называет Билама грешником. Причина тому — в его желании следовать исключительно приказам Творца, игнорируя Его волю. Правильное же поведение верующего человека сродни поведению сына, который заранее догадывается, что нужно его отцу.

Символика истории Билама и его ослицы

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Билам был не просто колдуном, но и квалифицированным астрологом. Он пытался изменить движение небесных сфер, но Б-г разрушил его планы.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Балак

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

На тему недельной главы. Пинхас 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина