Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Всевышний как бы говорит: «Я стараюсь навести на вас все полагающиеся вам невзгоды, чтобы они поскорее за­кончились, и чтобы поскорее наступило время вашего блага»

«И жил Яаков, и было дней Яакова, лет жизни его, сто сорок семь лет»[1].

Мне близко сказанное мудрецами: «Вначале праведники страдают, а в конце их ожидает покой». И сказано: «И было вначале у тебя горе, а в конце будешь очень процветать»[2]. Всевышний в своей добро­те воздает праведнику за лишения и страдания в годы его молодости. В старости Он восполняет праведнику все, чего он был лишен, в много­кратном размере, и делает праведникам благо ежедневно. И это то, что произошло с Яаковом, да покоится с миром. В старости все его жизнен­ные лишения были восполнены — к нему вернулись Йосеф, Шимон и Биньямин, и т.д. Все это было восполнено Яакову в Египте. И это то, что сказано: «И жил Яаков в земле египетской» — в Египте ему жилось так хорошо, что это сгладило все страдания его молодости. «…и было дней Яакова, лет жизни его, сто сорок семь лет» — дни старости восполнили ему и дни молодости.

Согласно этому правилу мы должны твердо верить, что настанет день, когда Всевышний проявит к нам до­бро как отец к сыну, и наполнит наши дни благом, ведь сейчас на нас падают Его стрелы, и обрушивается Его гнев. Но когда Всевышний при­ведет нас в Цион, то даст нам благо и благословение, чтобы восполнить то, чего мы были лишены до сих пор, как Он сделал нашему праотцу Яакову, да покоится с миром.

И уже сказали наши мудрецы, да будет благословенна память о них: «То, что происходило с праотцами, — знак для их потомков». И следует обратить внимание и понять слова проро­ка: «Что видишь ты, Ирмеяу? И сказал я: “Палку миндального дерева (шакед) вижу я”. И сказал мне Б — г: “ты видишь верно, ведь Я очень старательно слежу, чтобы поскорее (шокед) (еще одно значение слова шокед — “поспешно” — прим.) исполнить слово Мое”»[3]. Но ведь известно, что путь Творца — делать добро еврейскому народу. (Пророк говорит про будущие изгнание, которое ждет наш народ, и непонятно, по какой причине Творец так спешит, ведь известно, что Его путь — делать еврейскому народу добро? — прим.)

Приведем притчу.

Притча первая

У одного богача умерла жена. А в его городе жила одна вдова, которая после смерти мужа занялась торговлей, хотя у нее не было своего капитала, и ей пришлось поначалу брать товар в долг. Она понравилась богачу, и он решил на ней жениться. Он сказал ей так: «Мне не нужны твои деньги, но я хочу, чтобы у тебя не было долгов за товар, чтобы мне потом не пришлось за тебя платить». Он дал ей опре­деленный срок, чтобы закрыть все долги и завершить все свои дела, но она тянула время, как должник, который уклоняется от оплаты долга (в надежде, что в итоге сможет заплатить меньше или вообще не придет­ся платить — прим.). Одним кредиторам она сказала, что ничего им не должна, а другим сказала, что у нее нет денег, и пряталась от них, чтобы не вызвали ее в суд и согласились взять у нее меньше, чем она на самом деле должна.

Богач увидел, что все это затягивается, и ему это не по­нравилось. Он пошел к ее кредиторам и стал давать им советы, как по­быстрее взыскать у нее то, что им причитается.

Когда женщина узнала об этом, то пошла к нему и сказала: «Так ты со мной поступаешь?! Как же ты будешь вести себя со мной после свадьбы?!» Богач ответил: «Ты должна понимать, что я не стремлюсь тебе навредить. Все, что я делаю, я совершаю из любви к тебе, чтобы мы поскорее поженились!»

Смысл этой притчи понятен. Всевышний как бы говорит: «Я стараюсь навести на вас все полагающиеся вам невзгоды, чтобы они поскорее за­кончились, и чтобы поскорее наступило время вашего блага». (Одно из качеств Творца — истина. Оно не позволяет просто «списать» наши пре­ступления, но они списываются через перенесенные невзгоды — прим.) И это то, что говорится в стихе: «Я очень старательно слежу, чтобы поскорее (шокед) (чтобы пришли на вас невзгоды и также же быстро прошли бы — прим.) исполнить слово Мое» — чтобы поскорее испол­нились также слова об избавлении и утешении.

(Притча намекает, что свадьба, — это благо для вдовы, и не стоит входить в новую жизнь со ста­рыми долгами. Будущая близость Творца с нами связана с полным очище­нием еврейского народа от всех грехов — прим.)

Приведу слова царя Давида, чтобы глубже понять то, о чем я говорю: «… Доколе будешь забывать меня вечно?… освети глаза мои, чтобы не уснул я сном смерти»[4] и также сказанное пророком Ирмеяу: «Почему Ты забыл нас навеки, оставил нас на долгие годы?»[5].

На оба стиха возникает вопрос: что значит: «Доколе бу­дешь забывать»? Ведь забытье, — это вынужденное состояние, дей­ствительно невозможно забыть на время или спросить о нем, — «почему Ты забыл?»

Вот разъяснение.

Притча вторая.

У одного старого человека была только одна молодая дочь. Перед смертью он позвал одного из своих друзей и попросил его быть опекуном всего, что он оставляет дочери в наследство. Друг поо­бещал исполнить его просьбу. При этом отец девочки наказал другу не давать ей ничего из наследства — ни на еду, ни на одежду, до ее свадьбы. Пусть сама зарабатывает себе на хлеб. Когда старик умер, опекун забрал все имущество, а дочь умершего сама добывала себе пропитание.

Через какое-то время один из близких опекуна обратился к нему: «Я видел эту девочку, и она очень плохо выглядит, так как ей не хватает на жизнь. Следует выдать ей что-то из наследства на пропитание!» Опекун от­ветил: «Я не могу этого сделать, так как ее отец велел мне ничего ей не давать». В другой раз к нему пришли еще люди и тоже просили выдать ей что-то, ведь нет у нее нормальной одежды и обуви. Он промолчал. Еще через какое-то время эта сирота тяжело заболела, и потребовались деньги на ее лечение. Люди обратились к ее опекуну, чтобы выдал день­ги на лекарства, но он снова сказал, что ее отец велел не выдавать ей ничего до свадьбы. На этот раз ему возразили: «Пусть даже так, только если ты не выдашь сейчас денег на ее лечение, то она умрет, и тогда кого ты поведешь под хупу?! Сколько еще ты будешь держать ее деньги у себя?!»

Смысл этой причти в том, что все будущие вечные блага еврейского на­рода произрастают из боли и мучений изгнания. Поэтому Всевышний велел нам не пытаться приблизить конец (избавление, приход Машиаха — прим.), как сказал пророк: «Верующий не поторопит»[6], и как сказал царь Шломо, да покоится с миром, — «Закляла я вас, дочери Иерусалима, чтобы не будили вы_ пока не придет время»[7]. Разъясняли наши мудрецы[8]: Всевышний заклял сынов Израиля, чтобы не торопили конец (конечное избавление — прим.). Это как плод, которой пока висит на дереве, он должен созреть и поспеть. Чем дольше прод­лятся мучения изгнания, тем больше будут будущие блага.

Но мы взываем к Всевышнему, так как наши страдания настолько ве­лики, что мы не можем их выносить, наши жизни в опасности. Если мы погибнем, то кто получит благо в будущем? Поэтому и сказано: «Почему Ты забыл нас навеки, оставил нас на долгие годы?» — если Ты оставишь нас на долгие годы, то мы будем забыты, как умерший, о котором забы­вают. И об этом говорит и царь Давид: «… Доколе будешь забывать меня вечно?… освети глаза мои, чтобы не уснул я сном смерти.».

(Притча подчеркивает, что опекун исполняет волю умершего, у которого были важные причины, несмотря на его огромную любовь к дочери, вынудить ее пройти трудным путем, пока не придет ее время строить семью. И ранее, в притче о богаче и вдове, — есть важная идея, — необходимость страданий, через которые прошел наш народ. При этом, нам не нужно ничего объяснять Всевышнему. Он знает все, но, чтобы у нас была свобода выбора, — Он представляет все так, как будто не знает и ждет наших молитв. — прим.)


[1] Берешит 47:28

[2] Иов 8:7

[3] Ирмеяу 1:11-12

[4] Теилим 13:2-4

[5] Эйха 5:20

[6] Теилим 13:2-4

[7] Эйха 5:20

[8] Йешаяу 28:17

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.