Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Многие удивительные находки археологов, о которых, казалось бы, должны кричать все газеты, на долгие десятилетия оседают в архивах — до тех пор, пока до них не доберется какой-нибудь дотошный ученый и не расскажет о них миру…

Существует два широко известных факта. Первый: каждый еврей принадлежит к одному из направлений: либо он сефард, либо ашкеназ, либо горский, либо иракский и т.д. — в зависимости от того, в какой стране его предки вынуждены были жить в годы Изгнания. Второй: Земля Израиля долгие столетия стояла в запустении, покинутая евреями, а еврейские города и деревни были разрушены или населены чужеземцами.

К сожалению, всё так и есть — вернее, почти так. Потому что, несмотря на изгнание и запустение, в деревне Пкиин на севере Израиля евреи жили непрерывно со времен Второго Храма до наших дней. И если и бежали от погромов, то не за границу, а лишь в ближайшие города.

До недавнего времени это утверждение считалось историками лишь частью еврейской Традиции — то есть легендой, или пусть даже — преданием, но никак не историческим фактом. Но после того, как в 2017-м году в пкиинской синагоге была обнаружена капитель колонны с надписями, которой оказалось около 1800 лет, ученым пришлось пересмотреть свои взгляды. Но обо всем по порядку.

Еврейская история друзской деревни

Пкиин не избежал той же участи, что и другие еврейские города и селения. После разрушения Второго Храма некоторые из евреев Иерусалима отправились в изгнание, а иные направились в Галилею, подальше от римских властей.

Предание говорит, что три семьи коэнов — священников Иерусалимского Храма — погрузили на своих ослов не только одежду и утварь, но и несколько камней из разрушенного Иерусалима.

Древний камень из Пкиина

Древний камень из ПкиинаФото: р. Цви Каплан. На одном из древних камней хорошо видны изображения меноры, шофара, лулава и этрога. На другом — ворота Храма

Первое, что сделали священники, начиная обосновываться в Галилее, — построили Дом Учения, который через несколько десятилетий станет тем местом, где рабби Йеошуа бен Хананья будет обучать рабби Акиву, и где будут поначалу прятаться рабби Шимон и его сын рабби Элазар, спасаясь от римлян.

Потом они уйдут в пещеру неподалеку от Пкиина. К той самой пещере можно подойти и сейчас, заглянуть внутрь, услышать журчание ручья, из которого, вероятно, и пили рабби Шимон и его сын, взять на память стручок рожкового дерева — чей прародитель, возможно, кормил долгие 13 лет великого мудреца и праведника.

Несмотря на то, что Дом Учения неоднократно разрушался землетрясениями, он неуклонно восстанавливался — и древние камни, привезенные из Иерусалима, вновь становились частью его стен.

Еврейское население Пкиина было уничтожено почти полностью — сначала мусульманами, потом — крестоносцами. Но некоторым евреям посчастливилось выжить, вновь закрепиться на этой земле, и к XVI веку еврейский Пкиин разросся и расцвел: здесь жило несколько десятков семей, которых с легкой руки еврейского итальянского путешественника рабби Моше Басола стали называть «феллахами», то есть земледельцами.

В XVIII веке в Пкиине жил великий знаток скрытой Торы рабби Хаим бен Моше Бен-АтарОр аХаим, а кроме того, туда переселилось несколько хасидских семей из Цфата и Иерусалима. Максимальное число еврейских жителей здесь было зафиксировано в первой трети XIX века: около 300 человек.

В январе 1837 года север Израиля очень пострадал от сильного землетрясения. Синагога была разрушена, и несколько десятков лет пролежала в руинах, пока не была восстановлена в очередной раз в 1873 году. Древние камни с изображениями меноры, лулава, шофара, резных ворот — вновь использовали для строительства.

Евреи уезжали из Пкиина, возвращались, вновь уезжали, на их место приезжали другие. Во время арабских беспорядков 1929 года все евреи были вынуждены бежать из родной деревни — но, когда все утихло — вернулись. После беспорядков 1936—39 гг. бежали — и уже не вернулись никогда.

В 1955-м году, в двух километрах от древнего Пкиина, евреи основали новую деревню — мошав Пкиин. А древний еврейский Пкиин называется Букейя, и живет здесь около пяти тысяч человек, по большей части — друзов, но есть и арабы-христиане, и немного мусульман, и … одна несгибаемая еврейская женщина — Маргалит Зинати.

ПкиинПкиин. Фото: р. Цви Каплан

«Хадерское изгнание» семьи Зинати

Лишь одна семья — семья Зинати, ведущая свою родословную от династии тех коэнов, которые служили во Втором Храме и пришли в Пкиин в первом веке нашей эры, — сделала своей миссией и делом всей жизни такую «простую» цель — остаться на земле предков, несмотря ни на что, охраняя древние камни синагоги и могил. Да, здесь, в Пкиине, на еврейском кладбище, похоронен один из танаим, прямой предок семьи Зинати — раби Йоси.

Оставаться несмотря ни на что — эта цель не раз ставила под угрозу жизни семейства Зинати. В один страшный день 1938 года в деревню пришли бандиты из отрядов сирийского офицера Кавукджи, вывели всех мужчин-евреев на площадь и объявили, что сейчас их всех казнят.

Маргалит рассказывает: «Мятежники хотели убить моего отца, они уже подготовили костер и масло, чтобы сжечь его, но вмешался мусульманский сосед — и в последний момент спас жизнь папы…» Даже семья Зинати была вынуждена тогда покинуть свой дом — вместе с еще пятьюдесятью евреями — и обрести временное пристанище в Хадере. Лишь в 1940-м году они смогли вернуться обратно из своего «Хадерского изгнания», как они его называли.

Во второй раз им пришлось уехать из деревни в 1948-м году. Осенью 1948 года группа местных жителей попыталась пожаловаться сирийскому командиру, что один еврей — Йосеф Зинати — упорно отказывается эвакуироваться, как все остальные. На что сириец ответил: «Вы должны учиться у Зинати, что значит любовь к своей земле! Не смейте трогать ни одного волоска на его голове!»

Семью Маргалит действительно не трогали — но лишь до тех пор, пока один из арабских соседей не донес, что евреи стоят на крыше, подавая сигналы израильскому самолету. После этого им тоже пришлось бежать в Наарию и оставаться там до окончания войны.

Тогда 17-летняя Маргалит и решила никогда не покидать Пкиин, чего бы это ни стоило. Ценой этого решения стала одинокая жизнь среди чужих. Маргалит не вышла замуж — ведь замужество означало бы покинуть деревню. Родители покинули этот мир один за другим, а несколько лет назад скончался и ее единственный брат.

Пкиин всегда считался местом мирного существования арабов, евреев и друзов. Но когда в 2007-м году десять идеалистически настроенных еврейских семей переехали в Старый Пкиин в надежде укрепить там еврейское присутствие, друзам это не понравилось.

Десятки друзов в масках, вооруженных самодельным оружием и зажигательными бомбами, ворвались в еврейские дома. Поводом для беспорядков послужили споры вокруг установления антенны сотовой связи, но возгласы погромщиков однозначно говорили о другом: «Аль яхуд! Убирайтесь!» Полиция, отчаявшись остановить бунтовщиков, по сути, сделала то, чего и добивались жители Пкиина: вывезла евреев из деревни. Маргалит осталась одна:

Они говорят мне в лицо: «Почему вы здесь живете? Почему бы вам не продать свой дом?» Я отвечаю: «Вы хотите, чтобы я убралась отсюда? Вы никогда не дождетесь этого дня». Я у них как вечная кость в горле. Я буду оставаться здесь до тех пор, пока жива.

То же самое говорил и отец Маргалит, Йосеф Зинати, когда его спрашивали, почему бы ему не переехать в Новый Пкиин: «Никогда! Пкиин не был оставлен поколениями евреев на протяжении тысячелетий, и именно здесь мы ждем прибытия Машиаха. Что же, теперь, когда у нас есть еврейское государство, мы должны встать и уйти?»

Йосев Зинати понимал слова из Эйха (5:21) буквально: «Верни нас к Себе, Вс-вышний, и мы вернемся». Он твердо верил, что это пророчество сбудется при его жизни, и евреи вернутся в Пкиин.

Улица ПкиинаОдна из местных улочек. Фото: р. Цви Каплан

О чем расскажет колонна?

Но почему евреи вообще должны возвращаться в друзскую деревню? Так полагали и ученые, и «мировая общественность» до недавнего времени. Да, Талмуд и Мидраш говорят что-то про галилейских мудрецов, проживающих в Пкиине, про раби Шимона бар Йохая — но это всё легенды… Кроме того, нет никакой уверенности в том, что друзская деревня Букейя и талмудический Пкиин — это одно и то же…

Но вот в 2017-м году Совет по сохранению объектов культурного наследия Израиля объявил о новой находке в ходе восстановительных и природоохранных работ по модернизации центра для посетителей во дворе дома Маргалит Зинати, рядом с синагогой. Это капитель колонны с выгравированными на ней надписями на иврите, которые ученые датировали римским периодом.

Капитель древней колонны, ПкиинКапитель древней колонны (фото: Бейт Зинати

Йоав Лернер, сотрудник Израильского управления древностей, написал в своем пресс-релизе, что эта колонна еще расскажет о многом, когда надписи будут полностью расшифрованы. Пока же этот уникальный артефакт впервые дает документальное подтверждение тому, что синагога стояла на этом месте уже 1800 лет назад, а значит — здесь, в Пкиине, велась полноценная, активная еврейская жизнь. И значит, стоило два тысячелетия охранять эти древние камни до последнего вздоха: «Верни нас — и мы вернемся…»

Миллионы евреев вернулись в Землю Израиля, где мужественные единицы пытались выжить в эти две тысячи лет еврейского изгнания. Как это горько, что и сейчас многие исконные города и места проживания евреев остаются недоступными для нас.

Но наше возвращение на Землю, дарованную еврейскому народу Всевышним, — самый яркий признак близкого Избавления!


Союз (брит) Б-г первоначально заключил со всем человечеством через Ноя и его сыновей. А затем Он заключил особый договор с Авраамом, Ицхаком и Яаковом и их потомками Читать дальше

Разъяснение смысла союза, который Б-г заключил с Ноахом, что не нашлет больше разрушения на весь мир

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

У мира есть несколько стадий. Поколение, жившее до потопа, тратило время на недостойное поведение.

Недельная глава Ницавим

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Ницавим»

Пламя не спалит тебя. Можно ли заглянуть в будущее?

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»

Отрывок из книги рава ицхака Зильбера

Раби Леви-Ицхак из Бердичева

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

...«Доброе утро, Владыка Вселенной! — обращался он на идиш к Творцу. — Я, Леви-Ицхак, сын Сары, из Бердичева, от имени Твоего народа вызываю Тебя на суд! Что Ты имеешь против Своего народа?! Что Ты насел на Свой народ?!…Я, Леви-Ицхак, сын Сары, из Бердичева, говорю: “Не сойду с этого места, пока не прекратятся бедствия народа Израиля, пока не придет избавление!”».