Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Император Адриан решил построить город на развалинах Иерусалима, назвать его Элия Капитолина и заселить римлянами и греками, что было воспринято евреями как осквернение святыни. Пока Иерусалим стоял в развалинах, оставалась хоть какая-то надежда на его восстановление.

В 132 году н.э., через 62 года после разрушения Второго Храма — великой трагедии, постигшей еврейский народ, когда Рим предал огню Божественное святилище и разрушил великий город, — многие евреи надеялись, что как после 70 лет Вавилонского изгнания народ Израиля удостоился основать Второй Храм, так же и через 70 лет Римского изгнания они смогут возвести Третий Храм. В те дни на трон в Риме взошел император Адриан. Иудея пребывала в трауре по разрушенной Божественной обители, и стали раздаваться призывы к восстанию. Мудрецы всеми силами пытались убедить народ не восставать против Рима, чтобы не погасли последние искры изучения Торы и не произошло полное изгнание потомков Авраама со Святой земли.

Император Адриан решил построить город на развалинах Иерусалима, назвать его Элия Капитолина и заселить римлянами и греками, что было воспринято евреями как осквернение святыни. Пока Иерусалим стоял в развалинах, оставалась хоть какая-то надежда на его восстановление. Правление императора Адриана напоминало эпоху греческого царя Антиоха Эпифана, когда греки вознамерились превратить Иерусалим в языческий город и принудить евреев оставить Тору и ее заповеди, что закончилось войной, чудесной победой и установлением праздника Ханука. В результате произошло восстание. В те времена наместником Рима в Иудее был Турнус Руфус, который пытался подавить мятеж, однако не справился с этим, и каждый день приносил евреям всё новые победы над врагом.

Еврейское сопротивление возглавил Шимон бар Козива — праведный еврей неслыханных силы и мужества. Евреи стали называть его Бар-Кохба — Сын Звезды. Это имя наводило ужас на врагов и обращало их в бегство. Ряды восставших пополнялись евреями, которые собирались из стран изгнания и храбро сражались вместе со своими братьями из Святой земли против разрушителей Храма. Так вскоре почти вся Иудея была охвачена восстанием и освобождена от римлян. Раби Акива и другие мудрецы того поколения видели в Бар-Кохбе долгожданного Машиаха. Раби Акива относил к нему исполнение стиха Торы: «Взошла звезда от Яакова».[1] Однако после того, как Бар-Кох-ба был убит римлянами и пал город Бейтар — последний оплот восстания, — стало ясно, что он не удостоился стать Машиахом, которого все евреи так ожидали.

Адриан видел в восстании евреев угрозу всей восточной части Римской империи. Он послал в Кейсарию выдающегося полководца Юлия Севера, который долгое время не предпринимал активных военных действий, а в основном следил за евреями. Он убедился в их мужестве и отваге. И тогда полководец прибег к испытанной тактике: римский флот уничтожил корабли, поставлявшие продовольствие жителям Иудеи. Римская армия, расположенная в Кейсарии, неоднократно имитировала наступление и возвращалась назад, так и не начав боевых действий. Эти маневры ослабили бдительность евреев. Многие из них не считали целесообразным выходить на открытое сражение с легионами Рима.

Юлий Север воспользовался недостатком решимости евреев и постепенно захватывал город за городом. Разрушенный Иерусалим снова оказался под пятой врага. Но, несмотря ни на что, Бар-Кохба не отчаивался. Он понимал, что в открытом бою ему не выстоять против римских легионов, поэтому отошел в Иудейские горы, главной крепостью в которых был город Бейтар. На протяжении трех с половиной лет римляне осаждали укрепления Иудейских гор. Евреи мужественно сражались с врагом, который уже отчаялся захватить неприступную крепость, но, к несчастью, Бар-Кохба совершил страшный грех. Обращаясь к Небесам, в упоении от своих побед он произнес, что просит Всевышнего не о помощи, а только о том, чтобы Он не мешал ему в сражениях. Такая «просьба» являлась ужасным богохульством. Кроме того, по ложному обвинению был предан смерти раби Элазар Амодаи, чья праведность, заслуги и молитва защищали Бейтар. За эти грехи и были наказаны Бар-Кохба и всё его поколение.

Город Бейтар пал и был захвачен 9 ава — в годовщину разрушения Иерусалимского Храма. Римские солдаты, разъяренные тяжелой и продолжительной осадой, безжалостно убивали всякого, кто попадал в их руки. Они окружили город и не дали спастись ни одному из его защитников. Евреи пытались укрыться в пещерах. Чтобы выманить их из убежищ, римляне лживо обещали сохранить жизнь тем, кто сдастся в плен. Однако вышедшие из укрытий были жестоко убиты. Те, кто не поддался на посулы врага и остался в пещерах, страдали от голода и жажды. Когда иссякли последние съестные припасы, некоторые дошли до того, что утоляли голод плотью мертвецов. Город Бейтар был залит еврейской кровью, и число убитых в нем превысило 600 000 человек.

После победы император Адриан жестоко расправился с жителями Бейтара и запретил хоронить погибших. Иерусалим был превращен в греко-римский город. На месте Храма воздвигли статую римского божества. Адриан знал, что сила еврейского народа коренится в Божественном учении, и поэтому под страхом смерти запретил изучение Торы и соблюдение заповедей. Был издан декрет, согласно которому соблюдение шабата, обрезание и наложение тфилина каралось смертной казнью. Многие евреи погибли за соблюдение Божественного Завета. Особенно жестоким гонениям подвергались мудрецы Торы. Вопреки декретам они продолжали учить Тору и передавать знание своим ученикам. Преследуя мудрецов, Адриан пытался искоренить Тору из национальной памяти народа Израиля. Он хотел, чтобы следующее поколение евреев выросло без Торы и ее заповедей и ассимилировалось с окружающими народами.

Вскоре после падения Бейтара и подавления восстания Бар-Кохбы раби Акива был заключен в тюрьму, а 10 тишрея, в Йом-Киппур, римляне подвергли его жестокой казни в числе Десяти мучеников царства. Так об этом рассказывается в Талмуде: «Раби Акиву выводили на казнь, когда наступило время чтения Шма. Его тело раздирали железными щипцами, а он читал Шма, принимая на себя царство Небес. Его ученики спросили: “Учитель наш! Как ты можешь?” И он ответил: “Всю мою жизнь я сокрушался о том, что не удостоился исполнить заповедь Торы: “Возлюби Господа, Б-га твоего. всей твоей душой.”[2], значение которой: “Даже когда Он забирает твою душу…” Каждый день, произнося эти слова, я думал: когда же я удостоюсь их исполнить? Теперь же, когда мне выпал случай, неужели я не исполню эту заповедь?” И он растягивал слово “один” в завершении Шма до тех пор, пока его душа не рассталась с телом»[3].

Великий учитель еврейского народа погиб мученической смертью и был похоронен в Северной Галилее в городе Тверия. Талмуд повествует, что в день гибели раби Акивы родился раби Йеуда Анаси из дома царя Давида — глава четвертого поколения мудрецов, завершивших составление Мишны.


[1] Берешит 1:27.

[2] Дварим 14:1.

[3] Авот 3:18.

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


В середине прошлого века произошло уникальное с политической точки зрения событие — на территории Эрец-Исраэль решением ООН было восстановлено еврейское государство. Но и сегодня, спустя десятки лет после этого, жизнь евреев на родной земле не стала мирной и устойчивой. Все попытки найти какое-то решение политическим проблемам до сих пор остаются бесплодными. Читать дальше

Кто смеется последним? Размышления об арабо-израильском конфликте

Рав Аарон Лупьянский

История отношений евреев и мусульман — точное отражение жизни Ицхака и Ишмаэля в Торе — конструктивного и деструктивново смеха.

Война по-еврейски

Переводчик Виктория Ходосевич

Израильскими солдатами движет не ненависть к врагу, а любовь к своему народу

Олимпийское молчание

Рав Шрага Симмонс

Мне было 11 лет, и я обожал спорт. Я мог часами слушать и смотреть репортажи с игр моих любимых команд. Очередная Олимпиада была важна не только из-за участия в ней первоклассных спортсменов. Раз в 4 года у меня появлялась возможность болеть за «еврейскую сборную» — спортсменов, представляющих Израиль.

Два государства для двух народов

р. Ури Калюжный

Не хочется удовлетворять беспочвенные претензии. Хочется надеяться на светлое будущее...