Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Учитель для сыновей богача и простолюдин, который впервые услышал о правилах этикета

Написано в Мидраше: Почему глава Трума следует за главой Мишпатим? На основании стиха: «Творил я суд и справедливость»[1].

Для разъяснения этого приведем сначала слова Мидраша[2] на недельную главу Мишпатим: «И могущество царя — в Его любви к правосудию»[3]. Мощь принадлежит Царю всех царей, Всевышнему, благословен Он, и Он любит правосудие. И дал Он его еврейскому народу, который является Его любимым народом. Сказано: «Ты установил справедливость (закон Торы)» — Ты установил справедливость для Своего народа.

Мудрецы хотели объяснить нам, почему Всевышний не хотел давать законы отношений между людьми и установления суда другим народам — идолопоклонникам, а сказал: «И вот законы, которые ты разъяснишь им» (сынам Израиля) (то есть, даже логические законы, которые любое общество устанавливает себе, были даны еврейскому народу Творцом этого мира наряду с прочими заповедями Торы — прим.). Это станет понятно при помощи притчи.

Притча.

Один богач нанял учителя, обучать его сыновей правильному поведению и правилам хорошего тона — как есть, пить, ходить и т.д. Однажды к нему зашел парень из простолюдинов, который не знал всех этих правил, и стал слушать, как учитель объясняет детям правилам этикета во время проведения трапезы. Когда ученики увидели этого парня, хотели спровадить его, но он стал упрашивать их: «Чем вам помешает, если я постою здесь и послушаю, что вы учите?» Они согласились, и учитель стал разъяснять им правила трапезы: не отправляться на трапезу после первого приглашения, надо дождаться второго, или даже третьего посланника. Не следует садиться во главе приглашенных. Не тянуться первым к блюду и не хватать его руками. Ученики стали насмехаться над пришедшим: «Зачем тебе знать все эти правила? Разве кто-то хоть когда-то приглашает тебя на трапезу? Разве тебе приносят за обедом персональную порцию? Ведь ты всегда хватаешь то, что осталось в тарелках гостей! Для чего же тебе понадобились эти совершенно чуждые тебе правила?!»

Смысл этой притчи понятен. Это и есть то, что сказано: «Не сделал так всем другим народам (не дал им Тору), и законы не сообщил им, восхвалите Б-га»[4] — мы должны благодарить Б-га за его милосердие, за то что он выделил нас из других народов, и дал нам надел наш как отец сыну. И об этом говорит Мидраш: «Ты установил справедливость, закон и правосудие сделал Ты в Яакове». «Ты установил справедливость» — Ты установил справедливость для любимого народа. То есть, Ты дал им надел, и он принадлежит им по справедливости. Поэтому есть смысл обучать их законам, но не других. Ведь только человек, боящийся Б-га и глубоко изучающий Его Тору может быть справедливым судьей и творить милосердие.

(Объяснение притчи: дарование Торы еврейскому народу это большая заслуга, но и большая ответственность. Принадлежность к народу Б-га обязует человека отвечать за свои мысли, слова, поступки — все это регламентируется многочисленными законами, регулирующими повседневную жизнь еврея и его отношения с окружающим миром. Надо быть достойным народом, чтобы удостоиться того, что Шхина Б-га будет среди нас, о чем и говорится в недельной главе Трума. И у нас есть обещание Творца, что в заслугу справедливого суда и милосердия придет Машиах — прим.)


[1] Теилим 119:121

[2] Мидраш Шмот Раба 30:23

[3] Теилим 99:4

[4] Теилим 147:19-20

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Эта глава начинается с заповеди жертвовать половину шекеля. Примечательно,что эту главу часто читают перед Пуримом, и как раз перед Пуримом и выполняется данная заповедь. Другая половина главы посвящена описанию греха золотого тельца и тому Великому прощению, которое оказал нам Творец. Читать дальше

Недельная глава Ки Тиса

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

«Ки тиса» («Когда будешь вести счет»). ДОЛГО ЛИ УСИДИШЬ НА ДВУХ СТУЛЬЯХ?

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний предписывает Моше определить число сынов Израиля («Когда будешь вести счет…») с помощью полушекеля, который внесет каждый из них на строительство Мишкана (переносного Храма). В такой форме евреям была дана заповедь приносить пожертвование на нужды Храма размером в полушекель. С этого приношения началось строительство Мишкана. В отсутствие Моше (он, как вы помните, сорок дней и ночей находился на горе Синай) евреи изготовили золотого тельца, поклонились ему и принесли жертвы. Моше спускается с горы с двумя скрижалями, видит это и разбивает скрижали. Сорок дней молится Моше, чтобы евреи не были истреблены в пустыне за этот грех. Б-г прощает евреев. Афтара к главе «Ки тиса» – отрывок из первой Книги царей (Млахим I, 18:1-39). (Напоминаем: афтара – отрывок из Пророков, который читают в синагоге по субботам после чтения недельной главы.) Этот отрывок рассказывает о временах царя Ахава, правившего северным – Израильским – царством, где проживали десять колен Израиля (два колена населяли южное царство – Иудею; раскол единого царства произошел после смерти царя Шломо). Ахав и его подданные поклонялись идолам, нарушая этим вторую из Десяти заповедей, запрещающую поклонение любым божествам, кроме Единого Б-га. Тема афтары связана с темой поклонения золотому тельцу в недельной главе.

Ки Тиса. вопросы и ответы

Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»

Вопросы и ответы по недельной главе

Золотой телец

Рав Шимшон Рефаэль Гирш

Почему Аарон выбрал фигуру тельца?