Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Раскаявшийся обязан преклониться пред Всевышним еще и потому, что должен избавиться от склонностей, ведущих к преступлению и порождающих преступления

Принцип седьмой

23. Смирение всем сердцем и униженность. Познавший Всевышнего осознает, насколько ничтожен и унижен и утратил свое значение тот, кто преступил Его волю. Подобно сказанному (Теилим 15;4): «Презренный отвратителен самому себе». И сказано (Иов 15; 16): «Презренный и растленный человек, пьющий несправедливость, как воду»; (Ирмия 7;30): «Серебро отвратительное — зовутся они». Поэтому да будет смиренным и униженным в своих глазах. И Давид, исповедуясь в своем преступлении, когда к нему пришел пророк Натан, сказал (Теилим 51; 19): «Жертвы Всевышнему — дух сокрушенный; сердце сокрушенное и удрученное, Ты, о Всевышний, презирать не будешь». «Дух сокрушенный», значит, дух униженный. Отсюда следует, что смирение есть один из принципов раскаяния. Ибо эта глава из Теилим есть незыблемый фундамент принципов раскаяния. И смирением человек может угодить Всевышнему, как сказано (Ишая 66;2): «На смиренного и сокрушенного духом». И сказано о раскаянии (там же 57; 14-15): «Ровняйте, ровняйте, освободите дорогу, устраните препятствие с пути народа Моего!». Ибо так говорит Возвышенный и Превознесенный, Существующий вечно и Святой — Имя Его: в месте высоком и священном обитаю Я, но с тем, кто сокрушен и смирен духом, чтобы оживлять дух смиренных и сердце сокрушенных». Отсюда следует, что смирение есть один из принципов раскаяния. Да и вся глава трактует о раскаявшихся (там же 57; 16-18): «Ибо не вечно буду Я спорить и не бесконечно гневаться, — иначе изнеможет предо Мною дух и души, Мною сотворенные». «Ибо не вечно буду я спорить» и т.д., «из-за греха его корыстолюбия Я разгневан» и т.д., «пути его Я вижу и исцелю его и поведу его» и т.д. «Пути его Я вижу», — значит, он ведет себя смиренно. Как сказано (там же 57; 15): «Я с тем, кто сокрушен и смирен духом». А также сказано о скорби: «Ибо дух, Мной сотворенный, будет сломлен». «И Я исцелю его», — то есть прощу его преступление. Как сказано (Ошеа 14;5): «Исцелю от отступничества их», а также (Ишая 6; 10): «И обратится он, и исцелится». «И поведу его», — то есть помогу удалиться от греха и пересилить свое злое начало.

24. И знай же, что у смирения много степеней. И высшая степень смирения, которая обязательно происходит от раскаяния, — чтобы человек осознавал насколько велико и огромно служение пред Всевышним и ничего не ставил себе в заслугу. Да будет все малым в его глазах по сравнению с тем, что он обязан в служении Всевышнему. Вот почему станет он смиренным и будет служить Всевышнему со скромностью, вдали от чужих глаз. И не пожелает почестей за свои деяния, достойные уважения. И не станет стремиться к славе за свою достославную деятельность. И насколько возможно скроет свои деяния от друзей.

25. Это положение о принципе раскаяния разъясняет пророк (Миха 6;6): «С чем встречу Всевышнего, преклонюсь пред Великим?». «С чем встречу», — за множество Его милостей. Потому что выше были упомянуты милости Всевышнего. «Преклонюсь», — из-за множества преступлений моих. И сказано здесь именно о величии Всевышнего, чтобы оповестить и указать, насколько следует преклониться и смириться тому, кто преступил волю Того, Кто превыше всего. Далее этот вопрос разъясняется подробнее: «Встречу ли Его жертвами всесожжения, тельцами однолетними? Угодны ли Всевышнему тысячи овец и десятки тысяч потоков масла?», — то есть все это я принесу Ему в благодарность за множество Его милостей. «Отдам ли первенца своего за преступление свое?», — чтобы показать этим свое смирение, преклониться из-за множества своих преступлений. Потому что я осознаю, что преступление мое настолько огромно, что во искупление следовало бы отдать первенца. «Плод чрева своего за грех души своей?», — упомянул о преступлении «первенца своего», а о грехе — «плод чрева своего», потому что «преступление» /пеша/ и означает «восстание», как сказали мудрецы (Йома 366), и это серьезнее, чем грех /хет/. И ответом на это было: «Сказано тебе, человек, что добро и что Всевышний требует от тебя: только вершить правосудие и любить милосердие», — потому что это предпочтительнее жертвоприношений. Лучше этим благодарить Всевышнего за Его милости, чем жертвоприношениями. «И быть скромным пред Всевышним», — в этом заключается суть твоего преклонения и подчинения: служить Всевышнему скромно, ибо это показывает твое преклонение — значит, ты не ищешь почестей за свои достославные деяния, а тем более за те качества и свойства, которых не желает Творец в Своих творениях; ими не следует гордиться, например, богатством, силой и различными разновидностями мудрости, кроме познания и разумения Всевышнего; как сказано (Ирмия 9;22): «Да не хвалится мудрец мудростью своею, и да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся пусть похваляется тем, что он разумеет и знает Меня».

26. Раскаявшийся обязан преклониться пред Всевышним еще и потому, что должен избавиться от склонностей, ведущих к преступлению и порождающих преступления.

27. А причина многих преступлений — гордыня! Она помогает злому началу пересилить человека. Как сказано (Дварим 8; 14): «Надменным станет сердце твое, и забудешь Всевышнего». И сказано (Мишлей 21;4): «Гордость очей и надутое сердце — нива нечестивых — преступление», — то есть гордыня есть нива для произрастания преступления, на ней плодятся преступления, как сказано: «Надменным станет сердце твое, и забудешь Всевышнего». И сказано (Теилим 10;2): «Надменностью нечестивого преследуется бедняк»; и сказано (там же 31;19): «Пусть онемеют уста лживые, говорящие против праведника заносчиво, с высокомерием и презрением»; и сказано (Иехезкель 32;27): «Которые наводят ужас в стране живых». И как люди возделывают поле, чтобы оно дало урожай, который будет собран, — так же злодеи возделывают поле гордыни в своей душе и сеют злые замыслы, чтобы уродились и выросли-преступления, которые и есть урожай их замыслов. А это пример, как сказал пророк (Ошеа 10;4): «И наказание им расцвело, как болиголов на бороздах поля». Хотя слово «ха-тат» /преступление/ здесь употребляется в единственном числе, тем не менее это значит, что нива злодеев есть нива преступлений и служит причиной множества преступлений. Как (Ирмия 17; 1): «Преступление Иуды», /в единственном числе, хотя их было много/. Или же объясним это как «и преступление». Как (Хавакук 3;11): «Солнце, луна», то есть имеется в виду «солнце и луна». Что значит, что гордыня не только производит преступления, но и само по себе это качество есть преступление. Как сказано (Мишлей 16; 5): «Мерзость пред Всевышним всякий высокомерный». И гордец отдан в руки своего злого начала, потому что нет ему помощи Всевышнего, ибо мерзок он пред Всевышним.

28. Почему раскаявшийся обязан преклониться и обязаться вести себя сообразно тому, что сказали мудрецы (Авот 4;6): «И преклонись перед каждым»? Этим он достигнет того, что не будет сердиться и гневаться на окружающих. А также не обратит внимания на обиду, чтобы не держать зла ни на кого и не мстить. И тем искупятся его преступления, как сказали мудрецы (Рош-а-Шана 17а): «Не держит зла и не мстит, и Всевышний прощает ему». Ибо так Всевышний поступает с человеком — мера за меру. Это очень важная причина для надежды на лучшее, и сказано (Эйха 3;29-30): «Пусть прахом наполнятся уста его — может быть, есть еще надежда! Пусть подставит он щеку бьющему его — пусть насытится позором!»

Принцип восьмой

29. Смирение в поведении. Как должен вести себя смиренный человек? Разговаривать мягко, отвечать кротко; как сказано (Мишлей 15;1): «Кроткий ответ отвращает гнев». Тихим голосом, ибо это признак смиренного, как сказано (Ишая 29;4): «И будешь унижен, из земли говорить будешь, и из праха выйдет речь твоя согбенна». Это в противоположность тому, что говорится о богаче (Мишлей 18;23): «А богач отвечает нагло». И пусть не занимает его красота одежды и украшения, как сказано (Шмот 33;5): «А теперь сними с себя украшения свои». И сказано об Ахаве (Мпахим 121;27): «И постился, и лег во власянице, и ходил тихо». И было слово Всевышнего (там же 21;29): «Видишь, как покорился Мне Ахав». Он ходил тихо, — а это противоположно царскому поведению, цари шествуют с шумным торжеством. И пусть постоянно опускает глаза долу, как сказано (Иов 22;29): «И потупившего очи Он избавит». А внешние признаки смирения — мягкий ответ, тихий голос, потупленный взгляд — напомнят человеку о том, что следует быть смиренным и в сердце.


На каждой еврейской свадьбе мы слышим молитву о том, чтобы Всевышний сделал новую супружескую пару такой же счастливой, какими были первые мужчина и женщина в саду Эдена. В этом благословении Адам и Хава называются реим ааувим («возлюбленные друзья»). Эти слова описывают два предназначения семьи: муж и жена помогают друг другу (реим) и любят друг друга (ааувим) Читать дальше

В кругу великих. Хазон Иш. «Мир в доме вернется на место свое...»

Рав Шломо Лоренц,
из цикла «В кругу великих»

Несмотря на максимальную погруженность в изучение Торы, Хазон-Иш знал о нуждах окружавших его людей. История о том, как великий раввин проведывал заболевшего жестянщика.

Золотая середина между мужчиной и женщиной

Гецель Оффенгенден

Старое и всем известное правило «золотой середины» одинаково верно и для мужчин, и для женщин. Придерживаться золотой середины — это путь к серьёзным переменам к лучшему. Причем единственный.

Дерех эрец 18. Обязанность изменять слова во имя мира между людьми

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Дерех эрец»

Насколько велик и важен мир между людьми можно судить по тому, что, при всей предосудительности лжи, ради мира Тора разрешила даже иногда изменять слова при пересказе. Таковы пути установления мира: избегать всего, что может нарушить единство между человеком и его ближним, между мужем и женой, повредить любви между ними, даже в самой малой степени. Это правило мы можем учить из того, как сам Всевышний изменил слова Сары, передавая их Аврааму. Она сказала (услышав известие, что у нее будет сын): «…вот и господин мой (Авраам) стар», а Всевышний передал Аврааму, будто она сказала: «…и я состарилась» ( Берешит 18:12,13). Всевышний, будь Он благословен, сделал это, чтобы избежать всякой возможности обиды (см. Раши там). Подобным же образом Талмуд разрешает говорить о некрасивой невесте, что она красива, а о неудачной покупке — что она удачна ( Ктубот 17а). Братья Йосефа придумали то, чего не было, беспокоясь о мире между ними и Йосефом. Они сказали ему: «Отец твой завещал перед смертью, говоря: Так скажите Йосефу: Прости, молю тебя, вину братьев твоих…» ( Берешит 50:17). Объясняет Раши, что Яаков не говорил всего этого, ибо он не подозревал Йосефа в том, что тот станем мстить братьям за причиненное ему зло. Из этого эпизода мы выводим, что изменить слова во имя мира может даже тот, кто непосредственно заинтересован и участвует в деле, а не только стороннее лицо. Талмуд говорит, что отступление от фактов во имя мира — мицва , а не просто нечто разрешенное ( Йевамот 65б)

В гармонии с природой 9. Сосуд, хранящий благословения

Рав Уриэль Зильбигер,
из цикла «В гармонии с природой»

Основа истинного мира — в самом человеке. Только если каждый еврей живет в мире с самим собой, в любви и братстве со своими домочадцами, возможен мир и единство в народе Израиля.