Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Сущность субботы — это свидетельство, и на это указывает ее место в Десятисловии

«Суббота называется свидетельством, и человек должен это свидетельство провозглашать» (Зоар).

Название свидетельствует о сущности. Сущность субботы — это свидетельство, и на это указывает ее место в Десятисловии: написано «Помни день субботний» (четвертая заповедь на первой скрижали), а на второй скрижали четвертая заповедь — «Не отзывайся о ближнем своем свидетельством ложным». Писание говорит, что каждый, кто оскверняет субботу, свидетельствует перед Тем, Кто сказал — и появился мир, что Он не сотворил Свой мир в шесть дней и не покоился в седьмой. А каждый, кто хранит субботу, свидетельствует перед Тем, Кто сказал — и появился мир, что Он сотворил Свой мир в шесть дней и покоился в седьмой, как сказано: «Помни и храни» (Мехильта).

Этот вопрос прост и всем известен: «Заповедь субботы — это первая заповедь, данная Израилю до дарования Торы, и она — основа веры, и равнозначима всем заповедям. И с заповедью субботы поверит человек в то, что мир сотворен…» (Рабейну Бехайе).

В трех субботах (Творения, Дарования Торы и Грядущей), отблеск которых проявляется каждую субботу, содержится свидетельство о всех тринадцати основах веры.

В субботу находит свое выражение полное упование на Всевышнего, которое само — плод веры.

Трое свидетельствуют друг о друге

Сказано в мидраше: Трое свидетельствуют друг о друге: Израиль, суббота и Всевышний. Израиль и Всевышний свидетельствуют о субботе, что это день отдыха. Израиль и суббота свидетельствуют о Всевышнем, что Он один. Всевышний и суббота свидетельствуют об Израиле, что он — единственный среди народов. Поэтому мы говорим: «Ты один, и Имя Твое одно, и кто подобен народу Твоему, Израилю…» в молитве Минха в субботу, хотя это не относится к субботе (Тосафот).

Свидетельство, поддерживающее существование

Здесь нам открывается замечательный принцип. Суббота называется свидетельством, поскольку в этот день все мироздание получает мощь своего существования через свидетельство Израиля о Творце. И тем самым раскрывается также свидетельство Творца о них: «И вы — Мои свидетели, а Я — Бог» (Йешая 43:12). «Каждый, кто молится в субботу вечером и говорит “И закончено было деяние неба и земли…”, засчитывает ему Писание, как будто стал компаньоном Всевышнего в сотворении мира» (Шабат 119). Это свидетельство требует следования законам свидетелей: его произносят стоя и вдвоем.

Уже объяснялось выше, что хотя святость субботы установлена и существует заранее, реальность субботы есть ее соблюдение. И если субботу не соблюдают,— нет субботы (Ор аХаим). Именно свидетельство дает существование субботе (עדי קיום).

Свидетельство это происходит посредством воздержания святого народа с наступлением этого дня от всякой работы с материей и ее порождениями — злом и дурным началом.

При десяти

«Псалом. Песнь на день субботний. Хорошо славить Господа и петь Имени Твоему, Всевышний, Возвещать утром милость Твою, и верность Твою — ночью при десяти…» (Псалмы 92). — «Всякое свидетельство о верности Израиля требует десяти». (Радаль).

Десять — это община (эда), и она свидетельствует (меида). Чтобы свидетельствовать о реальности, отделенной от всего мироздания, необходима община. Само по себе существование общины Израиля, верующих в этом мире, подобном ночи, есть свидетельство о Творца, и соблюдение субботы есть действие веры. Поэтому прилюдное нарушение субботы (в присутствии десяти евреев, общины) столь тяжкое преступление. «Отрицает своими действиями и свидетельствует ложь, что не отдыхал Всевышний при творении мира».

«Тайна этого свидетельствования… — святое осознание (Даат)» (Рамак)

עדה — דעת — עדות (община — осознание — свидетельство) — эти слова однокоренные, и это указывает на глубокое внутреннее сходство.

«Законы свидетельства в еврейском законодательстве черпают из процесса святости содержания свидетельства в духовных мирах» (р. Ицхак Гутнер). Свидетели должны быть сознательные (בר דעת) и их должно быть двое. Свидетельство есть восприятие реальности и ее передача суду, и для этого необходимо осознание (Даат). Маараль объясняет, что и для изучения Торы тоже необходимо как минимум двое, поскольку тогда человек приобретает отвлеченный разум, в отличие от ситуации, когда он учится один, и тогда этот разум связан с материей конкретного человека и не является отвлеченным. Когда же обсуждают вопрос вместе несколько человек, разум здесь не является частным разумом индивидуума. И даже при восприятии материальной реальности постижение одного человека может быть субьективным, зависимым от его ощущений, и поэтому должно соединиться свидетельство двух разумных людей, только тогда оно будет объективно, оторвано от воздействия «индивидуального».

Даат есть сила, которая взвешивает и принимает решение, связывает и разделяет, это категория, соединяющая все части тела в совершенное единство. Даат создает баланс между разумом и чувствами, духовным и материальным. Даат свидетельствует истину.

Для свидетельства необходимо и достаточно двоих. Но «в этом мире, подобном ночи, возвещать верность — нужно десять». Это община, свидетельствующая о том, что скрыто, находится вне сферы видимости. О духовной, бесконечной реальности, полностью отделенной от мира, нужно свидетельство десяти. Это свидетельство — «святое осознание», соединяет всю структуру мироздания со своим корнем: «Вы — мои свидетели, и Я — Бог».

Таким образом, корень понятия свидетельства — в горних высях, это конечная точка всех миров. Тора называется свидетельством, заповеди называются свидетельством, скрижали называются свидетельством, а Израиль называются свидетелями. Постарайтесь понять это по-настоящему.

Суббота называется свидетельством

Суббота стоит в категории Даат: «Знать, что Я — Господь, освящающий вас». Ведь в субботу сотворена сила святого Даат — человек.

Это основано на том, что источник субботы — Грядущая суббота, день, суть которого: «И наполнится земля знанием Господа» (Йешая 11:9). Это признание истины в бытие, и ее присоединение к единому корню.

Тем самым, сама суббота есть корень Общины Израиля (עדת ישראל) — Свидетельствующих Израиля.

Этот день — основа свидетельства о Творце, о мироздании и его сущности: «Ибо в шесть дней сделал Господь… а в седьмой день покоился».

Суббота названа свидетельством.


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»