Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Многие народы пренебрегают правонарушениями, пока речь не идет об убийствах. Поэтому у них мало судей.

«И вот законы, которые ты разъяснишь им»[1].

Написано в Мидраше[2]: Сказано: «И могущество царя — в Его любви к правосудию»[3]. Мощь принадлежит Царю всех царей, Всевышнему, благословен Он, и Он любит правосудие. И дал Он его еврейскому народу, который является Его любимым народом. Сказано: «Ты установил справедливость» — Ты установил справедливость для Своего народа. Ведь благодаря тому, что Ты дал им законы, между ними возникает раздор, они судятся согласно закону и восстанавливается мир. Каждый может видеть, что это высказывание непонятно. Ведь следовало сказать: «Когда между ними возникает раздор, благодаря закону восстанавливается мир». Мне кажется, что слова Мидраша связаны с повелением Б-га: «Судей и хранителей порядка поставь себе во всех вратах твоих»[4]. Разъясняется[5]: «В каждой области и в каждом городе». Эти слова, казалось бы, приводят к унынию: неужели другие народы более праведны? Ведь у них судьи сидят только в определенных местах, и если людям надо судиться, они должны ехать в те города. И там, где находятся судьи, к ним нельзя прийти, когда вздумается. Они принимают в определенные часы. И суды у них происходят редко. Но в нашем народе всюду, в каждом городе, в каждом селении, всюду, где есть десять евреев, они выбирают себе раввина и назначают судей для разбирательств между ними. И при этом все судьи заседают с утра до вечера, так как судящихся великое множество, один еще не закончил говорить, как приходит другой. И это, не дай Б-г, указывает на то, что наш народ нечестный и не обладает положительными качествами характера. Но если вдуматься и посмотреть на это с правильной точки зрения, то мы убедимся, что на самом деле все наоборот. Именно благодаря нашей нравственности и мудрости, у нас суд вершится больше, чем у других народов.

Притча.

Однажды человек из восточной страны поинтересовался у человека из Европы: «У нас врачи принимают только в очень больших городах, и среди нас редко встречаются больные. А у вас в каждом городке много врачей, и всегда, когда у меня какие-то дела с европейцем, в некоторые дни он говорит, что болен и не может со мной встретиться. Объясни мне, почему так происходит?!» Ответил ему собеседник: «Я объясню тебе, в чем разница. У вас человек считается больным, только если он слег, и его болезнь очень тяжела. Это случается нечасто, и поэтому вы не видите необходимости во врачах. Но у нас врачи заботятся о поддержании нашего здоровья, и предупреждают человека о болезни еще прежде, чем он сам обратил на нее внимание, чтобы человек берег себя и не выходил в некоторые дни, когда погода меняется, так как он болен. Получается, что благодаря предостережениям врачей, многие люди следят за собой, чтобы не заболеть серьезно».

Так и здесь: те народы не понимают и не видят проступков, пока не доходит до чего-то серьезного, например, убийства. Поэтому у них мало судей, ведь они судятся только за серьезные преступления. Но мудрый народ Израиля предупрежден, что следует беречь свою драгоценную душу даже в таких тонких вещах, которые ум не может постичь. Они обязаны восстанавливать истину согласно божественной мудрости, и поэтому нам требуется много судей. Потому сказано: «Судей и хранителей порядка назначь во всех вратах своих». Теперь становятся понятными слова Мидраша: «»Могущество Царя в Его любви к правосудию»[6]. Могущество принадлежит Всевышнему, и Он любит закон и дал его народу Израиля, которых любит. А то, что сказано: «Ты установил правосудие»[7], означает: Ты дал правосудие любимому народу. Благодаря законам, которые Ты им дал, они поспорят, будут судить справедливо и восстановят мир».

То есть, благодаря законам и многим предостережениям, у них будет много разбирательств, и потому будут много судиться. Это следует хорошенько понять.


[1] Шмот 21:1

[2] Мидраш Шмот Раба 30:1

[3] Теилим 99:4

[4] Дварим 16:18

[5] Макот 7

[6] Теилим 99:4

[7] Теилим 99:4

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.