Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«О милосердных, которые кормят голодных, поят жаждущих, одевают нагих и раздают цдаку, написано «Скажите праведнику, что благо ему, ибо он будет вкушать плоды дел своих».»Трактат «Дерех эрец раба», 2
Многие удивительные находки археологов, о которых, казалось бы, должны кричать все газеты, на долгие десятилетия оседают в архивах — до тех пор, пока до них не доберется какой-нибудь дотошный ученый и не расскажет о них миру…

Еврейские захоронения в арабской деревне

Древний рисунок с изображением храмовой МенорыДревний рисунок, найденный близ Кафр Мухмас

Этот рисунок углем на фасаде древнего склепа был обнаружен в Израиле, на окраине арабской деревни Кафр Мухмас, еще в 1980-м году, сфотографирован, задокументирован и… забыт. А между тем, речь идет не просто о наскальной живописи. Это изображение Храмового светильника, семисвечной Меноры, проливает свет на страницы еврейской истории эпохи Второго Храма.

Схема рисунка из Кафр Мухмас. Израильское Управление древностей

Самое главное на фотографии сложно рассмотреть, а вот на рисунке, сделанном сотрудником израильского Управления древностей, прекрасно видно и семисвечник с закругленными ветвями — такой же, как на известной Арке Тита в Риме, — и размеры изображения: около 40 см. в высоту и 20 см. в ширину.

Так эти фотографии и лежали в архиве, пока доктор Бар-Иланского Университета Двир Равив, родившийся в Кдумим — первом современном еврейском городе на территории Самарии, — многие годы посвятивший изучению Иудеи и Самарии и проведению экскурсий по этому региону, не начал работу над очередной научной статьей, которая в итоге была опубликована в англо-израильском археологическом бюллетене «Страта» в 2018-м году. В статье шла речь об удивительной находке на окраине арабской деревни Кафр Мухмас.

Библейский Михмас

Арабская деревня Мухмас расположена в девяти километрах к северо-востоку от Иерусалима, на территории регионального совета Биньямин, неподалеку от еврейского религиозного поселения с похожим названием — Маале Михмаш, основанного в 1981 году и названного так в честь библейского города Михмас, который упоминается в Книге пророка Йешаяу (10:28).

Поселение Маале Михмаш выросло на голой возвышенности, среди камней и колючек, тогда как его истинное место — как раз там, где и были найдены еврейские захоронения. Там, где неизвестный художник нарисовал углем Храмовый Семисвечник.

Михмас впервые упоминается в Танахе в Книге Шмуэль I, в тех главах, где идет речь о войнах с филистимлянами: «И выбрал себе Шауль три тысячи из Исраэйльтян; и две тысячи были с Шаулем в Михмасе и на горе Бэйт-Эль» (13:2). «И громили они Пелиштимлян в тот день от Михмаса до Аялона, и народ очень устал (14:31)». Поражение филистимлян у Михмаса тогда имело большое значение. Враги оказались на время отброшены к побережью и своим южным крепостям, и у царя Шауля появилось значительное пространство для маневра.

Про Михмас говорится и в Книге Маккавеев, не вошедшей в Танах (где рассказывается о том, что Йонатан Маккавей создал в Михмасе свою штаб-квартиру), и в Мишне (Седер Менахот 8:1), где Михмас упоминается как один из двух лучших поставщиков отборного зерна для приношений в Храм.

На северной стороне холма, на котором расположился Михмаш, в ходе раскопок были обнаружены руины постоялого двора времен Второго Храма. Здесь останавливались паломники, которые со всех концов страны целыми семьями направлялись три раза в год в Иерусалим, чтобы принести праздничные жертвы в Храме.

Меж Маккавеями и Бар-Кохбой

Никаких артефактов, которые бы дали возможность установить возраст склепа, нет. Ученым приходится ориентироваться только на подобные архитектурные памятники, обнаруженные поблизости, а найдено было около 70 погребальных пещер, как в центре деревни Кафр Мухмас, так и в Хара эль-Фока и в Тель-Мириам — на ее окраине.

Также как и в «пещере с Менорой», здесь были найдены не только склепы, но и жилые пещеры, и цистерны для хранения воды. Сосуды для хранения продуктов и варки ученые относят к периоду между двумя восстаниями: Маккавеев в 3621 году (140 год до н.э) и Бар-Кохбы в 3892-м (132 год н.э).

Кроме того, рядом с Мухмасом (в пещерах эль-'Алилият и Эль-Джай) в 1998 г. были задокументированы две пещеры-убежища времен восстания Бар-Кохбы. Причем на одном из трех оссуариев сохранилось написанное на иврите имя: Шимон Л(еви).

Нарисованный на стене в Мухмасе семисвечник не может относиться к периоду после восстания Бар-Кохбы, так как еврейские поселения в этом районе были разрушены в конце восстания и начали возрождаться лишь в современную эпоху. Таким образом, все археологические данные указывают на то, что евреи жили здесь вплоть до восстания Бар-Кохбы, то есть до начала II века н.э.

Йоэзер и семисвечники

Также к периоду восстания Бар-Кохбы относятся и пещеры-убежища, расположенные в двух километрах от Мухмаса. Там были обнаружены цистерны для воды, ритуальный бассейн (миква) и рисунки. На стене одной из пещер углем нарисованы два семисвечника с изогнутыми ветвями и написано по-арамейски: «Йоэзер был искоренен, вошли охранники (мишмар)».

Учитывая, что термин мишмарот обозначал римские воинские подразделения, которые Адриан размещал в Иудее во время восстания Бар-Кохбы, ученые сперва предположили, что Йоэзер был ранен, когда римские солдаты вошли в пещерный комплекс во время нападения на еврейских повстанцев, которые там укрывались.

Рисунок меноры у Эль-'АлилиятФотография одной из менор, нарисованных в цистерне в скале Эль-'Алилият

Но анализ слова мишмар/от в талмудических текстах показывает, что в Мишне и Тосефте он всегда обозначает объединения священников, коэнов. Поэтому ученые высказали предположение, что имя Йоэзер, изображение Меноры и ритуальные бассейны говорят о том, что в этой пещере жили коэны, для которых являлось обязательным соблюдение ритуальной чистоты — а значит, омовения в микве.

«Вторичные» похороны?

Возвращаясь к пещере в Мухмасе, необходимо пояснить, где именно было сделано это «граффити». Представьте себе пещеру-склеп, вход в которую прорезан через стену большой круглой пещеры, скорее всего, являющейся цистерной, диаметром около 7 метров и высотой около 4 метров. При этом второй вход в склеп запечатан камнем, а на стене над этим входом красуется изображение Семисвечника.

Прежде всего, сам факт существования такого склепа уже говорит о том, что эти пещеры обживались в конце периода Второго Храма. Такие склепы ученые называют оссуариями, и хоронили здесь, конечно, не тела умерших (которые, как известно, предавались земле: «Ты есть прах земной, и в прах ты возвратишься»), а их кости.

В те тяжелые годы римского владычества, когда евреи ждали прихода Мессии и последующего скорого воскрешения из мертвых, было принято, в преддверии этого воскрешения, через год после похорон и полного истлевания тел, устраивать вторые похороны, собрав кости покойного в прямоугольный ящик, длина которого соответствовала длине бедренной кости, ширина — ширине таза, а высота — общему объему костей, включая череп.

В отличие от оссуариев других народов, где кости всех покойников хоронились вместе, вперемешку, главной задачей еврейских оссуариев было — не дать костям разных людей смешаться друг с другом. Интересно, что на более поздних еврейских оссуариях часто изображался Храмовый Семисвечник, Менора. А до начала рассеяния этот символ, который сейчас представляется самым еврейским, изображали очень редко.

Самый еврейский символ

Древнейшие из обнаруженных по сей день изображений Меноры, кроме всемирно известного барельефа на арке Тита, имеются на монетах Антигона II Матитьяу, последнего царя Иудеи из династии Хашмонаим, на фрагменте штукатурки в старом городе Иерусалима времён Ирода I, на солнечных часах из раскопок у Храмовой горы (начало I в. н. э.), на стене коридора гробницы Ясона в Рехавии и на нескольких глиняных лампах, найденных при раскопках древнего Хеврона. И всё.

Древняя монета Антигона II Матитьяу с изображением менорыМонета Антигона II Матитьяу

На могиле периода Второго Храма Менора только один раз встречалась археологам — и это могила неизвестного по имени Ясон, который жил при Хасмонеях. Но изображения там относительно небольшие и схематические, выполнены на стенах коридора. В захоронении же Мухмаса Менора большая и видная — и точно воспроизводит Менору Храма.

Почему так мало древних изображений Меноры встречается археологам? Кто-то из ученых предположил было, что это связано с запретом воспроизводить Менору, стоящую в Храме. Но на самом деле, запрет подразумевает трехмерное воспроизведение, а не рисунок. Другое предположение состоит в том, что до определенного момента, а именно, до 3-го века нашей эры, Семисвечник еще не был тем универсальным еврейским символом, которым он стал впоследствии. А был он тогда символом исключительно Храма и священников, коэнов, служивших в нем.

Буква или знак?

Кроме Меноры, на стене гробницы в Мухмасе есть еще одно изображение. Это выцарапанный справа над Менорой символ около 40 см. в высоту и 20 см. в ширину, состоящий из четырех горизонтальных линий, перпендикулярных вертикальной линии. Доктор Двир Равив предположил, что символ этот может быть буквой палеоеврейского алфавита — хет или hей.

Палеоеврейский алфавитЭто палеоеврейский алфавит. В левом столбике каждый может самостоятельно найти ту букву, которая, возможно, написана над входом в склеп в Мухмасе

Палеоеврейское письмо, которое на иврите называют ктав иври атик использовалось в качестве основного средства записи вплоть до V века до н. э., стало редкостью во время Второго Храма и совершенно исчезло после восстания Бар-Кохбы.

Если в склепе нарисована над Менорой действительно буква, а не какой-то нам неизвестный символ, то это может означать, что владельцы гробницы были членами некоторой небольшой группы, которая продолжала использовать прежний алфавит и в период Второго Храма. Не коэнами ли были эти люди?

Семисвечник как свидетельство

На данный момент считается «неподтвержденной традицией» тот факт, что этот район, к северо-востоку от Иерусалима, служил основным укрытием хасмонейских отрядов во время восстания против греков, несмотря на то, что Иосиф Флавий свидетельствует о том, например, что в Гофну (сейчас это арабская деревня Джифна, севернее Бейт-Эля) бежали священники во время осады Иерусалима.

Много еще древних еврейских поселений скрыты под землей, многое пока неизвестно ученым. Но каждая новая находка добавляет еще один штрих к еврейской истории на Земле Израиля, и разрозненные факты выстраиваются в цепочку. Цепочка эта будет обрастать новыми звеньями, охватывать всё большие территории, включать в себя всё больше артефактов, подтверждающих Устную и Письменную Тору — и рассказывать миру о том, как жили на этой Земле евреи — «царство священников, народ святой».


Зависть проистекает от несовершенства души. Мы приводим отрывок из известной книги Орхот цадиким («Пути праведников») о качестве зависти Читать дальше

Пути праведников. Зависть

Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»

Зависть проистекает от несовершенства души.

Тора и бизнес. Не желать того, что принадлежит другому

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Запрет «не возжелай» является абсолютным. Его невозможно обойти никаким образом, даже при помощи посредника, который бы убедил вторую сторону продать понравившуюся вещь.

Не поступай как Корах и его община. Корах

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Корах пытался поднять бунт. Он опирался на галахические вопросы, чтобы отнять власть у Моше, избранного Б-гом лидера.

Врата святости 11. Часть 2. Врата четвёртые: о наказаниях за дурные качества и о награде за приобретение добрых качеств

Раби Хаим Виталь,
из цикла «Врата святости»

Сам Моше, учитель всех пророков в Торе, заповедях и трепете перед небесами, прославлялся именно смирением, как сказано (Бемидбар 12:3): «А Моше — человек очень скромный».