Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Б-г снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованием отпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. Фараон продолжает упорствовать. Начинаются египетские казни…

В начале главы Всевышний говорит Моше: «…скажи сынам Израиля: Я Г-сподь, и Я выведу вас из-под ига египтян, и спасу вас от порабощения ими, и избавлю вас мышцею простертою и великими казнями. И возьму вас мне народом, и буду вам Б-гом…» (Шмот, 7:6 - 7).

Моше обратился к сынам Израиля, сообщил им все, что сказал Всевышний, но они не послушали Моше «из-за короткого духа (из-за угнетенности и подавленности. – Б.З.) и из-за тяжелой работы» (6:9). Затем Всевышний велит Моше обратиться к фараону и потребовать, чтобы он выпустил евреев из Египта. На это Моше отвечает: если евреи (подразумевается для которых это жизненно важно) меня не послушали, то как же послушает меня Паро (который в нашем уходе уж никак не заинтересован)! Слова Моше – одно из десяти заключений «каль ва-хомер» (от легкого к тяжелому), содержащихся в Танахе (Берешит раба, 92). А базируется заключение на косноязычии Моше, о котором он напоминает Всевышнему.

Я невнятно говорю, думает Моше, и потому непонятен и неубедителен. Странное основание для заключения. Ведь оно заранее опровергнуто утверждением Торы, что евреи не послушали Моше по душевной слабости, обусловленной тяжелыми условиями жизни. Тем не менее его логичность отнюдь не страдает от того, что Моше попросту не знал, отчего его не послушали. И тут возникает тема, которую мы когда-то уже анализировали, говоря о главе «Беаалотха» книги «Бемидбар» – тема скромности. Моше в этой главе назван скромнейшим из людей. А эпизод в главе «Ваэра», о котором мы говорим, демонстрирует нам проявление этого качества. Чем отличается скромный человек от гордеца? Тем, что у гордеца причина его неудач всегда находится вовне: в его бедах виноваты родители (не умели воспитать и научить), жена (не понимает его нужд и потребностей), коллеги (завистники или невежды), компаньон по бизнесу, обстоятельства и т.д.

Любопытно, что в случае успеха заслугу такой человек без колебаний приписывает себе. Для скромного человека естественно искать причину в себе – в случае, если что-то не ладится. Моше анализирует свои душевные качества и не находит в них недостатка, значит, решает он, дело в физическом дефекте. Может показаться, что в этом есть некий парадокс: скромный человек воспринимает себя настолько значительным, что видит в себе причину происходящего, а человек заносчивый считает себя настолько ничтожным, что вообще исключает себя из хода событий.

Но никакого парадокса тут нет. Просто скромности всегда сопутствует чувство ответственности, а гордыня – попытка самообмана, признак душевной незр елости. Это различие особенно заметно, когда речь заходит о духовном росте, о том, чтобы «улучшить» себя. Люди, которые совсем уж не признают в себе недостатков и не хотели бы избавиться от них, встречаются не так уж часто. А вот когда доходит до дела, мы находим массу препятствий, которые охотно называем непреодолимыми.

Как, говорит человек, могу я учить Тору, когда у меня едва хватает сил заработать на семью. Мои возможности ограничены, жена капризна, дети растут, родители нуждаются в заботе и т.д. И все это правда. Но правда и то, что наши жизненные обстоятельства и наши физические и умственные возможности – это инструменты, которыми мы должны служить Всевышнему, и условия, в которых мы должны нести эту службу.

От нас зависит, как мы их используем. Рассказывают, что один из учеников раби Исраэля Салантера (Литва, 1810 – 1883) раби Нафтали из Амстердама сказал своему учителю: если бы у меня была такая голова, как у Шагат Арье (Литва – Белоруссия, Арье-Лейб бен Ашер Гинзбург, 1695 – 1785; известен как Шаагат Арье по названию его книги), и такое сердце, как у рава Александра Зискинда из Гродно (18 в., автор «Иесод ве-шореш а-авода»), и такие моральные качества, как у моего уважаемого учителя, я мог бы служить Всевышнему. На это раби Салантер ответил: и с твоей головой, и с твоим сердцем, и с твоими душевными качествами ты можешь служить Б-гу.

В трактате «Авода зара», 18а гемара рассказывает об Элазаре бен Дурдайя, человеке, который настолько погряз в разврате и был в таком отчаянии, что уже не верил в возможность получить прощение и приблизиться к Всевышнему. Он искал легкого пути и мечтал о помощи извне. Кто мог бы мне помочь? – размышлял бен Дурдайя. – Ведь если я обращусь к горам и холмам: просите за меня Б-га! – они скажут: лучше мы будем просить за себя. Скажу я солнцу: попроси за меня Б-га – оно скажет: я за себя прошу. Обращусь я к луне, к звездам, и они, скорее всего, за себя самих просят.

И тут он ясно понял: просить и ответ держать должен он сам, все зависит от него. Пока он думал, что кто-то со стороны может вмешаться, помочь, он не чувствовал ответственности за себя, а значит, не мог и по-настоящему ощутить свою вину. Когда он понял, что должен сам просить у Б-га прощения, его раскаяние приобрело полную глубину. А когда тшува его, его раскаяние, стало глубоким, Б-г тут же его простил.


Эта глава начинается с заповеди жертвовать половину шекеля. Примечательно,что эту главу часто читают перед Пуримом, и как раз перед Пуримом и выполняется данная заповедь. Другая половина главы посвящена описанию греха золотого тельца и тому Великому прощению, которое оказал нам Творец. Читать дальше

Недельная глава Ки Тиса

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

«Ки тиса» («Когда будешь вести счет»). ДОЛГО ЛИ УСИДИШЬ НА ДВУХ СТУЛЬЯХ?

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний предписывает Моше определить число сынов Израиля («Когда будешь вести счет…») с помощью полушекеля, который внесет каждый из них на строительство Мишкана (переносного Храма). В такой форме евреям была дана заповедь приносить пожертвование на нужды Храма размером в полушекель. С этого приношения началось строительство Мишкана. В отсутствие Моше (он, как вы помните, сорок дней и ночей находился на горе Синай) евреи изготовили золотого тельца, поклонились ему и принесли жертвы. Моше спускается с горы с двумя скрижалями, видит это и разбивает скрижали. Сорок дней молится Моше, чтобы евреи не были истреблены в пустыне за этот грех. Б-г прощает евреев. Афтара к главе «Ки тиса» – отрывок из первой Книги царей (Млахим I, 18:1-39). (Напоминаем: афтара – отрывок из Пророков, который читают в синагоге по субботам после чтения недельной главы.) Этот отрывок рассказывает о временах царя Ахава, правившего северным – Израильским – царством, где проживали десять колен Израиля (два колена населяли южное царство – Иудею; раскол единого царства произошел после смерти царя Шломо). Ахав и его подданные поклонялись идолам, нарушая этим вторую из Десяти заповедей, запрещающую поклонение любым божествам, кроме Единого Б-га. Тема афтары связана с темой поклонения золотому тельцу в недельной главе.

Ки Тиса. вопросы и ответы

Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»

Вопросы и ответы по недельной главе

Золотой телец

Рав Шимшон Рефаэль Гирш

Почему Аарон выбрал фигуру тельца?