Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Свобода выбора дана каждому индивидууму и народу в целом, и если так, то откуда уверенность, что Израиль, в конце концов, раскается?

Обещано им раскаяние


«И будет, когда сбудутся на тебе все слова эти — благословение и проклятие, которые изложил я тебе, то прими это к сердцу своему в среде всех народов, куда забросил тебя Г-сподь, Б-г твой. И вернешься ты к Г-споду, Б-гу своему, и послушаешь гласа Его во всем, как я заповедую тебе сегодня — ты и сыны твои, всем сердцем своим и всею душою своею. Тогда возвратит Г-сподь, Б-г твой, изгнанных твоих и смилосердится над тобою, и опять соберет тебя из всех народов, среди которых рассеял тебя Г-сподь, Б-г твой» (Дварим 30 1-3).

«Израиль не будет избавлен, кроме как раскаянием. И уже обещала Тора, что Израиль раскается в конце своего изгнания, и сразу же они будут избавлены, как сказано: “И будет, когда сбудутся на тебе все слова эти… И вернешься ты к Г-споду, Б-гу своему… Тогда возвратит Г-сподь, Б-г твой, изгнанных твоих”». (Рамбам).

«Ибо заповедь эта, которую я заповедую тебе ныне, не недоступна она для тебя и не далека она. Не на небе она, чтобы сказать: “Кто взошел бы для нас на небо и достал бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?” И не за морем она, чтобы сказать: “Кто сходил бы для нас за море и достал бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполняли бы ее?” Но очень близко к тебе слово это: в устах твоих оно и в сердце твоем, чтобы исполнять его» — это заповедь раскаяния… Здесь содержится намек, что в будущем так и произойдет (Рамбан).

Все это требует объяснения, — ведь свобода выбора дана каждому индивидууму и народу в целом, и если так, то откуда уверенность, что Израиль, в конце концов, раскается? Данный вопрос будет обсуждаться в этом эссе. Мы поймем, что раскаяние укоренено в самом раскрытии единства Всевышнего. Оно есть свечение Дня, который весь — суббота. Для него сотворен мира — суббота есть обещание о раскаянии.

«Раби Леви говорит: “Велико раскаяние! Оно достигает Трона Славы”, как сказано (Ошеа 14:2): “Вернись, Исраэль, к Всевышнему!”» (Йома 86а). И сказали мудрецы: «Когда Моше поднялся на первый уровень, он увидел тьмы посланцев Всевышнего. Развернули перед ним книгу Торы и прочли о сотворении первого дня. Закончили и стали славить Тору. Поднялся он на второй уровень и увидел тьмы посланцев Всевышнего, и они читают о сотворении второго дня. Закончили и стали славить Тору и Израиль. Поднялся на третий уровень и увидел сонмы посланцев Всевышнего, читающих о сотворении третьего дня. Закончили и стали славить Йерушалаим. Поднялся на четвертый уровень и увидел мириады посланцев Всевышнего, читавших о сотворении четвертого дня. Закончили и стали славить Машиаха. Поднялся на пятый уровень и увидел множество посланцев Всевышнего, читавших о сотворении пятого дня. И закончили, и стали возглашать о бедах Геинома. Поднялся на шестой и увидел там множество множеств посланцев Всевышнего, читавших о сотворении шестого дня. И закончили, и стали возглашать о Ган-Эдене, и стали молить Всевышнего дать Исраэлю долю в Ган-Эдене. Поднялся на седьмой и увидел серафов и офаним, и гальгалим, и посланцев милосердия, и посланцев безвозмездного добра и милостыни, и посланцев страха и дрожи. И ухватился Моше за Трон Величия. Стали читать о сотворении седьмого дня: “И завершены были…”, и закончили, и стали славить Раскаяние, — дабы научить тебя, что раскаяние достигает Трона Славы, как сказано: “Вернись, Израиль, до Господа, Бога своего!”» (Мидраш).

Суббота есть раскрытие славы царства Творца в мире — Трона Славы, суббота есть мир Раскаяния — «до Господа, Б-га твоего».

Раскаяние Адама

«В тот час, когда Адам преступил приказ Всевышнего и съел плод древа, Всевышний хотел, чтобы тот раскаялся, и предоставил ему такую возможность… Но не захотел Адам… Что означает “а теперь”? (“А теперь, как бы не простер он руки своей, и не взял также от Дерева жизни”)? Сказал ему Всевышний: Даже теперь раскайся и Я приму тебя. И сказал Адам: Не хочу» (Бамидбарраба). Адам не верил в силу раскаяния, — ведь в контексте пророчества и мудрости для него нет места, как объясняется в Ялкут Теилим на стих: «Благ и справедлив Господь». «Почему благ, когда справедлив, и почему справедлив, если благ? Спросили мудрость: Каково наказание грешника? Сказала: Грешников будет преследовать беда. Спросили пророчество: Каково наказание грешника? Сказало: Душа грешащая — она умрет. Спросили Тору: Каково наказание грешника? Сказала: Принесет повинную жертву, и ему искупится. Спросили Всевышнего: Каково наказание грешника? Сказал: Раскается, и искупится ему. И об этом сказано: “Благ и справедлив Господь, потому указывает грешникам путь” — Он указывает грешникам, как раскаяться».

Раскаяние идет от Всевышнего, от того внутреннего скрытого хода событий, который заложен в замысле творения — от раскрытия Единства Творца. Это управление, не зависящее от выбора человека и его действий. Это качество, поднимающее выше процессов во времени, находящихся внутри Шести будних дней и Шести тысяч лет, — оно не обязано давать отчет Управлению Суда. «И вышел Каин — вышел радостный. Встретил его Адам и сказал ему: Что случилось с судом над тобой? Сказал ему: Я раскаялся и примирился. Стал Адам бить себя по лицу, сказал: Такова сила раскаяния, а я и не знал! Тотчас поднялся Адам и сказал: Песнопение, песнь на день субботний» (Берешит раба).

Именно суббота освещает человеку реальность раскаяния: «Песнь на день субботний».

***

«В сумерках перед субботой был изгнан и вышел… Пришел субботний день и сделался защитником для Первого человека, сказал перед Ним: Господин всех миров, в шесть будних дней не было убийство в мире, и с меня ты начинаешь? Это его святость, это его благословение?! Ведь сказано: “И благословил Б-г день седьмой, и освятил его”! И в заслугу субботнего дня избавился Адам от суда в Геиноме. Увидел Адам силу субботы и сказал: Не случайно благословил Всевышний субботу и освятил ее. Начал петь и воспевать субботний день, как сказано (Псалмы 92): “Песнопение, песнь для дня субботнего”» (Пиркей дераби Элиэзер).

Суббота обеспечивает принятие раскаяния Адама.

***

Суббота пробуждает раскаяние у грешника, который отдалился от своего святого корня: «Ибо наш мир подобен пустыне, и человек изгнан в него из место своего покой, покоя души и в нашем мире, последовав за тьмой по совету своего злого начала… Забыл он субботний день, день, который весь — суббота, мир душ, где он пребывал… И потому с того дня, как обратил внимание на свое забытье, и хочет вернуться и раскаяться, должны всегда ризы его быть чисты, и каждый день считать, что это суббота — вдруг в этот день попадет в мир, который весь — суббота, как написано: Раскайся за день перед смертью. Потому не следует ему делать работу больше, чем нужно для его пропитания на этот день, ведь, может быть, у него есть только этот день, и не следует беспокоиться о мире, который не его, как сказал царь Давид: “…и оставили другим достижения свои”» (Решит хохма).

***

«Вся сила раскаяния — от силы субботы» (раби Цадок аКоэн).


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»