Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Почему община горских евреев в Израиле менее религиозна, чем другие общины?

 

Газета Возрождение попросила выразить мнение читателей по вопросу, который был сформулирован так: Наверно, никто не будет спорить, что горско — еврейская община, в Израиле отстаёт от других общин, (грузинских, бухарских, марокканских, и т.д.), в плане своей причастности к религиозной жизни. Горские евреи меньше ходят в синагогу, их меньше в ешивах, и у них почти нет больших раввинов.

На наш призыв выразить свое мнение отозвались, вот один из ответов. Свое мнение выразил Игорь Шаулов из Нальчика, член религиозной общины горских евреев Кирьят Гата:

1.Согласны ли вы с этим утверждением? На первый вопрос — не буду утверждать голословно — больше, меньше. Статистических данных у меня нет. Я знаком лично со многими религиозными горскими евреями. Но одно, к сожалению, ясно — большинство горских евреев, как и большинство израильцев. — Далеки от настоящего еврейства.

2.Какова причина этой ситуации? В чём причина? Мы, горские евреи в Израиле, несём на себе результат антиеврейского давления двух гигантских машин: 70 лет советской власти, и последующей атмосферы вседозволенности и бездуховности в Израиле. И я думаю — что второй фактор «добил» нас так, как советская власть не сумела за 70 лет. Атмосфера распущенности, разврата и оскотинивания в Израиле — ужасающая. Я работал два года в США. Там в большинстве живут простые верующие в Б-га гои, которые не позволяют себе такой беспредел, как творится в Израиле. Стоит ли удивляться тому, что произошло с нашей молодёжью здесь. Если в Нальчике кто-то женился на гойке — это обсуждалось и осуждалось еврейским обществом, особенно пожилыми женщинами. Было давление. Здесь — гуляй, Вася. Наши молодые люди женятся на русских гойках и это в порядке вещей. Да ведь для «либеральных» израильцев не проблема выйти замуж за араба или женится на японке. Так здесь учат в школах: главное, правильно применять противозачаточные средства…. У нас там, в условиях советской власти, было сознание еврейской особенности. Мы и наши родители учили в школе про Сталина и про Ленина, но мы знали что мы — другие, евреи встречались на свадьбах, поминках, обрезаниях, это держало, это было в центре мироощущения. Мусульманское окружение способствовало скромности и принципиальной вере в Б-га. Израиль опустил горских евреев в бездну распущенности и полного духовного оскудения.

 

З.Когда можно ожидать, что горские евреи потянутся в сторону синагоги, Торы? Необходима кропотливая работа каждого религиозного горского еврея — со своими родными, близкими и знакомыми. Как с молодёжью, так и с растерянным старшим поколением, потерявшим жизненные ориентиры. Не отчаиваться встречая стену непонимания и бездуховности. Пробуждать искру еврейской гордости, которая ещё не угасла в душах наших евреев. Если наши религиозные люди «пойдут в народ», как это делают религиозные сефарадим в Израиле, и сумеют раздуть эту искру — горские евреи заполнят синагоги. Ходите ли вы лично в синагогу? Соблюдаете ли вы кашрут? Сам Я будучи религиозным, естественно хожу в синагогу и соблюдаю кашрут. Могу сказать, что среди нерелигиозных знакомых и родственников, в синагогу заходят все. Вопрос, когда и для чего: только чтобы помянуть умерших, и на Йом Кипур, а то и на Рош Ашана. Понятно, что о настоящем участии в молитве речи нет… Что касается кашрута — все горские евреи, которых я знаю, едят кошерные продукты. Но настоящий кашрут, разделение «шири-гушти» которое ещё соблюдали многие из живших в «еврейской колонке», — соблюдают лишь полностью религиозные люди. А ведь советская, формально нерелигиозная семья моей жены (они горские евреи и жили в Тбилиси) — соблюдали там настоящий кашрут.

 

газета Возрождение.


На восьмой день после начала праздника Суккот — в Шмини Ацерет, когда сыны Израиля покидают шалаши и возвращаются в дома — они немедленно начинают молить Вс-вышнего о дожде и благословении. Специальная вставка с просьбой о дождях добавлена в праздничный Мусаф дня Шмини Ацерет. Читать дальше