Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Шхина Всевышнего находится высоко на Небесах и врата молитвы заперты. Множество препятствий мешает мо­литве добраться до Него.

«Ведь в этот день искупит вас для очищения вашего. От всех грехов ваших вы очиститесь перед Б-гом»[1].

Для разъяснения этого следует привести высказывание мудрецов[2]: Написано: «Взывайте к Б-гу, когда Он находится… (среди вас — прим.)»[3]. А в другом месте написано: «.всегда, когда мы обра­щаемся к Нему»[4]. Эти стихи не противоречат друг другу, так как в первом случае говорится о том, кто молится в одиночку, а во втором о молитве в миньяне (10 евреев от 13 лет и старше — прим.).

Притча.

Если целое государство провинилось перед царем, и он сильно разгневался, то хотя царский дворец находился далеко, в этой стране поспешат составить делегацию из мудрых, красноречивых и известных во дворце людей, таких, перед которыми откроются двери, и они будут пропущены к царю без задержек. Царь будет благосклонен к ним и простит всему государству ради них. Совсем другое дело, если перед царем провинится один человек, простолюдин. Нет ему спасения, ведь как он сможет попасть во дворец? Его будут ждать сотни преград, да и сам царь не пожелает его слушать. Но если царь явится в его город и объявит, что любой житель может обратиться к нему с просьбой, тог­да до него с легкостью доберется и простой человек, ведь его никто не остановит.

Смысл этой притчи в том, что Шхина Всевышнего находится высоко на Небесах и врата молитвы заперты. Множество препятствий мешает мо­литве добраться до Него. Поэтому молитва и раскаяние молящегося в одиночку не так сильно ему помогает. Но когда люди молятся вместе, среди них есть люди, чья Тора и праведность важны перед Б-гом, и они убирают все преграды, и молитва их поднимается к Царю, благословен­но имя Его. Но в Десять дней раскаянья, и особенно в святой день Йом Кипур, Всевышний спускается на землю и провозглашает: «Вернитесь, дети, к Отцу вашему на Небесах». Тогда ничто не препятствует молитве и человек может молиться и просить прощения за грехи даже в одиноч­ку. Слова пророка: «Вернись, Израиль, до Б-га твоего, ведь ты споткнулся согрешив»[5] относятся к молящемуся в одиночку. Он говорит: «Ты один, поэтому твоя молитва может только дойти до Б-га, пока Он находится рядом и желает твоего раскаяния, то есть, в Десять дней раскаяния». «Ведь ты споткнулся, согрешив» — ты весь ис­пачкан грехами, и в течение года тебе будет очень тяжело очиститься от них, так как между твоей молитвой и Всевышним будет находиться много преград. Затем пророк обращается к общине: «Возьмите свои слова и вернитесь к Б-гу»[6]. Общине пророк не указал на особое время, когда лучше молиться, потому что молитва группы людей обла­дает силой пробиться к Б-гу и получать прощение весь год. А если пра­ведники скажут: «Будем молиться только за себя, но не за других», то ответ пророка: «Скажите Ему: Прости все прегрешения, и возь­ми добро»[7], то есть, обратитесь к Всевышнему и скажите Ему: «Не смотри, кто именно согрешил, а кто праведен, ведь мы все пред Тобой как один человек». Разъясним это:

Притча.

Один человек совершил преступление против царя, и его в виде наказания поместили в один город с тяжелыми условия­ми проживания. Однажды в тот город, где отбывал заключение этот преступник, прибыл царь. Друзья осужденного направились к нему и молили, чтобы он использовал возможность, пока царь в городе, и об­ратился к нему с просьбой о помиловании, ведь ехать в столицу ему нельзя. Но преступник не желал их слушать. Когда настал день отъез­да царя, друзья осужденного вновь пришли к нему и в слезах просили: «Царь уже отправляется в путь, но не успел отдалиться от города. Беги скорее за каретой и моли царя о пощаде, ведь это твоя единственная возможность!»

Об этом и говорили мудрецы, что каждый человек должен использо­вать то время, когда Б-г находится рядом, и готов принять раскаяние. Это период от Рош а-Шана до Йом Кипура. И не сказано: «Вернитесь к Б-гу, когда Он находится (среди вас)», ведь возвращаются издалека, делают путь, чтобы приблизиться. Но в этот период, даже если человек далек от Б-га, Он сам приходит к нему, и человеку требуется только об­ратиться к Нему, смириться перед Ним и просить милосердия. Поэтому сказано: «Взывайте к Б-гу, когда Он находится (среди вас)»[8]. А если человек не поспешил воззвать к Б-гу, пока Он был рядом, и Шхина уже поднялась на Небеса, есть у него еще возможность обратиться к Нему. Об этом говорится в продолжении: «…зовите Его, когда Он близко»[9] — в период от Йом Кипура до Ошана Раба (последний день праздника Суккот). В этот период врата молитвы еще не запер­ты, и молитва еще может беспрепятственно достичь Б-га. О периоде от Рош а-Шана до Йом Кипура сказано также: «Оставит злодей пути свои.» — ему не требуется возвращаться издалека, ведь Всевышний, благословен Он, находится рядом с человеком. Надо только не убегать от Него. А про период от Йом Кипура до Ошана Раба, когда Всевышний чуть-чуть отдаляется от нас, сказали мудрецы: «Вернитесь к Б-гу, ведь Он близок к нам», и это то, что сказано: «И вернется к Б-гу и (Он) сжалится над ним, ведь Он прощает многое»[10], даже тому, кто этого недостоин.

Сказали мудрецы[11]: Рабби Элазар бен Азарья так трактовал стих: «Ведь в этот день искупит вас для очищения вашего. От всех гре­хов ваших вы очиститесь перед Б-гом»[12]: Грехи по отношению к Б-гу, Йом Кипур искупает. А проступки по отношению к другим людям не искупятся в Йом Кипур, пока провинившийся не получит прощения обиженного. Сказал рабби Акива: «Счастливы вы, народ Израиля! Перед Кем вы очищаетесь, и Кто очищает вас? Ваш Отец на Небесах!» Следует углубиться в значение этого высказывания. Чтобы понять его, приве­дем сначала слова пророка: «Ой, грабитель, но не был ограблен ты, и изменник, но не изменили тебе!»[13]


[1] Ваикра 16:30

[2] Йевамот 49б

[3] Йешаяу 55:6

[4] Дварим 4:7

[5] Ошеа 14:2

[6] Ошеа 14:3

[7] Ошеа 14:3

[8] Йешаяу 55:6

[9] Йешаяу 55:7

[10] Йешаяу 55:7

[11] Йома 85б

[12] Ваикра 16:30

[13] Йешаяу 33:1

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.