Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Ваехи, Магид из Дубно, Еврейская притча
«И жил Яаков, и было дней Яакова, лет жизни его, сто сорок семь лет»[1].
Мне близко сказанное мудрецами: «Вначале праведники страдают, а в конце их ожидает покой». И сказано: «И было вначале у тебя горе, а в конце будешь очень процветать»[2]. Всевышний в своей доброте воздает праведнику за лишения и страдания в годы его молодости. В старости Он восполняет праведнику все, чего он был лишен, в многократном размере, и делает праведникам благо ежедневно. И это то, что произошло с Яаковом, да покоится с миром. В старости все его жизненные лишения были восполнены — к нему вернулись Йосеф, Шимон и Биньямин, и т.д. Все это было восполнено Яакову в Египте. И это то, что сказано: «И жил Яаков в земле египетской» — в Египте ему жилось так хорошо, что это сгладило все страдания его молодости. «…и было дней Яакова, лет жизни его, сто сорок семь лет» — дни старости восполнили ему и дни молодости.
Согласно этому правилу мы должны твердо верить, что настанет день, когда Всевышний проявит к нам добро как отец к сыну, и наполнит наши дни благом, ведь сейчас на нас падают Его стрелы, и обрушивается Его гнев. Но когда Всевышний приведет нас в Цион, то даст нам благо и благословение, чтобы восполнить то, чего мы были лишены до сих пор, как Он сделал нашему праотцу Яакову, да покоится с миром.
И уже сказали наши мудрецы, да будет благословенна память о них: «То, что происходило с праотцами, — знак для их потомков». И следует обратить внимание и понять слова пророка: «Что видишь ты, Ирмеяу? И сказал я: “Палку миндального дерева (шакед) вижу я”. И сказал мне Б — г: “ты видишь верно, ведь Я очень старательно слежу, чтобы поскорее (шокед) (еще одно значение слова шокед — “поспешно” — прим.) исполнить слово Мое”»[3]. Но ведь известно, что путь Творца — делать добро еврейскому народу. (Пророк говорит про будущие изгнание, которое ждет наш народ, и непонятно, по какой причине Творец так спешит, ведь известно, что Его путь — делать еврейскому народу добро? — прим.)
Приведем притчу.
Притча первая
У одного богача умерла жена. А в его городе жила одна вдова, которая после смерти мужа занялась торговлей, хотя у нее не было своего капитала, и ей пришлось поначалу брать товар в долг. Она понравилась богачу, и он решил на ней жениться. Он сказал ей так: «Мне не нужны твои деньги, но я хочу, чтобы у тебя не было долгов за товар, чтобы мне потом не пришлось за тебя платить». Он дал ей определенный срок, чтобы закрыть все долги и завершить все свои дела, но она тянула время, как должник, который уклоняется от оплаты долга (в надежде, что в итоге сможет заплатить меньше или вообще не придется платить — прим.). Одним кредиторам она сказала, что ничего им не должна, а другим сказала, что у нее нет денег, и пряталась от них, чтобы не вызвали ее в суд и согласились взять у нее меньше, чем она на самом деле должна.
Богач увидел, что все это затягивается, и ему это не понравилось. Он пошел к ее кредиторам и стал давать им советы, как побыстрее взыскать у нее то, что им причитается.
Когда женщина узнала об этом, то пошла к нему и сказала: «Так ты со мной поступаешь?! Как же ты будешь вести себя со мной после свадьбы?!» Богач ответил: «Ты должна понимать, что я не стремлюсь тебе навредить. Все, что я делаю, я совершаю из любви к тебе, чтобы мы поскорее поженились!»
Смысл этой притчи понятен. Всевышний как бы говорит: «Я стараюсь навести на вас все полагающиеся вам невзгоды, чтобы они поскорее закончились, и чтобы поскорее наступило время вашего блага». (Одно из качеств Творца — истина. Оно не позволяет просто «списать» наши преступления, но они списываются через перенесенные невзгоды — прим.) И это то, что говорится в стихе: «Я очень старательно слежу, чтобы поскорее (шокед) (чтобы пришли на вас невзгоды и также же быстро прошли бы — прим.) исполнить слово Мое» — чтобы поскорее исполнились также слова об избавлении и утешении.
(Притча намекает, что свадьба, — это благо для вдовы, и не стоит входить в новую жизнь со старыми долгами. Будущая близость Творца с нами связана с полным очищением еврейского народа от всех грехов — прим.)
Приведу слова царя Давида, чтобы глубже понять то, о чем я говорю: «… Доколе будешь забывать меня вечно?… освети глаза мои, чтобы не уснул я сном смерти»[4] и также сказанное пророком Ирмеяу: «Почему Ты забыл нас навеки, оставил нас на долгие годы?»[5].
На оба стиха возникает вопрос: что значит: «Доколе будешь забывать»? Ведь забытье, — это вынужденное состояние, действительно невозможно забыть на время или спросить о нем, — «почему Ты забыл?»
Вот разъяснение.
Притча вторая.
У одного старого человека была только одна молодая дочь. Перед смертью он позвал одного из своих друзей и попросил его быть опекуном всего, что он оставляет дочери в наследство. Друг пообещал исполнить его просьбу. При этом отец девочки наказал другу не давать ей ничего из наследства — ни на еду, ни на одежду, до ее свадьбы. Пусть сама зарабатывает себе на хлеб. Когда старик умер, опекун забрал все имущество, а дочь умершего сама добывала себе пропитание.
Через какое-то время один из близких опекуна обратился к нему: «Я видел эту девочку, и она очень плохо выглядит, так как ей не хватает на жизнь. Следует выдать ей что-то из наследства на пропитание!» Опекун ответил: «Я не могу этого сделать, так как ее отец велел мне ничего ей не давать». В другой раз к нему пришли еще люди и тоже просили выдать ей что-то, ведь нет у нее нормальной одежды и обуви. Он промолчал. Еще через какое-то время эта сирота тяжело заболела, и потребовались деньги на ее лечение. Люди обратились к ее опекуну, чтобы выдал деньги на лекарства, но он снова сказал, что ее отец велел не выдавать ей ничего до свадьбы. На этот раз ему возразили: «Пусть даже так, только если ты не выдашь сейчас денег на ее лечение, то она умрет, и тогда кого ты поведешь под хупу?! Сколько еще ты будешь держать ее деньги у себя?!»
Смысл этой причти в том, что все будущие вечные блага еврейского народа произрастают из боли и мучений изгнания. Поэтому Всевышний велел нам не пытаться приблизить конец (избавление, приход Машиаха — прим.), как сказал пророк: «Верующий не поторопит»[6], и как сказал царь Шломо, да покоится с миром, — «Закляла я вас, дочери Иерусалима, чтобы не будили вы_ пока не придет время»[7]. Разъясняли наши мудрецы[8]: Всевышний заклял сынов Израиля, чтобы не торопили конец (конечное избавление — прим.). Это как плод, которой пока висит на дереве, он должен созреть и поспеть. Чем дольше продлятся мучения изгнания, тем больше будут будущие блага.
Но мы взываем к Всевышнему, так как наши страдания настолько велики, что мы не можем их выносить, наши жизни в опасности. Если мы погибнем, то кто получит благо в будущем? Поэтому и сказано: «Почему Ты забыл нас навеки, оставил нас на долгие годы?» — если Ты оставишь нас на долгие годы, то мы будем забыты, как умерший, о котором забывают. И об этом говорит и царь Давид: «… Доколе будешь забывать меня вечно?… освети глаза мои, чтобы не уснул я сном смерти.».
(Притча подчеркивает, что опекун исполняет волю умершего, у которого были важные причины, несмотря на его огромную любовь к дочери, вынудить ее пройти трудным путем, пока не придет ее время строить семью. И ранее, в притче о богаче и вдове, — есть важная идея, — необходимость страданий, через которые прошел наш народ. При этом, нам не нужно ничего объяснять Всевышнему. Он знает все, но, чтобы у нас была свобода выбора, — Он представляет все так, как будто не знает и ждет наших молитв. — прим.)
[1] Берешит 47:28
[2] Иов 8:7
[3] Ирмеяу 1:11-12
[4] Теилим 13:2-4
[5] Эйха 5:20
[6] Теилим 13:2-4
[7] Эйха 5:20
[8] Йешаяу 28:17
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»