Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Выучил я от отцов, что не следует беспокоиться о двух вещах: о том, что можно исправить, и о том, что исправить нельзя. То, что можно исправить, надо исправлять, о чем тут беспокоиться? А тому, что исправить нельзя, беспокойство уже не поможет»Раби Яхиэль Михаль из Злочева
Самая внутренняя сила человека, даже подсознательная, это желание подключиться к удовольствию и избежать боли и страданий

«Если в добре — нет выше наслаждения (עונג), а если во зле — нет ниже бедствия (נגע) [эти два слова состоят из одних и тех же букв]» (Сефер Йецира).

Нет необходимости долго объяснять смысл этого замечания. Самая внутренняя сила человека, даже подсознательная, это желание подключиться к удовольствию и избежать боли и страданий. Это истинная вещь, она заложена в корень творения человека. «Человек сотворен только для того, чтобы наслаждаться Господом и получать удовольствие от сияния Его Шехины, ибо это — настоящее блаженство и величайшее наслаждение, которое может существовать» (Рамхаль, Месилат йешарим 1). Совершенство и наслаждение есть его награда в Грядущем мире: «Место этого наслаждения поистине — Грядущий мир» (там же).

Попытаемся узреть корень этой возвышенной темы, в соответствии с нашими ограниченными способностями понимания.

עונג — עדן נהר גן

«И река выходит из Эдена, чтобы напоить сад». Слово река — נהר — однокоренное с арамейским словом נהורא, свет. Это свет, идуший от Бесконечного. «Из Эдена» можно объяснить как из «не имеющего границ» (от корня עד, предел, до) поскольку оттуда и далее нет границы и постижения, о котором можно было бы сказать «до сих». И этот свет, идущий от Бесконечного, не прерывается ни днем, ни ночью, и потому сказано «выходит» (рабейну Бехайе).

Из этого мы учим: Эден есть начало распространения источника, выходящего наружу.

Корень наслаждения — в источнике, душе душ, тайне цели бытия. И чем больше возвышаются, чтобы прилепиться к источнику, тем большего наслаждения удостаиваются постичь. «Что есть наслаждение? Наслаждение находится только вверху, в месте, где находится высшая святость. Как написано: Тогда будешь наслаждаться в Господе; это наслаждение — в Господе оно» (Зоар).

***

Всевышний — источник жизни, и Он же — источник наслаждений. В корне создания жизни и поддержания ее существования стоит наслаждение. «Пища души — наслаждение. Известно, что удовольствие и насладжение, которые душа чувствует от чего-либо, добавляют ей жизненности» (раби Цадок аКоэн).

«И душа не наполнится» — поскольку душа знает, что все, над чем она трудится, трудится для себя, и потому она не насыщается заповедями и добрыми делами. Сказал раби Леви: Это похоже на мещанина, который женился на дочери царя. Даже если кормит ее всеми царскими яствами, не выполняет своей обязанности [до конца]. И почему? Потомму что она — дочь царя. Так что бы ни делал человек со своей душой, не выполняет своей обязанности, поскольку она свыше». «Поскольку она свыше» — корень души в вышней святости, в том горнем мире, который весь — наслаждение. И в нем «праведники сидят, и венцы на их головах, и наслаждаются сиянием Божественного Присутствия».

«Место этого наслаждения поистине — Грядущий мир» (Месилат йешарим). «Грядущий мир — это Бина». «Эден — это Бина» (Зоар).

И река выходит

Река — נהר — однокоренное с арамейским словом נהורא, свет. Это раскрытие Торы, великолепие ее света есть открытие воли Творца в материальном мире.

Мы находим особенное ощущение наслаждения, даже в этом мире, при изучении Торы. В нашем мире нет награды за заповеди. Человек не чувствует наслаждения в своей душе от исполнения заповеди. Только в Торе душа человека получает огромное удовольствие, и она называется «хлебом, вином и водой», поскольку насыщает душу.

В Торе есть единство «вкуса древа» и «вкуса плода» (труда достижения и плода наслаждения результатом). См. эссе «Суббота Адама», гл.2. «Когда ты трудишься над Торой, забавляйся ею». «Суть заповеди изучения Торы — радоваться и наслаждаться учением, и тогда слова Торы впитываются в кровь». Это основано на том, что, чем ближе к источнику — к Эдену — тем сильнее наслаждение. Когда человек ощущает наслаждение при исполнении заповедей, это происходит из-за постижения слов Торы, заключенных в них: «Через понимание тайн заповеди смогут познать тайну каждой индивидуальной заповеди, и наслаждение в этом со стороны знания этой тайны. И это тоже слова Торы».

Любовь в наслаждениях

Вот как объясняет Рамбам заповедь любви к Всевышнему. «Повеление любить Его, да будет Он превознесен. Т.е., размышляя над Его заповедями, Его речениями и Его деяниями и вдумываясь в них, постигать Его и наслаждаться этим постижением. Это высшее наслаждение и есть любовь, которая нам заповедована. Ведь говорится в Сифри (Ваэтханан): “Поскольку сказано: “И люби Господа, своего Бога” (Дварим 6:5), а я не знаю, как любить Всевышнего, то Тора объясняет: “И будут эти слова, которые Я заповедую тебе сегодня, на твоем сердце” (там же 6:6). Таким образом, ты познаешь Творца Вселенной. И уже указано, что размышление приведет тебя к верному постижению и наслаждению, — и любовь придет непременно (Книга заповедей 3).

Наслаждение приводит к прилеплению — это любовь: “Нити связи между сердцем человека и его мудростью мы называем любовью” (Хазон Иш).

В основе связи между духом (руах) — вместилищем чувств и качеств — и высшей душой (нешама) стоит наслаждение. Ведь в ощущении наслаждения корень внутреннего содержания человека смешивается с наслаждающей его вещью. Поэтому мы просим: “הערב (сделай приятными, смешай), Господь, Бог наш, слова Своей Торы в наших устах”. Приятность вкуса приводит к растворению и смешению учащегося с его Торой. Любовь в наслаждениях.

***

Орошать сад

Сад Эдена — место, в которое был помещен человек для служения Царства.

Цель служения человека: привлечь тот свет, реку, в нижний аспект бытия, материальный мир действия и тем самым возвысить его и поднять к своему корню. Превратить этот мир разделенных — в один, через приобщение к его источнику. Человек должен осветить внутреннее содержание природы, раскрыть свет, скрытый в каждой вещи и в микрокосме — самом себе. Открыть и осветить пребывание Всевышнего в нижних мирах. Поэтому человек помещен во мрак мира материи, мира, подобного ночи, чтобы он выстоял в этом испытании воцарения.

Но Всемогущий дал человеку точку опоры внутри структуры времени нашего мира, в том святом корне бытия; и это — день наслаждения, суббота. “И наслаждайся в Господе, и даст тебе то, чего просит твое сердце” (Псалмы 37:4) — это наслаждение. Я не знаю, каково оно? Когда он говорит: “И назовешь субботу наслаждением”, скажи, что это — наслаждение субботы” (Шабат 118). “Во всякой вещи в мире спрятано высшее святое свечение, и посредством субботы это становится известным. И человек сможет найти и в будние дни свечение субботы через ее соблюдение” (Сфат эмет). Более того, по милости Всевышнего — Его желанию воздать благо — человек помещен в реальность, суть которой — суббота. Его служением было сохранить эту высшую реальность — категорию субботы. И не опустить ее до категории будних дней, но возвысить до дня, который весь — суббота.

Суббота, срединная точка, чертог святости — это тот самый святой мир наслаждения внутри нашего мира действия. С его помощью человек может присоединиться к миру, который весь — наслаждение. Итак, суббота содержит в себе корень мироздания и его цель — Грядущую субботу, и внутреннее содержание мироздания — Субботу дарования Торы, чтобы раскрыть их в субботу в нижних мирах — Субботу Творения. Река выходит из Эдена, чтобы орошать сад.

Суббота Творения относится к категории нефеш — раскрытию присутствия Всевышнего в природе. Суббота дарования Торы — категория руаха, слово Бога, раскрывшееся в Торе. Грядущая Суббота есть категория нешамы — мир душ, день, который весь суббота. Отсюда мы постигает высший смысл воздействия субботы — срединной балки, проходящей через всю структуру мироздания… И река выходит из Эдена, чтобы орошать сад. Постарайтесь понять это, как следует.


Современная болезнь, известная нам как проказа, не имеет ничего общего с описанной в Торе язвой цараат. Цараат из Торы — это специфическое явление, связанное с поступками человека, порожденными «внутренней болезнью» Читать дальше