Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Всякий, кто нуждается в милостыне и не сможет выжить, если не будет ее принимать, как, например, старик или больной, но из гордости отказывается это делать — такой человек является убийцей и должен будет отвечать за убийство, и все его страдание — грех и преступление.»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни
Мудрецы называют Всевышнего “Святой, благословен Он”… Ибо его истинная сущность неизвестна, а лишь то, что Он отделен от всякой материи, и телесности, и от всего существующего.

Святой, благословен Он

«Каждый день мы произносим освящение (кдушу): “Свят, свят, свят, Господь Воинств, вся земля полна славы Его”. Рашби объясняет, что смысл кдуши — привлечь ка каждому из нас высшую святость… Произнося слова: “Вся земля полна славы Его” следует иметь намерение притянуть к себе святость. Вначале мы освящаем Всевышнего (Свят, свят, свят…), и это — “и освящусь Я в среде сынов Израиля”, а затем Он воздействует на нас Своей высшей святостью, и это — “Я Господь, освящающий вас” (Решит хохма).

Святость есть отделенность и приобщение к источнику святости, но ее цель — воздействие на все части мироздания. Это благословение, воздействующее на весь мир. “Благословение и святость — одно, поскольку благословение проистекает из святости…” (Рабейну Бехайе).

* * *

“Святость проистекает из благословения, которое есть высшее влияние. И, само собой, когда человек связывается с Высшими, к нему привлекается дух святости свыше. В этом основной смысл святости — удостоиться того, чтобы Всевышний освятил человека. Но подготовка человека к получению святости тоже важна. Человек получил возможность освящать себя только после того, как Всевышний освятил субботу и вдохнул святость во время; отсюда она влечется также и к месту, и к душе” (раби Цадок аКоэн).

Теперь мы можем понять странное, на первый взгляд, высказывание мудрецов: “Будьте святы”. Может быть, как Я? Писание говорит: “Ибо Я — Господь, Бог ваш”. Моя святость больше вашей». Как может быть, «как Я»?! И почему именно о святости сказано так?

Но смысл таков. Всевышний поставил Свое влияние на мир в зависимость от действий человека. Нефеш аХаим подробно объясняет, что воздействие Всевышнего, Его соединение с мирами, соответствует воодушевлению Израиля в служении и в приближении к Нему. Однако в качестве святости, только начало которого — служение, а основная суть — воздействие свыше, «человек освящает себя немного снизу — его освящают много сверху». «Моя святость больше вашей» — Всевышний освящает Израиль намного больше, чем они заслуживают по своим деяниям.

Святой, благословен Он

«Мудрецы называют Всевышнего “Святой, благословен Он”… Ибо его истинная сущность неизвестна, а лишь то, что Он отделен от всякой материи, и телесности, и от всего существующего. И об этом сказано: “Святой, благословен Он” — “святой” говорят о том, кто отделен, ибо Он прост абсолютной простотой» (Маараль). Это один аспект святости.

«Из того, что Он абсолютно прост, следует, что нет ничего отделенного от Него. Ведь объект, у которого есть определение, и который отличается чем-то, вследствие этого определения отделен от него объект, который не входит в это определение. Но поскольку Всевышний прост, и у Него нет никакого определения, нет ничего отделенного от Него. И раз так, то Он знает все и Он всемогущ». Это второй аспект: Святой включает все и влияет на все своим благословением и изобилием жизненной силы: Святой — благословен Он (См. Нефеш аХаим ч.3, гл.5).

Таково строение мироздания: более высокий мир — святой и отделенный от нижнего — изливает свою жизненную силу и благословение на более низкий. Таково и строение микрокосма — человека, его святая душа оживляет тело.

Высшая точка служения человека в тайне уподобления Создателю — это перейти границу материального, преграду между высшими и нижними мирами. Стать святым, воздействующим благословением и жизнью на все мироздание. Таково совершенство нашего святого праотца — совершенного человека, образ которого запечатлен на Троне Славы.


Кашрут — свод предписаний и повелений, касающихся приема пищи. Из 613-ти заповедей, данных нашему народу Творцом, около 50-ти посвящены вопросам питания. Тора подробно разъясняет какие виды животных разрешены в пищу, а какие запрещены, когда можно есть, а когда нельзя, какой посудой можно пользоваться и так далее. Даже поверхностное знакомство с Торой и заповедями часто вызывает у людей недоумение: «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?» Читать дальше