Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Сказал раби Йеуда, что сказал Рав: Если бы Израиль соблюдал первую субботу, не властвовал бы над ним никакой народ и язык, как сказано: “И было в восьмой день, вышли из народа собирать”, и написано после этого: “И пришел Амалек”

Помни, что сделал тебе Амалек

«Сказали евреи Моше: Один стих говорит (Дварим 25:17): “Помни, что сделал тебе Амалек”, а другой (Шмот 20:8): “Помни день субботний, чтобы святить его”. Как могут сушествовать оба — этот “помни” и этот “помни”? Сказал им Моше: Не подобен стакан со сладким стакану уксуса — это стакан и это стакан… Это “помни” для освящения… а это — для наказания…» (Пиркей дераби Элиэзер).

«Помни, что сделал тебе Амалек». Здесь и о субботе написано «помни», и оба равны… Притча: на что это похоже? На царя, устроившего пир и позвавшего гостей. Принесли ему блюдо, полное всяких яств, сказал: Помни такого-то, любящего меня. Когда очистил блюдо, сказал: Помни такого-то, своего ненавистника. Сказали ему друзья: Этого ты упомянул и того ты упомянул. Сказал им: Этого я упомянул над блюдом, полным всякого добра, а этого — над пустым блюдом. Так и суббота! Написано о ней: «Помни день субботний», чтобы освящать его и почитать его едой, питьем и чистой одеждой. А об Амалеке написано: «Помни, что сделал тебе Амалек». Как ты его поминаешь? Над пустым столом, как сказано: «Сотри память об Амалеке из-под неба» (Танхума).

Амалек против святости субботы

Противная сторона, тот, кто сопротивляется святости субботы в мироздании, — это Амалек. «Сказал раби Йеуда, что сказал Рав: Если бы Израиль соблюдал первую субботу, не властвовал бы над ним никакой народ и язык, как сказано: “И было в восьмой день, вышли из народа собирать”, и написано после этого: “И пришел Амалек”».

Объясняет Маараль: «Ибо суббота есть единение Израиля с Всевышним, как написано: “Ибо знак это между Мной и вами”… И потому если бы хранил Израиль первую субботу, получил бы союз и соединение, которое есть у Израиля, со стороны субботы — собственное соединение. Ибо не похоже соединение и приобщение субботы с остальными соединениями и приобщениями, которые есть у Израля с Всевышним через другие заповеди, поскольку суббота — со стороны творения, — ведь суббота следует творению, которое создал Всевышний». Суббота — супруга Израиля, она — союз между Израилем и его Творцом. И поскольку суббота есть совершенство со стороны творения, она — окончание исправления мироздания, день, который весь — суббота, то евреи, соблюдающие ее, присоединяются к этому совершенству и предуготовлены к вечному единению с Творцом.

«Если бы евреи соблюли первую субботу, то соединение Израиля с Всевышним продолжалось бы со стороны творения, а вещь, которая осуществляется со стороны творения, вечна…» Если бы соблюдали эту первую субботу, поднялись бы к совершенству получения Торы — миру Бины, и тогда жили бы вечно. Но, как и у Адама, на дороге к Древу Жизни стоит Змей, который привел Адама к отвержению от святости субботы, так и с Израилем — по дороге к исправлению этого греха встретил их Амалек — он же Змей — прежде чем они прилепились к Древу Жизни.

«Сейчас, когда они не соблюли первую субботу, ибо есть разница между первой и остальными субботами, так как первая есть само соединение с Всевышним» (Маараль). После того, как согрешили, для того, чтобы достичь избавления, они должны соблюсти две субботы, — такова ступень раскаявшегося: «“Сказал раби Йоханан от имени раби Шимона бар Йохая: Если соблюдёт Израиль две субботы в соответствии со всеми законами, сразу же будет избавлен”. В этом общий смысл нашей темы, а далее мы рассмотрим ее подробнее.

Голос Яакова и руки Эсава

“Руки Эсава. Руки (Яакова) он может захватить. Но внутреннюю суть, голос Яакова, он не может затронуть никак. А руки — это категория действий” (Сфат эмет). К будним действиям, к 39 работам в материальном мире, есть у Эсава отношение. И так в будущем народы мира потребуют долю в Грядущем мире, поскольку концепция действия (руки) была у них исправлена и полна: “Много рынков мы устроили, много бань открыли, много серебра и злата преумножили, и все это мы сделали только для Израиля, чтобы те занимались Торой” (Авода зара 2). Ведь в этом их цель: поддерживать существование материальной цивилизации, чтобы праведники мира изучали Тору. Но к сердцевине реальности нет у них отношения. “Руки — это то, за что можно взяться, как ручки у сосудов. Но главное — внутреннее содержание и душа. А внешнее и телесное — лишь рука и место, как получить внутреннее в мире природы… Эсав и Амалек могут держаться только за внешнее облачение тела”. Они не хотели подчинить свою реальность — категорию рук — голосу Яакова, и потому воюют с субботой.

Суббота есть сердцевина реальности, день душ, тот день, когда вся категория рук — будничных действий — аннулируется, возвращается и исправляется в своем корне. Поэтому суббота — наиболее подходящий день для уничтожения Амалека. “И было, когда поднимал Моше руки, одолевал Израиль, а когда опускал руки, одолевал Амалек”. Это поднятие рук, чтобы аннулировать физическое действие по отношению к мудрости, и тогда само собой Амалеку не за что держаться» (Сфат эмет).

«Который случайно встретил (карха) тебя в дороге»

«Карха — от слова кери (ночной случай)» (Раши). Амалек противостоит союзу обрезания, он желает искоренить основу мира, качество праведника (Йесод). Это качество «помни» в субботу. Поэтому мудрецы постановили читать в субботу перед Пуримом раздел Захор об уничтожении Амалека.

Обрезание — это союз, соединяющий нижний мир с высшим. Он хранит человека от забывания своего корня. Его цель — устранение «крайней плоти», прикрывающей мироздание, сорвать завесы природы, которая заставляет человека забыть об его святой сущности. Злодей же хочет сделать обратное: искоренить основу мира (Йесод).

Суббота возвращает человечество к его святому корню — это памятование, противостоящее силе забывания Амалека. Суббота есть источник внутренней жизненной силы, «места, где нет забывания»: основа соединения с источником изобилия.

В этом война Амалека с соблюдением двух суббот внизу: в аспекте Йесод и в аспекте Малхут. Он стремится разорвать соединение с Источником, и тогда само собой прекратится излияние благословения и святости на всё мироздание. Суббота есть память — соединение с сердцевиной мироздания и источником его жизненности.

Но наибольший удар Амалек наносит по исправлению раскаянием. Такой корень зла невозможно исправить, но лишь уничтожить. Именно он сопротивляется соблюдению двух суббот (о чем шла речь в предыдущей главе) — присоединению к высшей субботе, к миру раскаяния, к соединению с мохин (разумом), с Торой.

«Карха — от слова кар (холодный) — охладил твое кипение» (Раши)

«Когда сердце холодно в отсутствие страсти и расторопности заповеди, тогда оно пусто от всякой святости. И следует помнить, что это — действие Амалека в час исхода из Египта, в начале построения Общины Израиля, когда тоже пришел, чтобы охладить их» (раби Цадок аКоэн). Расторопность в святости — это начало лестницы, по которой поднимаются вверх в служении Всевышнему. Насмешничество и злое сознание Амалека охлаждают всякую возможность горения святостью служения.

Эта сила изымает всякую возможность исправления через раскаяние: «Известен огромный вред насмешничества и ущерб, причиняемый им. Щит, смазанный жиром, отбивает направленные в человека стрелы. Они скользят по щиту и падают на землю, не касаясь тела. Точно так же, одной насмешкой и неуклюжей шуткой человек может отразить упрек и впечатление, которые пробудили бы его и заставили задуматься о своих деяниях» (Месилат йешарим). Зло Амалека поражает осознание (Даат), соединяющее разум (мозг) с эмоциями (сердце), разрывает связь между ними и тем самым предупреждает возникновение чувств любви и страха. Другими словами, это отрыв самой сути жизни человека от разума (Хохма и Бины), отделение его от данной ему чистой души.

Суббота — это корень святости в мире. Это день, который напоминает человеку о необходимости расторопности в служении Творцу. Святость субботы подобна Грядущему миру, а погруженный в материальный мир человек забывает о Грядущем мире, и поэтому необходимо стимулировать его помнить. И подобна этому заповедь помнить об Амалеке. Ведь вся суть Амалека — заставить человека забыть о служении Всевышнему и о страхе перед ним, и потому нужно стимулировать его помнить. В одном случае (суббота) — помнить о получении дополнительной святости, а во втором — помнить об уничтожении в сердце зла, порожденного Амалеком.

Карха — от слова случайность

Суть войн Амалека — отрицание Дающего жизнь мирам, его убеждение, что все случайно, что мир действует по своим автономным законам и нет у него правителя. Конечная цель понятия Малхут (как объяснялось в эссе «Суббота и Царство») — это единство всех отделенных сущностей для раскрытия царства Творца. Это полная противоположность Амалеку, вся суть которого — случайность и беспричинность, рассеяние всей реальности на отделенные сущности, между которыми нет связи. Суббота называется «свидетельством», она — основа веры и раскрытие царства Всевышнего в мироздании. Память о субботе есть уничтожение Амалека.

В пути

«Который (Амалек) встретил тебя в пути», на пути к приобщению к Древу Жизни, к Торе, как случилось с Адамом и с сынами Израиля перед дарованием Торы. Если бы они соблюли первую субботу, удостоились бы прилепиться к Древу Жизни, Торе, к Миру Свободы. И Суббота Дарования Торы превратилась бы для них в Грядущую Субботу. Амалек — сила осознания зла; именно он отрывает человека от структуры разума (мохин), от Торы.

Суббота находится в тайне Даат (осознания): «Знать, что Я Господь, освящающий вас».

Немного подробнее. Грядущий мир есть вечное приобщение к воле Всевышнего, это постоянное соединение со структурой разума (мохин). Поэтому Грядущий мир есть мир Бины, мир высшей души: «Праведники сидят, и венцы на их головах, и наслаждаются сиянием Божественного Присутствия». Возможность присоединения к этой реальности возникает посредством связи всех частей структуры человека, чтобы стать орудием для принятия разумной, высшей души. Для этого он должен исправить животную душу и дух, чтобы они стали достойны полностью соединиться с высшей душой. Сила соединения всех этих сущностей — это осознание (Даат) в человеке. Мы подробно объясняли это в восьмом размышлении книги «Знание молитвы».

Амалек является вбсолютным оппонентом этому, он — осознание (Даат) зла, он разрывает все части этой структуры друг от друга. Амалек стоит на пути к Древу Жизни и предотвращает прилепление человека, во всех частях его структуры, к миру высшей души, к категории Дня, который весь — суббота, к Грядущему миру.

Имя Всевышнего не полно, и трон Его не полон, пока не сотрется память об Амалеке

«Ибо рука на Троне Господа, война у Господа с Амалеком из поколения в поколение». Слово «Трон» написано в его краткой форме (כס), как и Имя Всевышнего (י-ה, первые две буквы Имени). «Имя Всевышнего не полно, и трон Его не полон, пока не сотрется память об Амалеке» (Раши).

Первые две буквы из четырехбуквенного Имени Всевышнего — корень творения миров. Две последние буквы — корень раскрытия их порождений в нижнем мире. Амалек вклинивается между двумя частями Имени, он заслоняет раскрытие воли Творца в нижнем мире. И потому нам заповедано «хранить и помнить», чтобы присоединяться к корню реальности — в силу этого будет уничтожен Амалек и Имя Всевышнего раскроется в своей полноте. Буквы י и ה имени Авайе символизируют сфиротХохма и Бина.

Суббота, единение категорий «помни» и «храни», есть возможность соединиться с высшей душой, миром Бины, и она привлекает свет раскрытия полного Имени. «Что есть суббота? Имя Всевышнего, Имя совершенное со всех сторон» (Зоар).

«Тебе, Господи, царство — это война с Амалеком» (Брахот 58)

«Все время, пока Амалек в мире, не сказано что Всевышний один и Имя Его одно, пока не уничтожится потомство Амалека, как написано (Овадия 1:21): “…и поднимутся избавители на гору Сион, чтобы судить гору Эсава, и будет Господу царство”. Амалек выходит из единства… он — дуализм» (Маараль). «И потому Трон не полон, имеется в виду Малхут, называемый Троном» (Маараль).

Выше объяснялось, что суть Малхута — единство всего бытия для раскрытия Дня, когда будет Всевышний один, и Имя Его одно. Единство и Малхут — одно. Амалек — корень зла в мире, он — дуализм, противостоящий единству. Это дуализм, находящийся в корне всякого греха. Искоренение Амалека силой хранения и памятования всех аспектов субботы, есть исправление, которое приводит к раскрытию Царства и Единства Творца.

Суббота — день, в который есть аспект полного Имени и полного Трона: «В седьмой день возвысился и воссел на Трон Славы Своей».

Этот аспект приходит от Грядущей Субботы, о которой сказано: «И будет Господь царем над всей землей, в тот день будет Господь один и Имя Его одно».


Недельная глава Беар в основном посвящена владению землей и рабами в Эрец Исраэль, то есть, законам о выкупе земли и еврейских рабов и законам года отдыха земли: шмита и йовель. Читать дальше

Недельная глава Беар

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы

Ужасные бедствия, намеки на которые содержатся в заповедях Шмиты и Йовеля

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

На разрушение мира, которое произойдет перед приходом Машиаха, косвенно указывают заповеди о шмите и йовеле. Поэтому так важно соблюдать сказанное в них.

Врата Востока. Недельная глава Беар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Беар

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава Беар в основном посвящена владению землей и рабами в Эрец Исраэль, то есть, законам о выкупе земли и еврейских рабов и законам года отдыха земли: шмита и йовель.

Избранные комментарии на главу Беар

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

На горе Синай Всевышний дал евреям законы о седьмом годе. Это место было выбрано неслучайно: Творец продемонстрировал, что только Он является истинным хозяином и владельцем еврейской земли.

Тора запрещает обманывать при продаже. Беар

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Запрещено красть даже самую мелкую монету, а также незаслуженно хвалить свой товар. Нельзя рассказывать ближнему о покупке той же вещи подешевле, чтобы не расстраивать его.

На тему недельной главы. Беар 2

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Недельная глава Беар — Бехукотай

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Беар — Бехукотай