Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Праздник Пурим говорит нам о скрытом руководстве Б-га, как Б-г во все временя «из-за кулис» руководит судьбой еврейского народа. И наша сила — в связи с Торой и с Тем, Кто руководит миром, в связи с Б-гом. Насколько мы верны Б-гу и Торе, настолько Б-г заботится о нас. Еще один вывод из истории Пурима — о важности единства и сплоченности еврейского народа. Заповеди Пурима — посылать подарки друзьям и помогать бедным. Связь евреев между собой, любовь и дружба — это сила нашего народа. Когда один еврей заботится о другом, о нуждающихся, это создает единство еврейского народа, а когда народ един, связан с Торой и Б-гом, это дает ему силу выстоять против всех врагов и преследователей.

Мы знаем, что указ, подписанный именем царя Ахашвероша и скрепленный печатью царского перстня, гласил: «Истребить, убить и погубить всех евреев: от отрока до старца, (и) детей, и женщин — в один день, в тринадцатый день двенадцатого месяца, то есть месяца Адара, а имущество их разграбить» (Эстер 3, 13). Этот указ был разослан «во все области царские». Слава Б-гу, он не был выполнен. Как же он был отменен?

Об этом не написано ясно. Был разослан первый указ. Затем Эстер, пригласив царя с Аманом на пир дважды, сумела повлиять на царя и Амана повесили. После этого Эстер вновь входит к царю и просит «отменить злой (указ) Амана Агагиянина и замысел его, что задумал он против евреев… пусть бы написано было, чтоб возвращены были бы письма с замыслом Амана, сына Амдаты, Агагиянина, которые написал он об истреблении евреев во всех областях царских» (8, 3-5). Царь отвечает: «Вот, отдал я Эстер дом Амана, а его повесили на дереве за то, что поднял он руку свою на евреев. А вы напишите о евреях то, что вам угодно, именем царя и скрепите (печатью) перстня царского, потому что того, что написано именем царя и скреплено перстнем царским, нельзя отменить» (8; 7, 8). Итак, указ царя отменить невозможно. Персидская империя была правовым государством, а не каким-то царством анархии, и даже сам царь был не вправе отменить собственный указ. Он становился как бы заложником своего же указа.

Как же на деле был отменен указ, который по законам Персидского царства не отменяется? Я видел несколько комментариев, приведу три из них.

Ибн-Эзра, который первым обращается к этой теме, приводит вопрос, который задают некоторые: зачем вообще нужно было уничтожать врагов евреев (что произошло в результате)? Достаточно было, чтобы не уничтожали евреев… И отвечает: Мордехай и Эстер поступили мудро. Ведь просто отменить царский указ невозможно. Им пришлось объявить, что Аман, втершийся в доверие к царю, фальсифицировал указ, обманув царя и весь народ, и разослал фальшивый указ по всей стране. Сейчас Аман «пойман с поличным», разоблачен и казнен, а мы рассылаем Вам тот указ, который на самом деле вышел из царских уст. Этот указ — перебить всех, кто нападет на евреев. Официально, по законам Персидского царства — это лишь разъяснение первоначального, настоящего указа, а не его отмена.

Ралбаг объясняет иначе. Прошлый указ не был аннулирован, это невозможно по закону. Но был издан новый указ. Он гласил: «царь разрешил евреям каждого города собраться и стать на защиту жизни своей: истреблять, убивать и губить всех вооружившихся из народа и из области, тех, кто (готов) напасть на них... В один день во всех областях царя Ахашвероша, в тринадцатый день двенадцатого месяца, то есть месяца Адара» (8; 11, 12). Итак, евреям разрешено убивать тех, кто хочет убить их. Иными словами, если антисемиты убивают евреев — это по закону, если евреи убивают антисемитов — это тоже по закону. Каждая из групп имеет право взять закон в свои руки.

Но что же происходит в действительности? Когда закон наделяет одинаковыми правами две враждующие группы, какая из них сумеет использовать закон в своих интересах? Та, что сильнее в данной ситуации. А какая сильнее? Та, которая может опереться на широкие круги населения и местные власти. С помощью этого комментария легко понять, почему Мегила подчеркивает, что «многие из народов страны» охвачены страхом перед евреями (8, 17). Т.е. народ боится евреев и не стремится нападать на них. Также сказано (9; 3, 4), что все начальство поддерживает евреев, «ибо охватил их страх перед Мордехаем. Потому что был Мордехай велик в доме царском, и слух о нем прошел по всем областям…». Зачем Мегила говорит об этом так подробно? Согласно комментарию Ралбага, это очень важно, от этого зависит исход конфликта: народ и местные власти были с евреями, поэтому евреи перебили своих врагов, а не наоборот. (Как когда-то было в царской России: пока погромщики били евреев, полиции не видно было. Но если евреи давали достойный отпор, она появлялась: «Как вы смеете!..»)

(И согласно комментарию Ибн-Эзры очень важно было, чтобы правители областей и т.д. боялись Мордехая. Иначе они могли не принять нового указа. Организовать бунт: «Вы делаете из нас идиотов, мы не верим, что это была фальсификация!»)

Третий комментарий принадлежит раву Элиэзеру бен-Элияу Ашкенази (1513-1586), книга Йосеф Леках. Он говорит так: есть указ, который рассылают по всей стране, и по законам Персии его нельзя аннулировать. В действительности же там было два указа. Один — открытое письмо ко всем жителям империи, гласившее: «Готовьтесь, готовьтесь, готовьтесь! 13 Адара будет нечто необыкновенное! Готовьтесь, готовьтесь, готовьтесь!» Второй — закрытый циркуляр властям на местах, в котором сказано прямым текстом «истребить, убить и погубить всех евреев». Автор Йосеф Леках продолжает: то, что было оглашено перед народом, аннулировать невозможно. А вот закрытое письмо губернаторам и др. можно аннулировать, прислав указ противоположного содержания. Что и было сделано. Виленский Гаон, идя тем же путем, поясняет: было объявлено, что Аман, пользуясь доверием царя, послал губер наторам «неправильный» указ; а сейчас мы посылаем вам настоящий указ царя Ахашвероша. Как подчеркнул Ибн-Эзра, провести день 13 Адара без потрясений было уже невозможно.

Интересно, что гонцы с первым указом были посланы 13 Нисана, а со вторым — 23 Сивана. Почему ждали 70 дней? Виленский Гаон объясняет: хотели послать тех же самых людей — это должно вызвать доверие к новому указу. Поэтому ждали возвращения этих гонцов со всех концов огромной империи.

События могли развиваться по-разному. А то, что местное начальство из страха перед Мордехаем поверило новому циркуляру и выполнило его, — часть чуда.


Многие мысли, изложенные в этой книге царем Соломоном, скорее всего, известны Вам, даже если Вы мало что знаете и про царя Соломона, и вообще про иудаизм Читать дальше

Вечность и суета 5. Коэлет. Победить себя

Рав Носон Шерман,
из цикла «Коэлет: Вечность и суета»

Понятие времени в свете толкования традиционных текстов

Рав Мордехай Кульвянский

Впервые слово «время» (зман) появляется в Танахе в книге «Коэлет»: «Для всего есть время, для каждой вещи — срок под Небесами». Достойно удивления, что все пять книг Торы, книги пророков, псалмы, Ийов, Хроники (!) обходились без слова «время». Конечно, есть годы, месяцы, дни и ночи и даже часы, связанные с движением светил, а понятие времени — только в «Коэлет». Несомненно, это великая новость, осознать которую нам мешает только то, что мы уже давно живем в мире, в котором это слово сказано.

Вечность и суета 4. Коэлет. Мудрое сердце

Рав Носон Шерман,
из цикла «Коэлет: Вечность и суета»

Вечность и суета 7. Коэлет. Предназначение еврея

Рав Носон Шерман,
из цикла «Коэлет: Вечность и суета»