Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Вести за собой способен лишь тот, кто умеет себя вести, не даёт волю эмоциям, не идёт у них на поводу»Рав Ноах Орловек
Император Адриан решил построить город на развалинах Иерусалима, назвать его Элия Капитолина и заселить римлянами и греками, что было воспринято евреями как осквернение святыни. Пока Иерусалим стоял в развалинах, оставалась хоть какая-то надежда на его восстановление.

В 132 году н.э., через 62 года после разрушения Второго Храма — великой трагедии, постигшей еврейский народ, когда Рим предал огню Божественное святилище и разрушил великий город, — многие евреи надеялись, что как после 70 лет Вавилонского изгнания народ Израиля удостоился основать Второй Храм, так же и через 70 лет Римского изгнания они смогут возвести Третий Храм. В те дни на трон в Риме взошел император Адриан. Иудея пребывала в трауре по разрушенной Божественной обители, и стали раздаваться призывы к восстанию. Мудрецы всеми силами пытались убедить народ не восставать против Рима, чтобы не погасли последние искры изучения Торы и не произошло полное изгнание потомков Авраама со Святой земли.

Император Адриан решил построить город на развалинах Иерусалима, назвать его Элия Капитолина и заселить римлянами и греками, что было воспринято евреями как осквернение святыни. Пока Иерусалим стоял в развалинах, оставалась хоть какая-то надежда на его восстановление. Правление императора Адриана напоминало эпоху греческого царя Антиоха Эпифана, когда греки вознамерились превратить Иерусалим в языческий город и принудить евреев оставить Тору и ее заповеди, что закончилось войной, чудесной победой и установлением праздника Ханука. В результате произошло восстание. В те времена наместником Рима в Иудее был Турнус Руфус, который пытался подавить мятеж, однако не справился с этим, и каждый день приносил евреям всё новые победы над врагом.

Еврейское сопротивление возглавил Шимон бар Козива — праведный еврей неслыханных силы и мужества. Евреи стали называть его Бар-Кохба — Сын Звезды. Это имя наводило ужас на врагов и обращало их в бегство. Ряды восставших пополнялись евреями, которые собирались из стран изгнания и храбро сражались вместе со своими братьями из Святой земли против разрушителей Храма. Так вскоре почти вся Иудея была охвачена восстанием и освобождена от римлян. Раби Акива и другие мудрецы того поколения видели в Бар-Кохбе долгожданного Машиаха. Раби Акива относил к нему исполнение стиха Торы: «Взошла звезда от Яакова».[1] Однако после того, как Бар-Кох-ба был убит римлянами и пал город Бейтар — последний оплот восстания, — стало ясно, что он не удостоился стать Машиахом, которого все евреи так ожидали.

Адриан видел в восстании евреев угрозу всей восточной части Римской империи. Он послал в Кейсарию выдающегося полководца Юлия Севера, который долгое время не предпринимал активных военных действий, а в основном следил за евреями. Он убедился в их мужестве и отваге. И тогда полководец прибег к испытанной тактике: римский флот уничтожил корабли, поставлявшие продовольствие жителям Иудеи. Римская армия, расположенная в Кейсарии, неоднократно имитировала наступление и возвращалась назад, так и не начав боевых действий. Эти маневры ослабили бдительность евреев. Многие из них не считали целесообразным выходить на открытое сражение с легионами Рима.

Юлий Север воспользовался недостатком решимости евреев и постепенно захватывал город за городом. Разрушенный Иерусалим снова оказался под пятой врага. Но, несмотря ни на что, Бар-Кохба не отчаивался. Он понимал, что в открытом бою ему не выстоять против римских легионов, поэтому отошел в Иудейские горы, главной крепостью в которых был город Бейтар. На протяжении трех с половиной лет римляне осаждали укрепления Иудейских гор. Евреи мужественно сражались с врагом, который уже отчаялся захватить неприступную крепость, но, к несчастью, Бар-Кохба совершил страшный грех. Обращаясь к Небесам, в упоении от своих побед он произнес, что просит Всевышнего не о помощи, а только о том, чтобы Он не мешал ему в сражениях. Такая «просьба» являлась ужасным богохульством. Кроме того, по ложному обвинению был предан смерти раби Элазар Амодаи, чья праведность, заслуги и молитва защищали Бейтар. За эти грехи и были наказаны Бар-Кохба и всё его поколение.

Город Бейтар пал и был захвачен 9 ава — в годовщину разрушения Иерусалимского Храма. Римские солдаты, разъяренные тяжелой и продолжительной осадой, безжалостно убивали всякого, кто попадал в их руки. Они окружили город и не дали спастись ни одному из его защитников. Евреи пытались укрыться в пещерах. Чтобы выманить их из убежищ, римляне лживо обещали сохранить жизнь тем, кто сдастся в плен. Однако вышедшие из укрытий были жестоко убиты. Те, кто не поддался на посулы врага и остался в пещерах, страдали от голода и жажды. Когда иссякли последние съестные припасы, некоторые дошли до того, что утоляли голод плотью мертвецов. Город Бейтар был залит еврейской кровью, и число убитых в нем превысило 600 000 человек.

После победы император Адриан жестоко расправился с жителями Бейтара и запретил хоронить погибших. Иерусалим был превращен в греко-римский город. На месте Храма воздвигли статую римского божества. Адриан знал, что сила еврейского народа коренится в Божественном учении, и поэтому под страхом смерти запретил изучение Торы и соблюдение заповедей. Был издан декрет, согласно которому соблюдение шабата, обрезание и наложение тфилина каралось смертной казнью. Многие евреи погибли за соблюдение Божественного Завета. Особенно жестоким гонениям подвергались мудрецы Торы. Вопреки декретам они продолжали учить Тору и передавать знание своим ученикам. Преследуя мудрецов, Адриан пытался искоренить Тору из национальной памяти народа Израиля. Он хотел, чтобы следующее поколение евреев выросло без Торы и ее заповедей и ассимилировалось с окружающими народами.

Вскоре после падения Бейтара и подавления восстания Бар-Кохбы раби Акива был заключен в тюрьму, а 10 тишрея, в Йом-Киппур, римляне подвергли его жестокой казни в числе Десяти мучеников царства. Так об этом рассказывается в Талмуде: «Раби Акиву выводили на казнь, когда наступило время чтения Шма. Его тело раздирали железными щипцами, а он читал Шма, принимая на себя царство Небес. Его ученики спросили: “Учитель наш! Как ты можешь?” И он ответил: “Всю мою жизнь я сокрушался о том, что не удостоился исполнить заповедь Торы: “Возлюби Господа, Б-га твоего. всей твоей душой.”[2], значение которой: “Даже когда Он забирает твою душу…” Каждый день, произнося эти слова, я думал: когда же я удостоюсь их исполнить? Теперь же, когда мне выпал случай, неужели я не исполню эту заповедь?” И он растягивал слово “один” в завершении Шма до тех пор, пока его душа не рассталась с телом»[3].

Великий учитель еврейского народа погиб мученической смертью и был похоронен в Северной Галилее в городе Тверия. Талмуд повествует, что в день гибели раби Акивы родился раби Йеуда Анаси из дома царя Давида — глава четвертого поколения мудрецов, завершивших составление Мишны.


[1] Берешит 1:27.

[2] Дварим 14:1.

[3] Авот 3:18.

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»