Из цикла «Знание Субботы», темы: Суббота, Заповеди, Синай, Десять Заповедей
«На это намекает Тора в слове Берешит (“В начале сотворил Б-г”), ибо буква бет слова Берешит означает: “В начале” сотворил все» (Маараль). «В начале», которое есть одно, но составное, как мы объяснили.
В этом смысл сотворения мира буквой бет, означающей множественность благословения. Маараль объясняет, что правильно для мира быть сотворенным буквой бет, поскольку бет — начало множественности. Ведь в алефе нет множественности… и потому буквы, составляющие слово барух, благословен, (ב, ר, ך) относятся к двойке (2, 20, 200). Ибо сотворение мира — это принципиальная множественность, и ему следует начаться с буквы бет, которая является началом множественности… ибо сотворение есть благословение в мире.
Однако в самом благословении заложена возможность проклятия. Это суть выбора: «Смотри, Я кладу перед вами сегодня благословение и проклятие» (Дварим 11:26). Ведь множественность есть корень свободы выбора. Когда простое единство Всевышнего скрывается под множественностью различных творений, возникает возможность греха. И все это — со стороны сотворенного, недостающего, а не со стороны Всевышнего.
Таким образом, мы выяснили корень вещей, и если мы поразмыслим обо всех аспектах, которые мы привели выше по поводу «помни» и «храни», то поймем теперь, что основа их сути — одна.
Речь — это слово Всевышнего, объединяющее эти категории. Это Тора, раскрывающая внутреннее содержание мироздания, у которого один корень — в речении Всевышнего. Тора, раскрытие воли Всевышнего, объединяет всю реальность в чудесное единство, чтобы оно заново прилепилось к своему корню. Тора есть раскрытие того, что нет здесь двух противоположных и противоречащих реальностей, но все есть одна реальность, как она была в своем источнике. Тора, которая сама включает в себя эти два аспекта, «храни» и «помни», есть корень раскрытий, и она одна. Она открывает, что все вся реальность есть раскрытие Его единой воли. Тора есть категория алефа — единства, предварившего бет, категорию множественности. Это Хохма (мудрость), обучающая Бине (пониманию), дабы познать тайну единства в множественности. Тора, являющаяся категорией раскрытия Имени Авайе, которое есть категория «помни» по отношению к другим именам, относящимся к категории «храни», — она открывает нам конечное постижение, что нет никакого разделения и преграды, и бытие Всевышнего наполняет все миры.
«“Я — Б-г твой” и “Да не будет у тебя богов иных”, сказано в тайне Торы, и это — “храни” и “помни”. “Я” — тайна скрытая и спрятанная, все эти уровни высшего мира, в одной общности. И поскольку сказано “Я” — соединилось все в одно, в тайне единого» (Зоар).
«Суббота называется речью» (Зоар). Это категория «одного речения», объединяющего категории «помни» и «храни». В субботу дарования Торы Община Израиля поднялась на уровень этого единства, в принятии Торы словами: «Выполним и поймем». Тем самым евреи поднялись к совершенству уровня «образа и подобия». «Если выполняет “помни и храни” в субботу — он по Нашему образу и подобию, а если нет — то нет». В субботу дарования Торы евреи поднялись к категории «видят голоса», видят слово Бога. Это единообразное постижение двух вещей, кажущихся на первый взгляд противоположными.
В эту субботу святой Израиль поднялся на ступень Высшего сочетания, это «день Его свадьбы», полное объединение Общины Израиля и Всевышнего. «Помни» и «храни» — это объединение Всевышнего и Его Шехины, «Всевышний один и Имя Его — одно», это имя А-донай, смысл которого — «Его Шехина». Ибо в субботу происходит объединение Всевышнего и Его Шехины, и в этом смысл «помни и храни в одном речении».
***
Праведник — форма совершенного человека, образ Бога, основа мира, объединяет категории «помни» и «храни» в мироздании. Он соединяет небо и землю, духовное и материальное, мужское и женское начала и все их порождения.
Сила и место соединения всех этих систем в структуре человека — это речь, «дух говорящий». Человек — «говорящий» — и соединяет всех разделенных в одно.
Мы говорили, что суббота дарования Торы — это категория руах (духа). Здесь мы находим новый аспект в большем уровне этой субботы по сравнению с субботой Творения, которая относится к категории нефеш (нижней души). В эту субботу вся реальность соединяется, чтобы объединиться со своим корнем — посредством праведника, принимающего Тору. Поэтому это «суббота, называемая речью».
Данный вопрос — качество субботы при объединении «помни» и «храни», будет темой нашего обсуждения в следующих главах.
Поразмыслим, как следует, об общих вопросах, о которых шла речь в данной главе, и поймем, что они — основные ключи для понимания многих тем. Прежде всего, рассмотрим базисный вопрос о категориях «помни» и «храни» по отношению к Субботе дарования Торы: о Письменной и Устной Торе.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.
Рав Пинхас Шайнберг
Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Редакция Толдот
Рассказ о Выходе из Египта в вечер Песаха является повелительной заповедью Торы. Представляем вам перевод Пасхальной Агады на русский язык.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Символы и знаки для обозначения частей пасхального Седера
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Тиква Серветник
Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»