Из цикла «Знание Субботы», темы: Суббота, Дарование Торы, 10 Заповедей
«И две каменные скрижали принес в своей руке, и написано в них соблюдение субботы» (субботняя молитва). Мы хотим понять смысл этого отрывка, что нового сказано нам в том, что Моше принес с горы Синай скрижали с надписью о субботе.
«Дал я Мои учения в среде их, и над их сердцем запишу их» (Ирмеяу 31:33). «Имеется в виду, что Тора в нашем сердце — дар, и она легко забывается… но в мозгу, который над сердцем, запечетлена навеки» (р.М.Азария из Пано).
Разум (мозг) чист от всякой материальности — это чистая и святая бессмертная душа, это Хохма (мудрость), которая снисходит от Дающего. Но конечный смысл Бины (понимания) — это присоединение Хохмы к получателю в соответствии с возможностями его понимания: «Бина — понимает вещи из своего сердца из уже изученного». «Понимает из своего сердца» — это подсоединение системы сердца, человека в человеке, к его душе, к постижению разумом. Усвоение знания сердцем есть цель процесса Бина (понимания). Здесь, в этом месте, может проникнуть забвение, поскольку человек есть соединение души и тела, и когда есть начало связи с телом, есть опасность забывания. Здесь пребывают херувы и пылание меча.
«И в этом тайна тфилин на сердце и на мозге, ибо, когда мы потеряли собственное совершенство, стало необходимым нечто подобное снаружи: посредством нечистоты Змея мы потеряли Тору, которая есть собственное совершенство, заложенное внутри сердца человека, и стало необходимым совершенство снаружи на месте сердца и мозга — это тфилин». Записанное на коже служит для памяти, но если бы не забвение, спустившееся на человека вследствие греха, мы не нуждались бы во внешнем напоминании.
«Израиль, когда стояли у горы Синай, — прекратилась их нечистота, и было бы правильно, чтобы Тора была записана на скрижалях их сердец, как вначале. Но поскольку нечистота всего мира не прекратилась, стали необходимы каменные скрижали». Если бы все человечество пришло к полной связи разума и сердца (Хохмы и Бины), и нечистота полностью покинула тела, тогда аннулировалось бы забвение, поскольку тогда отменяется и приговор о смертности. А всякое забвение связано со смертью, и не было бы необходимости в письме на скрижалях.
«Если бы не были разбиты первые скрижали, — Тора не забывалась бы в Израиле» (Эрувин 54). «Ибо тогда все было бы как прежде, до того, как Змей внес нечистоту».
Мудрецы учили, что в субботу существует неразрывная связь между разумом и сердцем. В субботу, «день душ, а не тел», происходит примирение между всеми частями структуры человека. «Храни» и «помни», сказанное одним речением, это единство Хохмы и Бины, разума и сердца. Здесь заложена еще одна причина того, что в субботу не налагают тфилин. Ведь смысл их наложения в том, чтобы смягчить каменное сердце, соединить разум с сердцем, — снаружи — после того, как грех повлек забвение сердца и его отрыв от разума-мозга внутри. В субботу нет нужды накладывать тфилин, поскольку ее основа: «Помни — место, где нет забвения и не существует там забвения». Суббота стоит в тайне «храни» (сердце) и «помни» (мозг), сказанные в одном речении (в этом их единство).
«Помни» и «храни» сказаны в одном речении. Ибо «помни» есть качество милосердия, а «храни» — качество суда… и поэтому было две скрижали, содержащие по пять речений каждая. Одна скрижаль соответствует качеству милосердия, а вторая, с пятью запретами («не убивай»), — качеству суда. Моше, удостоившийся особого имени, качества Тиферет, слышал «помни», а весь Израиль — «храни» (рабейну Бехайе).
Две скрижали, единство милосердия и суда — категорий «помни» и «храни», есть совершенство великолепия (Тиферет) мироздания. Это единство неба и земли, и суббота объединяет сотворение земли и неба в раскрытие великолепия Всевышнего — Торы.
Известно, что в скрижалях содержалась вся Тора со всеми ее толкованиями и подробностями. Поэтому в скрижалях заключалось все мироздание, — ведь Тора — корень мироздания. Такова же и категория субботы относительно времени: «Суббота есть общность Торы, и все тайны Торы зависят от нее. И соблюдение субботы есть соблюдение всей Торы» (Зоар). И так суббота — душа мироздания — включает в себя все будние дни. Она принимает их приготовление к ней, и она возвращает их к своим корням. Это срединная точка, святой чертог — из нее они черпают всю свою жизненную силу и влияние.
Данное качество, заключенное в каменных скрижалях, объемлет все мироздание, это категория Малхут, объемлющая всю реальность. Ведь такова суть управления Малхут (Царство): объединение всего существующего, до самого нижнего из них, для цели раскрытия славы Царство Всевышнего. В этом цель смысла субботы, и в этом суть скрижалей, «высеченных из основания Трона Славы».
Слава Небес поднимается именно из нижних миров. Чем ниже некая категория, тем больше слава Небес, поднимающаяся от нее. Раскрытие славы, которая поднимается к Всевышнему, зависит от служения человека, нижная душа и тело которого относятся к нижнему миру. «Сказал ему (Всевышний Моше): Ухватись за Мой Трон Славы и ответь им (ангелам, которые выступали против дарования Торы человеку)». «Что написано в ней? Помни день субботний, чтобы освящать его… Разве вы делаете работу, что должны отдыхать?» (Шабат 89). Слава субботы поднимается именно от погруженного в материальность человека, который прекращает работу в субботний день. В этом суть дарования Торы через буквы, высеченные на скрижалях, так как буквы есть категория действия. Дарование Торы в своей конечной точке заключается не в речи, которая является духовным понятием, связанной с разумом, но в письме на скрижалях: буквы на них есть связь между духовным словом Бога и материальным миром действия. Окончание Откровения — это «две каменные скрижали принес в своей руке». Рука получающих держит скрижали, письмена. Это конечный пункт речи Десятисловия, как написано: «Видели огненные речения, исходящие от Всемогущего и вырубаемые на скрижалях».
В книге Пахад Ицхак приводится еще одна мысль: дарование Торы на скрижалях, в которых записано соблюдение субботы, указывает на цель принятия субботы: на Грядущую субботу, воскрешение мертвых. В силе слов Торы, записанных на неживой природе — камне — оживить этот нижний аспект, сделать его частью слов Торы. Это достоинство «росы Торы», росы воскрешения в Грядущем — и в этом ультимативное качество субботы. И все едино.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?