Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Человек, которому перестали продавать товары в кредит, отправляется в большой город. Притча о нехватке места в чемодане.

«Она дороже жемчуга, и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею.
Долгоденствие — по правую руку ее, по левую — богатство и почет.
Пути ее — пути приятные, и все стези ее — мир»
(Мишлей 3:15-17).

Сказали наши мудрецы: «Будь внимателен к легкой заповеди так же, как к трудной, ибо ты не знаешь какова награда за заповедь»[1]. Рабби Овадья из Бертануры объясняет: «В Торе не упоминается награда за исполнение заповедей»[2]. Она не записана потому, что нижний мир не в состоянии ее вместить. Мудрецы Талмуда давно уже нам открыли: «Один час покоя в Грядущем мире лучше всей жизни в этом мире»[3].

Сказал царь Шломо: «Она дороже жемчуга, и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею»[4]. И если, изучая Тору, мы ощущаем то, о чем пишет мудрейший из людей, значит изучение Торы становится во имя Небес. Продолжает царь Израиля: «Долгоденствие — по правую руку ее, по левую — богатство и почет»[5]. Виленский гаон разъясняет эти слова: «Долголетие — держащим Тору правой рукой, изучающим ее во имя Небес, а именно — Грядущий мир, а богатство и славу получают изучающие Тору не во имя Небес, ибо зачем же они этим занимаются, если не ради имущества и известности…»[6] Из слов Виленского гаона следует, что награда за Тору бесконечна, но соответствует нашему изучению, создавая каждому его великий и уникальный или весьма ограниченный и опустошенный мир.

Изучающий божественное Знание для самореализации и стремления к почету производит меч для сражений с людьми, где в случае победы воцаряется над побежденными во всей своей «красе»: стремлении к славе, зависти и страстях… Тора может привести человека к высшей духовная форме, однако для этого требуются возвышенные духовные качества и чистые намерения.

Продолжает царь Шломо: «Пути ее (Торы) — пути приятные, и все стези ее — мир»[7]. Однако наши мудрецы предупреждают, что изучение Торы не всегда приводит к праведности: «Если удостоится, Тора становится для него эликсиром жизни, а если нет — смертельным ядом»[8]. Если человек очистит свое сердце, он воспримет мудрость божественного Учения и сможет раскрыть и постичь истину, а если нет, то его проницательность приумножится благодаря изучению Торы, но это будет не истинная мудрость, а лишь разум естества народов мира, который не помогает постичь святость Торы.

Если божественное Учение становится неотъемлемой частью сердца человека, у него не будет противоречий, как их нет в самой Торе. Но если он выбирает из Торы только ее мудрость, то возникает ощутимый контраст между ним самим и его мудростью. И это опасно, как смертельный яд. Так Виленский гаон разъяснил стих Торы: «Прольется, как дождь, учение мое…»[9]. Тора для души подобна дождю для почвы. После дождя на земле произрастают и целебные, и губительные растения, поэтому для изучения Торы необходимо избавиться от «сорняков» с помощью боязни греха и заслуги добрых дел. Как сказано «Я — мудрость, обитающая с хитростью»[10] — мудрость учит человека обману[11].

Сказали наши мудрецы: «Всевышний смотрел в Тору и создавал мир»[12]. Из этого следует, что мир — раскрытие Б-жественного присутствия. «Всевышний объявил, что Творение существует, только если Израиль принимает Тору, а в противном случае оно обращается в полный хаос»[13]. Об этом говорил пророк Ирмияу в своем увещевании народа Израиля: «Так сказал Г-сподь: если бы не завет Мой днем и ночью, законов Небес и земли Я бы не установил»[14].

Творение предназначено для раскрытия Торы, которая снисходит в мир, в той мере, в которой ее воспринимают творения.

Так об этом своим золотым языком сказал рав Яаков Кранц в одном из своих выступлений: «Некто оказался без средств к существованию. В лавке ему перестали продавать в кредит, его дети плакали от голода и его сердце разрывалось от боли. С приходом нищеты из дома уходит мир и начинаются раздоры. Этот человек сказал жене: “Собери мне чемодан со всем необходимым, положи туда одежду для будней и для шабата, и я пойду в большой город в поисках заработка”. Они расстались с молитвами и благословениями, и он направился к лесу, чтобы коротким путем добраться до города.

Солнце уже склонилось к закату, а он все еще блуждал в лесной чаще. Вой диких зверей, рыщущих в поисках добычи, вызвал у него ужас. Он начал искать прибежище на ночь — место, защищенное от хищников, и нашел пещеру в скале. Он заградил вход камнями, помолился и уснул.

Утром, когда путник отодвинул камни от входа, солнечный свет залил пещеру. Он заметил таинственный блеск, мерцающий в дальнем углу, подошел поближе, и у него перехватило дыхание: словно в сказке, он стоял посреди тайника разбойников. Груда драгоценных камней и жемчужин сверкала разноцветным блеском, рядом лежали пачки денег, возле которых были свалены в кучу золотые и серебряные монеты. Его сердце затрепетало: нужно было срочно бежать — если его обнаружат, наступит его конец. Но как оставить такое богатство, лежащее на расстоянии вытянутой руки?! Теперь он может вернуться к семье, покрыть все долги, купить просторный дом и начать торговлю. Но куда положить эти драгоценности? Тут он сообразил, что у него есть чемодан.

Он открыл чемодан, но там не оказалось свободного места. Одежда была ему нужна, и он со вздохом его закрыл. Как жаль! Но делать было нечего — он стал хватать драгоценности и рассовывать их по карманам. В один карман положил бриллианты, в другой — золотые монеты. Затем он выбрался из пещеры. Но какой он был глупец и безумец! Перед ним были бесценные сокровища, ему представилась уникальная возможность разбогатеть. Выброси рубашку и носки, освободи место в чемодане! Как бы не были важны эти вещи, им не сравниться с золотом и алмазами! За одну золотую монету он смог бы купить все что только пожелает!

В этом смысл того, что Тора дана нам в подарок — это бесценное сокровище, которое достается нам совершенно бесплатно. Но чтобы было, куда его положить, нужно освободить место в наших сердцах! Стоит ли нам переживать из-за этого? Нужно ли беспокоиться, отказываясь от удовольствий и глупостей? Конечно же, в этом нет никакой потери!»


[1] Авот 2:1.

[2] Рабби Овадья из Бертануры, там же.

[3] Авот 4:17.

[4] Мишлей 3:15.

[5] Мишлей 3:16.

[6] Виленский гаон, там же.

[7] Мишлей 3:17.

[8] Таанит 7а.

[9] Дварим 32:2.

[10] Мишлей 8:12.

[11] Виленский гаон, Мишлей 24:31.

[12] Зоар, часть 1.

[13] Шабат 88а.

[14] Ирмеяу 33:25.

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Нам известно, что Б-г ничего не делает случайно. И, тем более, в истории выхода из Египта, который является началом становления евреев как нации, не было случайностей. Почему же тогда было именно десять казней, и именно таких? Читать дальше