Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сказали древние мудрецы: “В дни Машиаха мир будет отличаться от нынешнего лишь тем, что нееврейские царства не будут господствовать над Израилем” (Брахот 34 б)»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы раскаяния 9, 2
По какой причине все эти мудрецы собрались в праздник Песах в доме учения раби Акивы в Бней-Браке?

«Поэтому из-за вас Цион будет вспахан, как поле,
и Иерусалим руинами станет, и гора Дома Господа — вершинами леса»
(Миха 3:12)

«Так сказал Господь, Б-г Воинств:
еще будут старики и старухи сидеть на площадях Иерусалима,
каждый с посохом своим в руке — от глубокой старости»
(Зехарья 8:4)

В самом начале Пасхальной Агады, которую весь еврейский народ читает в праздник Песах, исполняя заповедь воспоминания об Исходе из Египта, приводится следующее повествование: «Однажды раби Элиэзер, раби Йеошуа, раби Элазар бен Азарья, раби Акива и раби Тарфон проводили пасхальный седер в Бней-Браке и говорили об Исходе из Египта всю ночь, пока не пришли их ученики и не сказали: учителя наши, настало время утренней молитвы Шма»[1].

Обычно при чтении Агады из этих слов люди приходят к следующему заключению: рассказ об Исходе из Египта является основной частью пасхального седера, и ему следует уделить больше времени, чем заповедям мацы, марора и четырех бокалов вина, количественное исполнение которых четко и ясно определено. Это, разумеется, правильно, но суть данного повествования всё же совсем в ином.

Главный вопрос заключается в следующем: по какой причине все эти мудрецы собрались в праздник Песах в доме учения раби Акивы в Бней-Браке? Раби Элиэзер и раби Йеошуа, как мы знаем, были учителями раби Акивы, раби Элазар бен Азарья — глава Израиля, а раби Тарфон во множестве вопросов спорил с раби Акивой, и различия в их мнениях приводятся в Мишне. По какой причине после разрушения Иерусалима все эти мудрецы пришли к раби Акиве?

В то время перед всем еврейским народом стояла главная проблема: как вспоминать о чудесах Исхода из Египта в состоянии Римского изгнания, когда великий город разрушен, а Божественный Храм предан огню. Откуда черпать силы для продолжения пути и как не потерять надежду на будущее нашего народа?

Для ответа на этот вопрос необходимо изучить завершение трактата Макот Вавилонского Талмуда: «Однажды рабан Гамлиэль, раби Элазар бен Азария, раби Йеошуа и раби Акива шли по дороге и услышали ликование римлян, распространявшееся на 120 миль вокруг, и начали плакать, а раби Акива возрадовался. “Чему ты радуешься?” — спросили мудрецы. Ответил раби Акива: “А из-за чего вы плачете?” Сказали ему: “Язычники, поклоняющиеся суете и воскуряющие идолам, пребывают в покое и безмятежности, а Храм нашего Б-га сожжен в огне, и нам не плакать?” Ответил им раби Акива: “Поэтому я и радуюсь, ведь если нарушающие Его волю получили такое благополучие, то какова же будет доля исполняющих Его волю!”

Однажды мудрецы поднимались в Иерусалим, и когда они взошли на гору Цофим, то порвали свои одежды в трауре по Святому городу. Оказавшись возле Храмовой горы, они увидели, как лиса выходит из развалин Святая Святых, и начали плакать, а раби Акива возрадовался. “Чему ты радуешься?” — спросили мудрецы. Ответил им раби Акива: “А из-за чего вы плачете?” Сказали ему: “Святилище, о котором сказано: “и посторонний приблизившийся будет предан смерти”[2], стало местом обитания лис, и нам не плакать?” — “Поэтому я и радуюсь, — ответил раби Акива, — ведь изрек пророк Йешаяу: “И взял Я себе верных свидетелей: Урию-священника и Зехарью бен Йевархеяу”»[3].

Но как Урия связан с Зехарьей? Урия жил во времена Первого Храма, а Зехарья пророчествовал при основании Второго Храма. Но стих Писания связал пророчество Зехарьи с пророчеством Урии. Урия сказал: «Поэтому из-за вас Цион будет вспахан, как поле, и Иерусалим руинами станет, и гора Дома Господа — высотами леса»[4]. А Зехарья изрек: «Так сказал Господь, Б-г Воинств: еще будут старики и старухи сидеть на площадях Иерусалима, каждый с посохом своим в руке — от глубокой старости»[5].

«Пока не исполнилось пророчество Урии, я опасался, что не исполнится пророчество Зехарьи. Сейчас же, когда исполнилось пророчество Урии, несомненно, исполнится пророчество Зехарьи». Такими словами ответили мудрецы: «Акива, ты утешил нас! Акива, ты утешил нас!»[6]

Не вызывает никаких сомнений, что, увидев руины Божественной обители, раби Акива тоже порвал свои одежды в знак траура по Иерусалимскому Храму, как и все остальные мудрецы. Однако он видел продолжение пути во тьме Римского изгнания и проложил дорогу следующим поколениям. Он показал, как в длительную эпоху правления Рима на всей земле, когда Рим железной пятой топчет все основополагающие духовные ценности, народ Израиля может остаться верен Божественному Завету и сохранить связь с Всевышним, Который скрылся из нижнего мира, но не оставил Свой народ. Несмотря на то что Всевышний не виден глазу, Он проявляется в Своем могуществе, в чудесах и заботе о Своем народе, как сказано: «Действительно, Ты — Б-г скрывающийся, Бог Израиля, спасающий»[7]. Несмотря на то что Ты пребываешь в сокрытии, Ты — Б-г Израиля, являющий нам множество чудес, и Ты спасаешь нас каждый час и во всякое время, и таким образом раскрываешься перед людьми, и они узнают Тебя.

В тот год великие мудрецы Израиля собрались в доме учения раби Акивы на пасхальный седер, чтобы на все времена еврейский народ сохранил веру и надежду на будущее Избавление, которое произойдет в Конце дней в эпоху Машиаха!

Тогда все народы мира поймут значимость Божественного святилища на земле, пропадет зло и перед глазами каждого раскроется истинная реальность: «И присоединятся народы многие к Господу в день тот, и станут они для Меня народом, и Я обитать буду среди тебя, и узнаешь, что Господь, Бог Воинств, послал Меня к тебе. И возьмет Господь во владение Йеуду, удел Свой на Святой земле, и снова изберет Иерусалим. Умолкни, всякая плоть, пред Господом, ибо пробудился Он в святом жилище Своем»[8]. Тогда в полной мере исполнится пророчество пророка Йешаяу, сказанное задолго до этого: «Отряхнись от праха, воссядь, Иерусалим, освободись от уз на шее твоей, пленная дочь Циона»[9].


[1] Брахот 61б.

[2] Кидушин 72б.

[3] Пасхальная Агада.

[4] Бемидбар 1:51.

[5] Йешаяу 8:2.

[6] Миха 3:12.

[7] Зехарья 8:4.

[8] Макот 24а-24б.

[9] Йешаяу 45:15.

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


На каждой еврейской свадьбе мы слышим молитву о том, чтобы Всевышний сделал новую супружескую пару такой же счастливой, какими были первые мужчина и женщина в саду Эдена. В этом благословении Адам и Хава называются реим ааувим («возлюбленные друзья»). Эти слова описывают два предназначения семьи: муж и жена помогают друг другу (реим) и любят друг друга (ааувим) Читать дальше

В кругу великих. Хазон Иш. «Мир в доме вернется на место свое...»

Рав Шломо Лоренц,
из цикла «В кругу великих»

Несмотря на максимальную погруженность в изучение Торы, Хазон-Иш знал о нуждах окружавших его людей. История о том, как великий раввин проведывал заболевшего жестянщика.

Золотая середина между мужчиной и женщиной

Гецель Оффенгенден

Старое и всем известное правило «золотой середины» одинаково верно и для мужчин, и для женщин. Придерживаться золотой середины — это путь к серьёзным переменам к лучшему. Причем единственный.

Дерех эрец 18. Обязанность изменять слова во имя мира между людьми

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Дерех эрец»

Насколько велик и важен мир между людьми можно судить по тому, что, при всей предосудительности лжи, ради мира Тора разрешила даже иногда изменять слова при пересказе. Таковы пути установления мира: избегать всего, что может нарушить единство между человеком и его ближним, между мужем и женой, повредить любви между ними, даже в самой малой степени. Это правило мы можем учить из того, как сам Всевышний изменил слова Сары, передавая их Аврааму. Она сказала (услышав известие, что у нее будет сын): «…вот и господин мой (Авраам) стар», а Всевышний передал Аврааму, будто она сказала: «…и я состарилась» ( Берешит 18:12,13). Всевышний, будь Он благословен, сделал это, чтобы избежать всякой возможности обиды (см. Раши там). Подобным же образом Талмуд разрешает говорить о некрасивой невесте, что она красива, а о неудачной покупке — что она удачна ( Ктубот 17а). Братья Йосефа придумали то, чего не было, беспокоясь о мире между ними и Йосефом. Они сказали ему: «Отец твой завещал перед смертью, говоря: Так скажите Йосефу: Прости, молю тебя, вину братьев твоих…» ( Берешит 50:17). Объясняет Раши, что Яаков не говорил всего этого, ибо он не подозревал Йосефа в том, что тот станем мстить братьям за причиненное ему зло. Из этого эпизода мы выводим, что изменить слова во имя мира может даже тот, кто непосредственно заинтересован и участвует в деле, а не только стороннее лицо. Талмуд говорит, что отступление от фактов во имя мира — мицва , а не просто нечто разрешенное ( Йевамот 65б)

В гармонии с природой 9. Сосуд, хранящий благословения

Рав Уриэль Зильбигер,
из цикла «В гармонии с природой»

Основа истинного мира — в самом человеке. Только если каждый еврей живет в мире с самим собой, в любви и братстве со своими домочадцами, возможен мир и единство в народе Израиля.