Из цикла «Знание Субботы», темы: Суббота, Устная Тора, Письменная Тора
«Когда говорил с ним (Всевышний с Моше), он знал, что это день, а когда говорил ему: Изучай твою Тору, знал, что это ночь». «Говорил с ним» — Письменная Тора, «Изучай твою Тору» — Устная Тора (Шмот раба).
«И над Торой своей будет размышлять днем и ночью». «Днем» — это Письменная Тора, категория «помни», а «ночью» — тайна Устной Торы, категория «храни» (Шаарей Ора).
О Письменной Торе сказали мудрецы, что «нет в ней (в освоении ее) упорного труда и страдания, и она невелика». Это законченная книга, которую можно довольно быстро прочесть. А об Устной Торе сказано, что изучать ее тяжело, и изучение — это сопряжено с трудом и страданиями, — ведь она уподоблена тьме, как сказано: «Народ, шедший во тьме, увидел великий свет». Это изучающие Талмуд, которые увидели свет: Всевышний открыл им глаза для понимания запрещенного и разрешенного, нечистого и чистого» (Танхума). «Народ, шедший во тьме» — без раскрытия снаружи, от самого себя. Над раскрытием нужно трудиться, и у труда этого нет меры: «Всякий, кто любит богатство и удовольствия, не сможет изучать Устную Тору, поскольку есть в ней много страдания и бессонницы... и некоторые изнашивают себя над ней... Потому награда за нее — в Грядущем мире...» (Танхума).
Относительно Устной Торы заключен союз между Всевышним и Израилем. Союз заключается в том, что Израиль не пропадет среди народов... как сказали мудрецы: «Шехина (с ними) в изгнании». И все это — одно качество, царство Всевышнего (Малхут), которое властвует надо всем, даже во всех нечистотах и оболочках, ведь Всевышний возжелал сотворить миры и место для выбора между добром и злом. Ибо нет царя без народа, и тем самым будет у Него народ.
Это качество пребывает с нами также и в изгнании, и это Устная Тора, уподобленная ночи. Поэтому раскрытие Устной Торы мужами Великого Собрания началось с началом изгнание. Ведь Письменная Тора есть свет от Самого Всевышнего, предваривший творение мира. А Устная Тора вытекает из сердец мудрецов Израиля... это свет Шехины, струящийся в сотворенных» (раби Цадок аКоэн).
Вследствие греха Адама Устная Тора отделилась от Письменной. Ведь Устная Тора — это то, что вошло в руку получающего; она определяет его поведение в практической жизни человека, во всех ее деталях. Когда Адам опустился вследствие своего греха (и тем самым опустил все мироздание, ведь он сотворен в образе Бога, и его мысли, речь и деяния влияют все бытие), Устная Тора опустилась до низкого уровня человека, чтобы управлять им в его низком состоянии, в низменных местах. Это и есть «Шехина, пребывающая с ними внутри их нечистоты». Своим грехом человек отдалил свое бытие от его корня и повлек разделение между светилами, и Устная Тора отдалилась от Письменной. Земля отделилась от неба. Нижние воды окончательно отделились от высших.
То же произошло и после греха золотого тельца: «Из-за того, что евреи в пустыне потеряли «помни», дал им «храни», и потому сказано «помни и храни». Потеряли достоинство «помни» — первые скрижали, уровень Письменной Торы, дал им «храни» — вторые скрижали, уровень Устной Торы. Она спускается, чтобы пребывать с ними в их низком положении, и в ней основа их надежды вновь прилепиться к ступени «помни».
После греха Познания мир покрылся мраком, стал подобен ночи. Адам спустился со своей ступени, зло смешалось с добром, и с тех пор служение человека — служение будней — выяснение и отбор добра от зла.
Устная Тора управляет человеком во всех аспектах его жизни. Она освещает ему тьму мира и указывает путь к добру. Но более того: свойство этой Торы — превращать тьму в свет. Каждое затмение изгнания, ведущее к преумножению сомнений и споров, оно само превращается в преумножение слов Торы, ведь «и то и другое — слова Бога живого». Это Тора, в которой у каждого поколения есть особая часть и оттенок в ее открытиях. Каждый сложный вопрос и предположение, являющиеся своего рода тьмой и скрытием, превращаются в вечные слова Торы, изучаемые вместе с их алахическими практическими последствиями.
Это Тора, превращающая все материальные вопросы, все аспекты жизни человека в слова Торы.
Еще глубже. Устная Тора называется «Землей», это слово Бога, раскрывающее здесь, в нижнем мире, слово Творца.
Все объекты называются на святом языке ,דברים дварим. Это слово однокоренное с дибур, речь. Каждая вещь говорит, возвещает свою внутреннюю сущность, свой духовный корень. Корень всего мироздания — в речи Всевышнего. «Каждое речение Всевышнего при сотворении мира, когда Он сказал: «Да будет!..», — это душа и жизненная сила данного объекта, который был сотворен им. И с того момента и далее все дни существования мира, слово Всевышнего присутствует в них, чтобы освещать их и давать им существование в каждое мгновение... Сегодня, плотскими глазами, мы не в состоянии видеть это... Но о Грядущем написано: «И увидит всякая плоть вместе, что уста Господа говорили» (Нефеш аХаим). Тогда раскроется внутренний смысл всех частей мироздания, и исполнится «...и раскроется слава Господа». Другими словами, «наше постижение очистится, и мы удостоимся видеть даже материальными глазами, как слово Всевышнего распространяется во всяком объекте Вселенной». В день, который весь — суббота, объединятся эти Торы, и тогда исполнится с нами: «И увидит всякая плоть вместе (категория Письменной Торы), что уста Господа говорили (категория Устной Торы). Это совершенное постижение: «И весь народ видит голоса», как при даровании Торы.
Читайте на сайте
Тема Что такое Тора?
Обзор по теме Устная Тора
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»