Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Богатому нужен бедный больше, чем бедному богатый. К несчастью, ни тот, ни другой этого не понимают»Рабби Шмелке из Никольсбурга
Итро, тесть Моше, услышав о великих чудесах, которые Всевышний совершил для народа Израиля, приходит из Мидьяна в стан израильтян вместе с женой Моше и двумя его сыновьями. Итро дает Моше совет установить систему судей и старейшин, чтобы облегчить ему задачу управления народом и судопроизводства. В шестой день третьего месяца, через семь недель после Исхода, весь народ Израиля собирается у подножия горы Синай. Б-г «спускается» на вершину горы в звуках грома, сверкании молний, столбах дыма и трубных голосах шофара. Творец провозглашает Десять Речений: верить в Б-га; не поклоняться идолам; не произносить имя Б-га всуе; соблюдать Субботу; почитать родителей; не убивать; не прелюбодействовать; не похищать; не лжесвидетельствовать; не желать чужого имущества.

В канун Исхода Всевышний возложил на евреев много мицвот — обязанностей, которых они прежде не выполняли. Содержание этих заповедей связано с Исходом. Рамбан спрашивает: зачем они были даны? Почему так много? В чем их смысл?

Он перечисляет: принесение пасхальной жертвы — сложная мицва с массой внутренних законов, празднование Песах с уборкой жилья, уничтожением квасного, с обязанностью есть только мацу, но не хлеб, с первой ночью праздника, когда каждый отец обязан рассказать сыну о событиях Исхода… Заповедь о тфилин, напоминающая нам об Исходе из Египта. Заповедь об освящении первенцев человека и скота, связанная со спасением еврейских первенцев в ночь последней египетской казни. Мало того, что выполнение этих заповедей сложно, их невыполнение строго наказуемо. Еврей, не принесший пасхальную жертву во времена Храма, и еврей, евший в Песах хлеб, несут одно из самых суровых наказаний — карет (их душа отсекается от духовного источника). Совершенно ясно, что заповеди эти очень важны. Почему?

Всевышний создал природу с ее «естественными» законами и желает, чтобы «стабильно» мир именно так и выглядел. Б-г не творит чудеса перед каждым желающим и в каждый момент. Если бы на каждый наш поступок Небеса «реагировали» открыто, награждали или наказывали, направляя каждый наш шаг, мы лишились бы свободы выбора, главной действующей пружины этого мира. Если бы семья, соблюдающая законы семейной чистоты, неизменно награждалась потомством, а семья не соблюдающая не имела детей, внутренняя жизнь человека стала бы чисто механической. С другой стороны, Всевышний хочет, чтобы мы знали, что у мира есть Создатель и что Он господствует над природой. Эпоха Исхода была совершенно особым временем. В эпоху Исхода Всевышний произвел в природных процессах много явных, совершенно очевидных изменений, которые стали свидетельствами Его владычества. Эти «сверхъестественные» явления — казни — начинались по слову Моше, что должно было ясно всем показать, каков их источник. Но они не только начинались, но и прекращались по его слову — что исключало предположение об их «естественности».

Эти явления действовали строго избирательно: египтян затрагивали, евреев — нет, хотя жили они вперемежку. Так что счесть происходящее случайностью было невозможно. Что происходит именно чудо, подтверждалось и тем, что эти явления, даже такие «природные», как нашествие насекомых, нападение хищных диких зверей, тяжелый, сильный град — не выходили за границы Египта, как будто отделенного от соседей невидимой стеной. Назначение заповедей, данных евреям в эпоху Исхода, — запечатлеть чудеса Исхода в памяти поколений. Б-г дал нам много заповедей для того, чтобы память об Исходе была жива и чтобы следующие поколения ощущали себя как бы его очевидцами. Заповеди делают эти события для нас живыми. И каждый отец, рассказывающий о них сыну, обеспечивает передачу этой памяти из поколения в поколение.

Явные, открытые чудеса Всевышний совершает в исключительных случаях, скрытыми же полна вся жизнь человечества в целом и жизнь каждого человека в отдельности. И если вдумчиво ее наблюдать, можно ощутить присутствие в нашей жизни невидимой руки Творца. Вся наша жизнь, говорит Рамбан, — это скрытые чудеса. Вспоминая открытые чудеса, мы начинаем анализировать скрытые. Конечно, читать события надо уметь. События не молчат, они говорят, весь вопрос в том — что? Особенно ясно виден Промысел Всевышнего в истории еврейского народа. Существование евреев в течение двух тысяч лет изгнания — величайшее чудо.

Реб Яаков Эмдин пишет (пересказываю по памяти), что при мысли о двухтысячелетнем существовании еврейского народа среди всех гонений, изгнаний и притеснений чудо сорокалетнего существования евреев в пустыне меркнет в его глазах. Наше существование в Израиле — чудо. Победы Израиля в войнах — чудо. Последствия систематического обстрела Израиля иракскими ракетами во время войны в Персидском заливе, случившейся в 1991-м, — чудо. Тридцать девять ракет — и один погибший, разве это не чудо? Совершенно неестественное явление. Жизнь еврейского народа — постоянное чудо. Но надо открыть глаза, чтобы это увидеть.


Продолжается пересказ речи Моше, которую он произнес перед смертью и которой посвящена последняя книга Торы. В этой главе пророк предупреждает евреев о необходимости соблюдать заповеди, повторяет получение Десяти Заповедей на горе Синай и предрекает будущее Изгнание народа из Земли Израиля. В этой же главе приведена первая часть молитвы Шма Исраэль. Читать дальше