Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Раскаявшийся обязан преклониться пред Всевышним еще и потому, что должен избавиться от склонностей, ведущих к преступлению и порождающих преступления

Принцип седьмой

23. Смирение всем сердцем и униженность. Познавший Всевышнего осознает, насколько ничтожен и унижен и утратил свое значение тот, кто преступил Его волю. Подобно сказанному (Теилим 15;4): «Презренный отвратителен самому себе». И сказано (Иов 15; 16): «Презренный и растленный человек, пьющий несправедливость, как воду»; (Ирмия 7;30): «Серебро отвратительное — зовутся они». Поэтому да будет смиренным и униженным в своих глазах. И Давид, исповедуясь в своем преступлении, когда к нему пришел пророк Натан, сказал (Теилим 51; 19): «Жертвы Всевышнему — дух сокрушенный; сердце сокрушенное и удрученное, Ты, о Всевышний, презирать не будешь». «Дух сокрушенный», значит, дух униженный. Отсюда следует, что смирение есть один из принципов раскаяния. Ибо эта глава из Теилим есть незыблемый фундамент принципов раскаяния. И смирением человек может угодить Всевышнему, как сказано (Ишая 66;2): «На смиренного и сокрушенного духом». И сказано о раскаянии (там же 57; 14-15): «Ровняйте, ровняйте, освободите дорогу, устраните препятствие с пути народа Моего!». Ибо так говорит Возвышенный и Превознесенный, Существующий вечно и Святой — Имя Его: в месте высоком и священном обитаю Я, но с тем, кто сокрушен и смирен духом, чтобы оживлять дух смиренных и сердце сокрушенных». Отсюда следует, что смирение есть один из принципов раскаяния. Да и вся глава трактует о раскаявшихся (там же 57; 16-18): «Ибо не вечно буду Я спорить и не бесконечно гневаться, — иначе изнеможет предо Мною дух и души, Мною сотворенные». «Ибо не вечно буду я спорить» и т.д., «из-за греха его корыстолюбия Я разгневан» и т.д., «пути его Я вижу и исцелю его и поведу его» и т.д. «Пути его Я вижу», — значит, он ведет себя смиренно. Как сказано (там же 57; 15): «Я с тем, кто сокрушен и смирен духом». А также сказано о скорби: «Ибо дух, Мной сотворенный, будет сломлен». «И Я исцелю его», — то есть прощу его преступление. Как сказано (Ошеа 14;5): «Исцелю от отступничества их», а также (Ишая 6; 10): «И обратится он, и исцелится». «И поведу его», — то есть помогу удалиться от греха и пересилить свое злое начало.

24. И знай же, что у смирения много степеней. И высшая степень смирения, которая обязательно происходит от раскаяния, — чтобы человек осознавал насколько велико и огромно служение пред Всевышним и ничего не ставил себе в заслугу. Да будет все малым в его глазах по сравнению с тем, что он обязан в служении Всевышнему. Вот почему станет он смиренным и будет служить Всевышнему со скромностью, вдали от чужих глаз. И не пожелает почестей за свои деяния, достойные уважения. И не станет стремиться к славе за свою достославную деятельность. И насколько возможно скроет свои деяния от друзей.

25. Это положение о принципе раскаяния разъясняет пророк (Миха 6;6): «С чем встречу Всевышнего, преклонюсь пред Великим?». «С чем встречу», — за множество Его милостей. Потому что выше были упомянуты милости Всевышнего. «Преклонюсь», — из-за множества преступлений моих. И сказано здесь именно о величии Всевышнего, чтобы оповестить и указать, насколько следует преклониться и смириться тому, кто преступил волю Того, Кто превыше всего. Далее этот вопрос разъясняется подробнее: «Встречу ли Его жертвами всесожжения, тельцами однолетними? Угодны ли Всевышнему тысячи овец и десятки тысяч потоков масла?», — то есть все это я принесу Ему в благодарность за множество Его милостей. «Отдам ли первенца своего за преступление свое?», — чтобы показать этим свое смирение, преклониться из-за множества своих преступлений. Потому что я осознаю, что преступление мое настолько огромно, что во искупление следовало бы отдать первенца. «Плод чрева своего за грех души своей?», — упомянул о преступлении «первенца своего», а о грехе — «плод чрева своего», потому что «преступление» /пеша/ и означает «восстание», как сказали мудрецы (Йома 366), и это серьезнее, чем грех /хет/. И ответом на это было: «Сказано тебе, человек, что добро и что Всевышний требует от тебя: только вершить правосудие и любить милосердие», — потому что это предпочтительнее жертвоприношений. Лучше этим благодарить Всевышнего за Его милости, чем жертвоприношениями. «И быть скромным пред Всевышним», — в этом заключается суть твоего преклонения и подчинения: служить Всевышнему скромно, ибо это показывает твое преклонение — значит, ты не ищешь почестей за свои достославные деяния, а тем более за те качества и свойства, которых не желает Творец в Своих творениях; ими не следует гордиться, например, богатством, силой и различными разновидностями мудрости, кроме познания и разумения Всевышнего; как сказано (Ирмия 9;22): «Да не хвалится мудрец мудростью своею, и да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся пусть похваляется тем, что он разумеет и знает Меня».

26. Раскаявшийся обязан преклониться пред Всевышним еще и потому, что должен избавиться от склонностей, ведущих к преступлению и порождающих преступления.

27. А причина многих преступлений — гордыня! Она помогает злому началу пересилить человека. Как сказано (Дварим 8; 14): «Надменным станет сердце твое, и забудешь Всевышнего». И сказано (Мишлей 21;4): «Гордость очей и надутое сердце — нива нечестивых — преступление», — то есть гордыня есть нива для произрастания преступления, на ней плодятся преступления, как сказано: «Надменным станет сердце твое, и забудешь Всевышнего». И сказано (Теилим 10;2): «Надменностью нечестивого преследуется бедняк»; и сказано (там же 31;19): «Пусть онемеют уста лживые, говорящие против праведника заносчиво, с высокомерием и презрением»; и сказано (Иехезкель 32;27): «Которые наводят ужас в стране живых». И как люди возделывают поле, чтобы оно дало урожай, который будет собран, — так же злодеи возделывают поле гордыни в своей душе и сеют злые замыслы, чтобы уродились и выросли-преступления, которые и есть урожай их замыслов. А это пример, как сказал пророк (Ошеа 10;4): «И наказание им расцвело, как болиголов на бороздах поля». Хотя слово «ха-тат» /преступление/ здесь употребляется в единственном числе, тем не менее это значит, что нива злодеев есть нива преступлений и служит причиной множества преступлений. Как (Ирмия 17; 1): «Преступление Иуды», /в единственном числе, хотя их было много/. Или же объясним это как «и преступление». Как (Хавакук 3;11): «Солнце, луна», то есть имеется в виду «солнце и луна». Что значит, что гордыня не только производит преступления, но и само по себе это качество есть преступление. Как сказано (Мишлей 16; 5): «Мерзость пред Всевышним всякий высокомерный». И гордец отдан в руки своего злого начала, потому что нет ему помощи Всевышнего, ибо мерзок он пред Всевышним.

28. Почему раскаявшийся обязан преклониться и обязаться вести себя сообразно тому, что сказали мудрецы (Авот 4;6): «И преклонись перед каждым»? Этим он достигнет того, что не будет сердиться и гневаться на окружающих. А также не обратит внимания на обиду, чтобы не держать зла ни на кого и не мстить. И тем искупятся его преступления, как сказали мудрецы (Рош-а-Шана 17а): «Не держит зла и не мстит, и Всевышний прощает ему». Ибо так Всевышний поступает с человеком — мера за меру. Это очень важная причина для надежды на лучшее, и сказано (Эйха 3;29-30): «Пусть прахом наполнятся уста его — может быть, есть еще надежда! Пусть подставит он щеку бьющему его — пусть насытится позором!»

Принцип восьмой

29. Смирение в поведении. Как должен вести себя смиренный человек? Разговаривать мягко, отвечать кротко; как сказано (Мишлей 15;1): «Кроткий ответ отвращает гнев». Тихим голосом, ибо это признак смиренного, как сказано (Ишая 29;4): «И будешь унижен, из земли говорить будешь, и из праха выйдет речь твоя согбенна». Это в противоположность тому, что говорится о богаче (Мишлей 18;23): «А богач отвечает нагло». И пусть не занимает его красота одежды и украшения, как сказано (Шмот 33;5): «А теперь сними с себя украшения свои». И сказано об Ахаве (Мпахим 121;27): «И постился, и лег во власянице, и ходил тихо». И было слово Всевышнего (там же 21;29): «Видишь, как покорился Мне Ахав». Он ходил тихо, — а это противоположно царскому поведению, цари шествуют с шумным торжеством. И пусть постоянно опускает глаза долу, как сказано (Иов 22;29): «И потупившего очи Он избавит». А внешние признаки смирения — мягкий ответ, тихий голос, потупленный взгляд — напомнят человеку о том, что следует быть смиренным и в сердце.


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.