Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Суббота может объединить две Торы, поскольку она черпает свое бытие из двух категорий

«Посредством святости субботы они — Письменная и Устная Тора — становятся включенными одна в другую подобно тому, как это будет в Грядущем». Суббота есть исправление греха Познания, она объединяет эти Торы.

В субботу светит Письменная Тора: «Но в субботу властвует Древо Жизни, а не Древо Познания добра и зла». И в субботу ведь была дана Письменная Тора.

Основной свет Устной Торы также в субботу: «В субботу не написано: “И был вечер, и было утро…", и известно, что качество ночи — это Устная Тора, о которой сказано: Нет песнопения Торы, кроме как ночью. И о Моше сказано, что он учил Устную Тору ночью, а Письменную днем. И основной свет Устной Торы, которую человек изучил и сделал в ней открытия в течение всей недели — в субботний день. Ведь тогда уровень ночи поднимается, чтобы она стала подобной Грядущему миру, который весь — день» (раби Цадок аКоэн).

Свойство субботы — вывести категорию Устной Торы из изгнания будних дней, поднять ее и соединить с Письменной Торой.

Следует поразмыслить над способностью субботы вновь соединить обе Торы. На первый взгляд, здесь есть противоречие. Ведь, как мы объясняли, шесть будних дней стоят в основе изучения Устной Торы, это служение отбора, относящегося к Древу Познания. Суббота же — раскрытие Письменной Торы, — ведь она была дана в субботу. Это день, когда властвует Древо Жизни. Письменная Тора относится к имени Авайе, а Устная — к имени Элоким. В будние дни «властвуют обозначения (эпитеты) и это тайна (имени) Элоким, упоминаемых в рассказе о сотворении мира. А в субботу властвует имя Авайе…» (Рамхаль).

Однако в словах наших учителей мы находим обратное: что шесть дней — Письменная Тора, а суббота — Устная. Рамбан говорит: «…сделал в шесть дней небо и землю…» — это называется Письменная Тора, «а в седьмой день покоился» — это Устная Тора». Зоар: «Седьмой день — это Устная Тора, ибо она — седьмой».

Два аспекта в субботе и буднях

Чтобы понять ответ на этот вопрос, нужно вернуться к главе «три вида дней» в первом эссе книги. Там объяснялось, что корень реальности дней — это те света — качества управления, через которые Творец раскрывается, управляя мирозданием. Второй вид дней — это те дни, которые даны человеку как инструменты для его служения в материальном мире. Все будние дни спустились в материальный мир и облачились в дни действия, а суббота осталась на высоком месте, и посредством этого от нее благословляются шесть дней… И потому, хотя шесть дней в их источнике выше субботы, только суббота осталась такой, как была.

Качества управления поступенно развиваются от высшего к низшему. Первые шесть есть общность раскрытий качеств Всевышнего. Седьмое — это качество Малхут, у которого нет ничего от себя, и оно — корень обитателей нижнего мира. В этом контексте Шесть дней — это раскрытие Письменной Торы в мужском качестве, оказывающем влияние, а суббота — это Малхут, Устная Тора, качество «храни», принимающее влияние.

Однако «будние дни спустились в материальный мир». Более подробно: цель раскрытия путей Всевышнего — Шехина в нижних мирах, свет Царства Творца в материальном мире действия. Для этого необходима реальность выбора, система добра и зла, и остальные инструменты для служения человека — выбирающего и воцаряющего. Поэтому «спустились» категории дней в систему времени, подходящую для этих вещей. Это качество Малхут, находящееся во всех качествах, она — корень обитателей нижнего мира. Другими словами: она реализует остальные качества, чтобы они раскрылись на практике в материальном мире. Она приводит их к данной цели — Шехина в нижних мирах, раскрытие славы царства Всевышнего в мире.

Выше объяснялось, что категория Письменной Торы — это голос, а Устной — речь. «Малхут — уста, мы называем его Устной Торой». В материальном мире нужно привести каждую вещь к действию в реальности, а речь считается действием. И поскольку свобода выбора укоренена в качестве Малхут, человеку дана возможность опустить больше, своим грехом, категорию этих дней, сделать их будними днями, что и произошло следствие греха Адама.

С тех пор, суть будних дней — будничные 39 работ, максимальное нисхождение Высших дней. Субботний же день остался, как он и был, на высоком месте, — ведь и здесь, в нижнем мире, его суть — быть святым чертогом, связанным со своим корнем, Высшей Субботой, миром Бины, категорией Письменной Торы. Так мы находим, что в нижнем мире суббота есть источник благословения и святости, и она оказывает воздействия на остальные будние дни. А раз так, то в этом аспекте шесть будних дней — категория Устной Торы, а суббота — категория Письменной Торы, как объяснялось выше относительно сути этих категорий.

Суббота способна объединять Письменную и Устную Тору

На основе вышесказанного, мы понимаем суть нашего вопроса. Суббота может объединить две Торы, поскольку она черпает свое бытие из двух категорий. Это Грядущая Суббота — мир Бины, категория высшего раскрытия Письменной Торы. И Нижняя Суббота, суббота-царица, категория «Малхут — уста, Устная Тора». Глубина внутреннего содержания двойственности субботы находится в приведении в соответствие и соединении этих двух Тор: Устной и Письменной, «Помни и храни в одном речении».

В субботу, когда «врата внутреннего двора, обращенные на восток, открываются», и свет святой эманации — категории Письменной Торы, изливается на святой народ сверху вниз, преумножение открытий в Устной Торе льется из их сердец снизу вверх, и две эти Торы восполняют высшее сочетание (зивуг).


Считается, что греки дали человечеству естественные науки, философию, театр, искусство и даже спорт. Но наши мудрецы называли греческую культуру и мировоззрение греков «тьмой». В Хануку, когда зажигаются ханукальные огни, мы празднуем победу в борьбе против эллинизации евреев. Каково же правильное отношение к греческому мировоззрению, которое, в очень многих аспектах, лежит в основе современной культуры? Читать дальше