Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Высший страх есть корень предписывающих заповедей, и он включает в себя любовь. Это вершина приобщения сотворенного существа к Творцу.

Заповеди «делай» и заповеди «не делай»

Суббота — предписывающая заповедь («делай»), равновесная всем остальным заповедям. «И нет любви в месте страха, и страха в месте любви, но лишь только в качествах Всевышнего» (Сифри). Давайте поразмыслим. Эти качества противоположны по самой своей сути. Ведь любовь толкает человека выйти из своего внутреннего мира, чтобы обратиться и объединиться с внешней по отношению к нему реальностью: с Всевышним или с другими созданиями. А страх ограждает и сдерживает человека в его границах, чтобы тот не вышел, чтобы не перешел ограду закона. Эти силы противоположны по своей сути, но в атрибутах Всевышнего они объединяются. Это соединение происходит за счет качества Даат, в нем — совершенство отношения сотворенного существа к Творцу. Даат (Осознание) соединяет любовь и страх, которые порождены постиженими Хохмы и Бины. Постижение Даат необходимо порождает отношение сотворенного к Творцу: Даат — желание прилепления (любовь) вплоть до самоаннулирования (страх). Абсолютная любовь порождает желание самопожертвования — абсолютный страх. Так при чтении Шма, провозглашении единства и любви, мы должны думать о самопожертвовании, произнося слово «Один»: абсолютное осознание связи требует осознания отделения от всякого самостоятельного существования тела и материи.

Так и в качествах субботы. Качество «помни» связано с заповедью «делай», качеством любви, ибо выполняющий приказ господина — любим им. А качество «храни» связано с заповедью «не делай»: это качество Суда, порожденное страхом, ибо опасающийся сделать зло в глазах господина — страшится его (Рамбан).

Суббота есть категория Даат, Осознания: «Знать, что Я — Господь, освящающий вас». Это Даат — срединный засов, проходящий через все уровни, объединяющий эти качества в одно совершенство.

Здесь нужно поразмыслить еще об одном вопросе, связанном с единством «помни» и «храни» — любви и страха — в качествах субботы.

Основа награды и корень воздаяния за служение — в исполнении повелительных заповедей «делай» (рабейну Йона).

Маараль объясняет, что смысл запретительных заповедей — сохранение человека, чтобы его форма не нарушилась, чтобы не вошла в него нечистота, недостаток, низменность. Но свой духовный уровень, свой Грядущий мир человек строит с помощью соблюдения повелительных заповедей «делай». Каждая заповедь есть положительная духовная сущность, она является еще одним кирпичиком в духовном строении человека.

В субботу же есть только одна заповедь «делай» — «помни», а большинство ее заповедей — это запреты. А мы говорим, что сама суббота есть категория Грядущего мира, и, более того, вся возможность достичь Грядущего мира — это суббота в нашем мире. Мы уже объяснили один подход к данному вопросу в эссе «Шесть дней работай», сейчас же рассмотрим еще один подход.

«“И взойдет для вас, страшащиеся Имени Моего, солнце справедливости”. “Страшащиеся Имени Моего” — это хранящие субботу» (Таанит 8, Раши). Выше объяснялось, что суббота включает в себя как качество страха, так и качество любви. Почему же Мудрецы подчеркивают в сущности субботы именно качество страха?

В книге Шаарей Ора объясняется, что существуют два вида страха: внешний и внутренний. Внешний страх — это боязнь наказания и страданий. Внутренний же страх приходит от постижения человеком величия Творца и боязни преступить волю великого Царя. Человек боится быть недостойным быть принятым в чертогах Всевышнего.

Это высший страх, который выше любви. Он связан со сфирой буквы Йуд, с тайной воли и мысли.

Внешний страх заставляет человека воздерживаться от грехов, но он не ведет его к выполнению предписывающих заповедей, не связанных с наказанием. Внутренний же страх порождает страстное стремление исполнить предписывающие заповеди.

Таким образом, высший страх есть корень предписывающих заповедей, и он включает в себя любовь. Это вершина приобщения сотворенного существа к Творцу. Страх есть полное самоаннулирование по отношению к Всевышнему, в отличие от любви. Он — вершина духовных достоинств человека.

В первой главе объяснялось, что Эманирующий сотворил начало, и в это начало включены «помни» и «храни», и понятно что «помни» выше, чем «храни». Все это, когда мы рассматриваем их по отдельности. Но в их корне они включены в то самое начало — первое творение Всевышнего. Раз так, высший страх — первое творение, одно начало, находится на самом высоком уровне. Однако со стороны самих себя, с точки зрения получающего, «помни» и «храни» как бы по отдельности — любовь, категория «помни», выше нижней любви. Поймите это как следует.

В аспекте человека как отделенного, в мире служения, любовь — корень заповедей «делай»; она — основа строительства человека. Но со стороны связи с Первопричиной, страх первичнее — речь идет о страхе возвышенности, внутреннем страхе. Начало мудрости (Хохмы) — это полная самоаннулирование по отношению к Ничто (Кетер), и это истинное «есть».

«“Чтобы ты научился бояться Господа, Бога своего, все дни” — это субботы и праздники» (Йевамот 93). Раши: «Учись остерегаться, чтобы не упразднить субботнее наслаждение». На первый взгляд, субботнее наслаждение относится к качеству любви. Но теперь, когда мы уразумели суть высшего страха, у нас появляется некоторое понимание данного вопроса.

«Нет выше наслаждения» (Сефер Йецира). Наслаждение есть цель сотворения человека, и оно заключается в приобщении к Творцу. В этом суть Грядущего мира.

Страх субботы — это высший страх, он черпает свою реальность из мира, который весь — суббота. Поэтому ее возвышенный страх сопряжен с любовью и наслаждением.

Утром в субботу раскрывается возвышенная категория от аспекта начала, чтобы светить в этом мире. «В субботний день, во время второй трапезы, произносим: “Тогда будешь наслаждаться от Господа” — несомненно “от Господа”, ибо в тот час раскрывается Атика Кадиша (Кетер) и все миры в радости и совершенстве» (Зоар).

Если соблюдают две субботы — сразу же избавляются

«Сказал раби Йоханан от имени раби Шимона бар Йохая: Если Израиль соблюдет две субботы в соответствии с Законом, сразу же будет избавлен, как сказано (Йешая 56): “Так сказал Господь евнухам, которые будут хранить Мои субботы”. И в следующем стихе написано: “… и приведу Я их на Мою святую гору…”» (Шабат 118).

Рамбан: «Помни день субботний, чтобы святить его. А в книге Дварим сказано: “Храни”. “Помни” и “храни” прозвучали в одном речении. А в агаде сказано: “Помни” — для мужского начала, а “храни” — для женского. И еще написано: “Мои субботы храните”… не сказано: “субботу”, но “субботы”. Мы находим субботу, связанную с мужским началом, как написано: “Хранящий субботу, чтобы не нарушать его”, и написано: “Храните субботу, ибо свята она вам; оскверняющий ее смертью умрет”».

«Храни» — есть аспект принятия святости первой субботы в хранилище будних дней. «Помни» — есть воздействие праведника на святость следующей субботы.

Суть в том, что соблюдение двух суббот подряд есть соблюдение всех аспектов «помни» и «храни», объясненных в первой главе. Поразмыслив над ними, мы найдем, что в их соблюдении исправляется вся реальность. Если Собрание Израиля объединит все силы воздействия и принятия в бытие, в полном единстве, то мироздание придет к своему совершенству, чтобы быть включенным в свой корень — это день, который весь суббота.

Если соблюдут две субботы, сразу же будут избавлены — «помни» и «храни» в одном речении.


Эта глава начинается с заповеди жертвовать половину шекеля. Примечательно,что эту главу часто читают перед Пуримом, и как раз перед Пуримом и выполняется данная заповедь. Другая половина главы посвящена описанию греха золотого тельца и тому Великому прощению, которое оказал нам Творец. Читать дальше

Недельная глава Ки Тиса

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

«Ки тиса» («Когда будешь вести счет»). ДОЛГО ЛИ УСИДИШЬ НА ДВУХ СТУЛЬЯХ?

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний предписывает Моше определить число сынов Израиля («Когда будешь вести счет…») с помощью полушекеля, который внесет каждый из них на строительство Мишкана (переносного Храма). В такой форме евреям была дана заповедь приносить пожертвование на нужды Храма размером в полушекель. С этого приношения началось строительство Мишкана. В отсутствие Моше (он, как вы помните, сорок дней и ночей находился на горе Синай) евреи изготовили золотого тельца, поклонились ему и принесли жертвы. Моше спускается с горы с двумя скрижалями, видит это и разбивает скрижали. Сорок дней молится Моше, чтобы евреи не были истреблены в пустыне за этот грех. Б-г прощает евреев. Афтара к главе «Ки тиса» – отрывок из первой Книги царей (Млахим I, 18:1-39). (Напоминаем: афтара – отрывок из Пророков, который читают в синагоге по субботам после чтения недельной главы.) Этот отрывок рассказывает о временах царя Ахава, правившего северным – Израильским – царством, где проживали десять колен Израиля (два колена населяли южное царство – Иудею; раскол единого царства произошел после смерти царя Шломо). Ахав и его подданные поклонялись идолам, нарушая этим вторую из Десяти заповедей, запрещающую поклонение любым божествам, кроме Единого Б-га. Тема афтары связана с темой поклонения золотому тельцу в недельной главе.

Ки Тиса. вопросы и ответы

Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»

Вопросы и ответы по недельной главе

Золотой телец

Рав Шимшон Рефаэль Гирш

Почему Аарон выбрал фигуру тельца?