Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Император Адриан решил построить город на развалинах Иерусалима, назвать его Элия Капитолина и заселить римлянами и греками, что было воспринято евреями как осквернение святыни. Пока Иерусалим стоял в развалинах, оставалась хоть какая-то надежда на его восстановление.

В 132 году н.э., через 62 года после разрушения Второго Храма — великой трагедии, постигшей еврейский народ, когда Рим предал огню Божественное святилище и разрушил великий город, — многие евреи надеялись, что как после 70 лет Вавилонского изгнания народ Израиля удостоился основать Второй Храм, так же и через 70 лет Римского изгнания они смогут возвести Третий Храм. В те дни на трон в Риме взошел император Адриан. Иудея пребывала в трауре по разрушенной Божественной обители, и стали раздаваться призывы к восстанию. Мудрецы всеми силами пытались убедить народ не восставать против Рима, чтобы не погасли последние искры изучения Торы и не произошло полное изгнание потомков Авраама со Святой земли.

Император Адриан решил построить город на развалинах Иерусалима, назвать его Элия Капитолина и заселить римлянами и греками, что было воспринято евреями как осквернение святыни. Пока Иерусалим стоял в развалинах, оставалась хоть какая-то надежда на его восстановление. Правление императора Адриана напоминало эпоху греческого царя Антиоха Эпифана, когда греки вознамерились превратить Иерусалим в языческий город и принудить евреев оставить Тору и ее заповеди, что закончилось войной, чудесной победой и установлением праздника Ханука. В результате произошло восстание. В те времена наместником Рима в Иудее был Турнус Руфус, который пытался подавить мятеж, однако не справился с этим, и каждый день приносил евреям всё новые победы над врагом.

Еврейское сопротивление возглавил Шимон бар Козива — праведный еврей неслыханных силы и мужества. Евреи стали называть его Бар-Кохба — Сын Звезды. Это имя наводило ужас на врагов и обращало их в бегство. Ряды восставших пополнялись евреями, которые собирались из стран изгнания и храбро сражались вместе со своими братьями из Святой земли против разрушителей Храма. Так вскоре почти вся Иудея была охвачена восстанием и освобождена от римлян. Раби Акива и другие мудрецы того поколения видели в Бар-Кохбе долгожданного Машиаха. Раби Акива относил к нему исполнение стиха Торы: «Взошла звезда от Яакова».[1] Однако после того, как Бар-Кох-ба был убит римлянами и пал город Бейтар — последний оплот восстания, — стало ясно, что он не удостоился стать Машиахом, которого все евреи так ожидали.

Адриан видел в восстании евреев угрозу всей восточной части Римской империи. Он послал в Кейсарию выдающегося полководца Юлия Севера, который долгое время не предпринимал активных военных действий, а в основном следил за евреями. Он убедился в их мужестве и отваге. И тогда полководец прибег к испытанной тактике: римский флот уничтожил корабли, поставлявшие продовольствие жителям Иудеи. Римская армия, расположенная в Кейсарии, неоднократно имитировала наступление и возвращалась назад, так и не начав боевых действий. Эти маневры ослабили бдительность евреев. Многие из них не считали целесообразным выходить на открытое сражение с легионами Рима.

Юлий Север воспользовался недостатком решимости евреев и постепенно захватывал город за городом. Разрушенный Иерусалим снова оказался под пятой врага. Но, несмотря ни на что, Бар-Кохба не отчаивался. Он понимал, что в открытом бою ему не выстоять против римских легионов, поэтому отошел в Иудейские горы, главной крепостью в которых был город Бейтар. На протяжении трех с половиной лет римляне осаждали укрепления Иудейских гор. Евреи мужественно сражались с врагом, который уже отчаялся захватить неприступную крепость, но, к несчастью, Бар-Кохба совершил страшный грех. Обращаясь к Небесам, в упоении от своих побед он произнес, что просит Всевышнего не о помощи, а только о том, чтобы Он не мешал ему в сражениях. Такая «просьба» являлась ужасным богохульством. Кроме того, по ложному обвинению был предан смерти раби Элазар Амодаи, чья праведность, заслуги и молитва защищали Бейтар. За эти грехи и были наказаны Бар-Кохба и всё его поколение.

Город Бейтар пал и был захвачен 9 ава — в годовщину разрушения Иерусалимского Храма. Римские солдаты, разъяренные тяжелой и продолжительной осадой, безжалостно убивали всякого, кто попадал в их руки. Они окружили город и не дали спастись ни одному из его защитников. Евреи пытались укрыться в пещерах. Чтобы выманить их из убежищ, римляне лживо обещали сохранить жизнь тем, кто сдастся в плен. Однако вышедшие из укрытий были жестоко убиты. Те, кто не поддался на посулы врага и остался в пещерах, страдали от голода и жажды. Когда иссякли последние съестные припасы, некоторые дошли до того, что утоляли голод плотью мертвецов. Город Бейтар был залит еврейской кровью, и число убитых в нем превысило 600 000 человек.

После победы император Адриан жестоко расправился с жителями Бейтара и запретил хоронить погибших. Иерусалим был превращен в греко-римский город. На месте Храма воздвигли статую римского божества. Адриан знал, что сила еврейского народа коренится в Божественном учении, и поэтому под страхом смерти запретил изучение Торы и соблюдение заповедей. Был издан декрет, согласно которому соблюдение шабата, обрезание и наложение тфилина каралось смертной казнью. Многие евреи погибли за соблюдение Божественного Завета. Особенно жестоким гонениям подвергались мудрецы Торы. Вопреки декретам они продолжали учить Тору и передавать знание своим ученикам. Преследуя мудрецов, Адриан пытался искоренить Тору из национальной памяти народа Израиля. Он хотел, чтобы следующее поколение евреев выросло без Торы и ее заповедей и ассимилировалось с окружающими народами.

Вскоре после падения Бейтара и подавления восстания Бар-Кохбы раби Акива был заключен в тюрьму, а 10 тишрея, в Йом-Киппур, римляне подвергли его жестокой казни в числе Десяти мучеников царства. Так об этом рассказывается в Талмуде: «Раби Акиву выводили на казнь, когда наступило время чтения Шма. Его тело раздирали железными щипцами, а он читал Шма, принимая на себя царство Небес. Его ученики спросили: “Учитель наш! Как ты можешь?” И он ответил: “Всю мою жизнь я сокрушался о том, что не удостоился исполнить заповедь Торы: “Возлюби Господа, Б-га твоего. всей твоей душой.”[2], значение которой: “Даже когда Он забирает твою душу…” Каждый день, произнося эти слова, я думал: когда же я удостоюсь их исполнить? Теперь же, когда мне выпал случай, неужели я не исполню эту заповедь?” И он растягивал слово “один” в завершении Шма до тех пор, пока его душа не рассталась с телом»[3].

Великий учитель еврейского народа погиб мученической смертью и был похоронен в Северной Галилее в городе Тверия. Талмуд повествует, что в день гибели раби Акивы родился раби Йеуда Анаси из дома царя Давида — глава четвертого поколения мудрецов, завершивших составление Мишны.


[1] Берешит 1:27.

[2] Дварим 14:1.

[3] Авот 3:18.

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Крушение Сдома и Аморы, рождение у Авраама и Сары сына Ицхака, последнее испытание Авраама — этим и многим другим событиям посвящена недельная глава Торы Ваера. Читать дальше

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваера 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

На тему недельной главы. Ваера

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Даже если Всевышний скажет «НЕТ» на Небесах, человек все равно должен исполнять свой долг на земле! Авраам не знал, что город не удастся спасти, поэтому он должен был сделать все возможное для его спасения. Так же и врач прилагает все усилия для спасения больного, при этом хорошо понимая, что «конечный результат» не в его руках…

«Балак». И один в поле воин

Рав Бенцион Зильбер

В поколении идолопоклонников Авраам был тем, кто не побоялся бросить вызов всему человечеству. Самоотверженность и вера Авраама оправдались: Творец сделал его родоначальником целого народа.

Избранные комментарии на недельную главу Ваера

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Ради помощи путникам Авраам прерывает беседу с Творцом. Потомки патриарха унаследовали способность любить всех людей. Раввин Гирш о справедливости и человечности.

О том, что означает в применении к Б-гу слово пакад (вспомнил)

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.

Врата востока. Недельная глава Ваера

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Глава Ваера

Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»

Вся реальность нужна только для раскрытия славы Всевышнего. Если же будет даже небольшой недостаток в раскрытии этой славы — будет недостаток в цели создания этой реальности