Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Свобода выбора дана каждому индивидууму и народу в целом, и если так, то откуда уверенность, что Израиль, в конце концов, раскается?

Обещано им раскаяние


«И будет, когда сбудутся на тебе все слова эти — благословение и проклятие, которые изложил я тебе, то прими это к сердцу своему в среде всех народов, куда забросил тебя Г-сподь, Б-г твой. И вернешься ты к Г-споду, Б-гу своему, и послушаешь гласа Его во всем, как я заповедую тебе сегодня — ты и сыны твои, всем сердцем своим и всею душою своею. Тогда возвратит Г-сподь, Б-г твой, изгнанных твоих и смилосердится над тобою, и опять соберет тебя из всех народов, среди которых рассеял тебя Г-сподь, Б-г твой» (Дварим 30 1-3).

«Израиль не будет избавлен, кроме как раскаянием. И уже обещала Тора, что Израиль раскается в конце своего изгнания, и сразу же они будут избавлены, как сказано: “И будет, когда сбудутся на тебе все слова эти… И вернешься ты к Г-споду, Б-гу своему… Тогда возвратит Г-сподь, Б-г твой, изгнанных твоих”». (Рамбам).

«Ибо заповедь эта, которую я заповедую тебе ныне, не недоступна она для тебя и не далека она. Не на небе она, чтобы сказать: “Кто взошел бы для нас на небо и достал бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?” И не за морем она, чтобы сказать: “Кто сходил бы для нас за море и достал бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполняли бы ее?” Но очень близко к тебе слово это: в устах твоих оно и в сердце твоем, чтобы исполнять его» — это заповедь раскаяния… Здесь содержится намек, что в будущем так и произойдет (Рамбан).

Все это требует объяснения, — ведь свобода выбора дана каждому индивидууму и народу в целом, и если так, то откуда уверенность, что Израиль, в конце концов, раскается? Данный вопрос будет обсуждаться в этом эссе. Мы поймем, что раскаяние укоренено в самом раскрытии единства Всевышнего. Оно есть свечение Дня, который весь — суббота. Для него сотворен мира — суббота есть обещание о раскаянии.

«Раби Леви говорит: “Велико раскаяние! Оно достигает Трона Славы”, как сказано (Ошеа 14:2): “Вернись, Исраэль, к Всевышнему!”» (Йома 86а). И сказали мудрецы: «Когда Моше поднялся на первый уровень, он увидел тьмы посланцев Всевышнего. Развернули перед ним книгу Торы и прочли о сотворении первого дня. Закончили и стали славить Тору. Поднялся он на второй уровень и увидел тьмы посланцев Всевышнего, и они читают о сотворении второго дня. Закончили и стали славить Тору и Израиль. Поднялся на третий уровень и увидел сонмы посланцев Всевышнего, читающих о сотворении третьего дня. Закончили и стали славить Йерушалаим. Поднялся на четвертый уровень и увидел мириады посланцев Всевышнего, читавших о сотворении четвертого дня. Закончили и стали славить Машиаха. Поднялся на пятый уровень и увидел множество посланцев Всевышнего, читавших о сотворении пятого дня. И закончили, и стали возглашать о бедах Геинома. Поднялся на шестой и увидел там множество множеств посланцев Всевышнего, читавших о сотворении шестого дня. И закончили, и стали возглашать о Ган-Эдене, и стали молить Всевышнего дать Исраэлю долю в Ган-Эдене. Поднялся на седьмой и увидел серафов и офаним, и гальгалим, и посланцев милосердия, и посланцев безвозмездного добра и милостыни, и посланцев страха и дрожи. И ухватился Моше за Трон Величия. Стали читать о сотворении седьмого дня: “И завершены были…”, и закончили, и стали славить Раскаяние, — дабы научить тебя, что раскаяние достигает Трона Славы, как сказано: “Вернись, Израиль, до Господа, Бога своего!”» (Мидраш).

Суббота есть раскрытие славы царства Творца в мире — Трона Славы, суббота есть мир Раскаяния — «до Господа, Б-га твоего».

Раскаяние Адама

«В тот час, когда Адам преступил приказ Всевышнего и съел плод древа, Всевышний хотел, чтобы тот раскаялся, и предоставил ему такую возможность… Но не захотел Адам… Что означает “а теперь”? (“А теперь, как бы не простер он руки своей, и не взял также от Дерева жизни”)? Сказал ему Всевышний: Даже теперь раскайся и Я приму тебя. И сказал Адам: Не хочу» (Бамидбарраба). Адам не верил в силу раскаяния, — ведь в контексте пророчества и мудрости для него нет места, как объясняется в Ялкут Теилим на стих: «Благ и справедлив Господь». «Почему благ, когда справедлив, и почему справедлив, если благ? Спросили мудрость: Каково наказание грешника? Сказала: Грешников будет преследовать беда. Спросили пророчество: Каково наказание грешника? Сказало: Душа грешащая — она умрет. Спросили Тору: Каково наказание грешника? Сказала: Принесет повинную жертву, и ему искупится. Спросили Всевышнего: Каково наказание грешника? Сказал: Раскается, и искупится ему. И об этом сказано: “Благ и справедлив Господь, потому указывает грешникам путь” — Он указывает грешникам, как раскаяться».

Раскаяние идет от Всевышнего, от того внутреннего скрытого хода событий, который заложен в замысле творения — от раскрытия Единства Творца. Это управление, не зависящее от выбора человека и его действий. Это качество, поднимающее выше процессов во времени, находящихся внутри Шести будних дней и Шести тысяч лет, — оно не обязано давать отчет Управлению Суда. «И вышел Каин — вышел радостный. Встретил его Адам и сказал ему: Что случилось с судом над тобой? Сказал ему: Я раскаялся и примирился. Стал Адам бить себя по лицу, сказал: Такова сила раскаяния, а я и не знал! Тотчас поднялся Адам и сказал: Песнопение, песнь на день субботний» (Берешит раба).

Именно суббота освещает человеку реальность раскаяния: «Песнь на день субботний».

***

«В сумерках перед субботой был изгнан и вышел… Пришел субботний день и сделался защитником для Первого человека, сказал перед Ним: Господин всех миров, в шесть будних дней не было убийство в мире, и с меня ты начинаешь? Это его святость, это его благословение?! Ведь сказано: “И благословил Б-г день седьмой, и освятил его”! И в заслугу субботнего дня избавился Адам от суда в Геиноме. Увидел Адам силу субботы и сказал: Не случайно благословил Всевышний субботу и освятил ее. Начал петь и воспевать субботний день, как сказано (Псалмы 92): “Песнопение, песнь для дня субботнего”» (Пиркей дераби Элиэзер).

Суббота обеспечивает принятие раскаяния Адама.

***

Суббота пробуждает раскаяние у грешника, который отдалился от своего святого корня: «Ибо наш мир подобен пустыне, и человек изгнан в него из место своего покой, покоя души и в нашем мире, последовав за тьмой по совету своего злого начала… Забыл он субботний день, день, который весь — суббота, мир душ, где он пребывал… И потому с того дня, как обратил внимание на свое забытье, и хочет вернуться и раскаяться, должны всегда ризы его быть чисты, и каждый день считать, что это суббота — вдруг в этот день попадет в мир, который весь — суббота, как написано: Раскайся за день перед смертью. Потому не следует ему делать работу больше, чем нужно для его пропитания на этот день, ведь, может быть, у него есть только этот день, и не следует беспокоиться о мире, который не его, как сказал царь Давид: “…и оставили другим достижения свои”» (Решит хохма).

***

«Вся сила раскаяния — от силы субботы» (раби Цадок аКоэн).


Светится лицо человека, который всегда радостен, от него исходит свет, здорово тело его, и старость не приходит к нему быстро, как сказано: «Радостное сердце освещает мир». Читать дальше

Законы 9 ава

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

В пост 9-го Ава запрещены пять вещей: еда и питье, умывание, умащение, «ношение сандалий» (любой кожаной обуви) и супружеская близость.

Пурим и Йом Кипур

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Слово Кипурим может быть прочитано как Ке-Пурим, «подобный Пуриму». Это значит, что значение Пурима даже больше, чем значение Йом Кипура!

Письма с Севера. Девятнадцать посланий об иудаизме

Рав Шимшон Рефаэль Гирш

Раби Гирш пытается ответить на давно заданный, но все еще актуальный вопрос об отношении иудаизма к общечеловеческой культуре.

Шаббат Шира

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Суббота, в которую в синагогах читают недельную главу Торы Бешалах («Когда отпустил»), называется Шабот Шира («Суббота Песни»), поскольку знаменитая песня, которую пели сыны Израиля, когда перед ними расступилось Красное море, входит именно в эту главу Торы и читается в эту субботу.