Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Суббота есть категория «головы», мир мысли. Так и Израиль (ישראל — לי ראש) — цель замысла творения.

Святы ее святостью

«Храните субботу, ибо свята она для вас» — это говорит о том, что суббота добавляет святости Израилю (Мехильта).

«Святость Израиля зависит от святости субботы» (Рабейну Йона).

«Эта святость в корне сердец сынов Израиля без всякого старания с их стороны. Это святость субботы, которая есть установленная Всевышним святость с начала сотворения мира, когда Он освятил седьмой день. Поэтому суббота есть вечный завет между Ним и сынами Израиля» (раби Цадок аКоэн).

Берешит

«Берешит (В начале) — Хохмой (Мудростью)» (Таргум). «В начале — для Израиля, который называется “началом”» (Раши). «В начале — речение сотворения времени» (Виленский Гаон). «בראשית — ירא שבת» (Зоар).

«Сказал Всевышний Израилю: Поскольку вы освящены Моему Имени до того, как Я сотворил мир, будьте святы, как свят Я» (Танхума). «И весь Израиль свят, ибо мысль об Израиле была первой — в святости мысли. Ведь основа святости в том, чтобы мысль приобщалась к Всевышнему» (раби Цадок аКоэн).

«Ибо Всевышний, Тора и Израиль — одно, и потому сказали в Берешит раба, что мысль об Израиле предварила все… Начало мысли, тайна высшей воли… А воля есть начало всего, как бы полная Божественность» (Нефеш аХаим).

Израиль и Суббота — категория головы

Суббота есть категория «головы», мир мысли. Так и Израиль (ישראל — לי ראש) — цель замысла творения. Их избрание — освящение — вне любых их действий, оно укоренено в воле Всевышнего. «Избрание в сущности, а не за их добые дела, поскольку не сказал, что только, когда они исполняют Его волю, Он избирает их» (Маараль). Так объясняет Бааль аИкарим: «Писание называет любовь Всевышнего к Израилю страстью, сказал: “Страстно возжелал вас Господь и избрал вас” (Дварим 7:7). Страсть — говорится о крайней любви без причины…»

«Без причины», «избрание в сущности» — это заложено в категории «головы бытия», это высшие миры, в которых нет у человека постижения логикой материального мира. Эти миры находятся в категории «дня, который весь — суббота». Потому святость Израиля — это дар: «(Суббота) — великий дар, которым Всевышний наделил Израиль, поскольку хотел, чтобы тот был Его святым народом. И это не было дано никакому другому народу, ибо это достоинство не подобает им и не предназначено для них» (Рамхаль).

***

Освящаются ее святостью

Легко понять, что, несмотря на то, что основная святость святого народа — та, что проливается сверху, каждый индивидуум удостаивается ее в той мере, в какой он освятил себя для нее. «Относительно святости, что привлекается на нас, мы должны делать приготовление и исправление, поскольку тело есть трон для духовного и духовное пребывает на теле в зависимости от подготовки тела. Ведь природа духовного — воздействовать всегда, а материальные объекты получают от него в соответствии с их готовностью. Это подобно бьющему ключу, который всегда бьет, но наполняет свои сосуды водой тот, кто готов получить ее» (Раби Моше Кордоверо).

Основное освящение — это святость мысли. Те, кто постоянно заняты любовью Торы, и их мысль — о ней постоянно, освящаются в своей душе святостью субботы, миром мысли.

О них сказано: «Душа мудреца Торы называется царицей-субботой» (Зоар).

Три святости

В субботу сыны Израиля должны соблюдать три святости: «Все тройное — со стороны святости».

Святость мысли — не думать о материальных делах, представить себе, что вся работа уже сделана, чтобы мысль была направлена только на Всевышнего и служение Ему.

Святость речи — не говорить о будничном; в книге Зоар много говорится о том, что принимающий участие в будничной беседе в субботу подобен нарушающему субботу.

Святость действия сказана прямым текстом в нескольких стихах Торы: «Шесть дней делай свою работу, а седьмой день — свят, суббота, покой для Господа». (Решит хохма).

Как мы уже говорили, наивысшая святость — это приобщенность мысли. Эта приобщенность служит троном для пребывания дополнительной души. Это высшее сочетание (зивуг) мохин (Хохмы, Бины и Даат), порождающее изобилие открытий во внутренней части Торы в этот святой день.

«Мысль есть категория души, поскольку она учит человека знанию и пониманию в святой Торе» (Нефеш аХаим).

***

И освятил его — от слова кидушин (посвящение)

«И освятил его — от слова “посвящение”, Община Израиля дана субботе в супруги» (Шла). Наивысшая святость субботы — это посвящение между Израилем и Всевышним.

Это высшее сочетание раскрылось в субботу дарования Торы. «Аллегория с царем, посвятившим в жены женщину. Сказал ей: Поскольку ты посвящена Моему имени, я — царь, а ты — царица; мой почет как твой почет, поскольку ты — моя жена». Так сказал Всевышний Моше: Иди и освяти народ, как сказано: «И освяти их сегодня и завтра». «Посвятил их Всевышний и сказал: Вы будете Мне царством священником и народом святым. Почему? Ибо свят Я, Господь. Так и вы будьте святы, ведь Я посвятил вас Своему имени» (Танхума).

И так в каждую субботу происходит это посвящение: «В субботу — вечный завет между Мной и сынами Израиля…».

Порождением этого посвящения становится дополнительная душа, которой удостаивается святой народ. Этой темой мы будем заниматься в следующем эссе.


Многие мысли, изложенные в этой книге царем Соломоном, скорее всего, известны Вам, даже если Вы мало что знаете и про царя Соломона, и вообще про иудаизм Читать дальше

Вечность и суета 5. Коэлет. Победить себя

Рав Носон Шерман,
из цикла «Коэлет: Вечность и суета»

Понятие времени в свете толкования традиционных текстов

Рав Мордехай Кульвянский

Впервые слово «время» (зман) появляется в Танахе в книге «Коэлет»: «Для всего есть время, для каждой вещи — срок под Небесами». Достойно удивления, что все пять книг Торы, книги пророков, псалмы, Ийов, Хроники (!) обходились без слова «время». Конечно, есть годы, месяцы, дни и ночи и даже часы, связанные с движением светил, а понятие времени — только в «Коэлет». Несомненно, это великая новость, осознать которую нам мешает только то, что мы уже давно живем в мире, в котором это слово сказано.

Вечность и суета 4. Коэлет. Мудрое сердце

Рав Носон Шерман,
из цикла «Коэлет: Вечность и суета»

Вечность и суета 7. Коэлет. Предназначение еврея

Рав Носон Шерман,
из цикла «Коэлет: Вечность и суета»