Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Цель творения, Цдака, Душа, Милосердие, Магид из Дубно, Еврейская притча
«Любимы сыновья Израиля, названные сыновьями Г-спода;
особая любовь была явлена им тем, что им сообщено: вы названы сыновьями Г-спода,
как сказано: “Сыновья вы Г-споду, Б-гу вашему…” (Дварим 14:1)»
(Авот 3:18).
Что такое живой человек и чем является мир? Сказали наши мудрецы: «Нет ни одной травинки внизу, над которой не было бы ангела в Небесах, который охраняет ее, бьет ее и говорит ей: расти!»[1] А человек прохаживается по десяткам тысяч травинок в полном спокойствии духа и с легкостью их топчет, устраивается на них так, как ему захочется, и совершенно не чувствует, что попирает ногами вершины мудрости: ведь под его стопами оказывается то, что составляет цель ангелов служения — созданных только для того, чтобы вырастить каждую маленькую травинку…
Сколь вознесенным должен ощущать себя человек, когда он выходит на просторы Творения и понимает, что мириады ангелов служения сотворены лишь ради него! Тогда его сердце преисполнится ощущения великолепия святости и благодарности за весь почет, который ему оказан, за небосвод, распростертый над его головой ради его славы, за землю, покрытую мягкой и шелковистой зеленой травой, за чистый и прозрачный воздух, приготовленный ему для дыхания. Как же люди осмеливаются войти в этот шатер святости в загрязненных ботинках и в запятнанной одежде?
Велик дух человека, возвышенна его душа — невообразимо высока — настолько, что невозможно себе и представить. Она — «образ Б-га», часть Б-га свыше. И сколь вознесен источник всех душ — столь же почитаема и каждая отдельная душа.
Тора повелевает нам оказывать милосердие людям, поскольку в самой глубине души есть основа, позволяющая ощутить недостаток. божественная мудрость проникает в глубины сердец людей и их чувства и определяет милосердию такое место, к какому человеческий разум даже не может приблизиться. Именно такое милосердие мы находим у наших святых праотцов, которые исполняли всю Тору еще до ее дарования. Всевышний любит человека, сотворив его по «Своему образу», нет предела величию души и множеству ее потребностей. Поэтому человек должен глубоко постичь тайны души ближнего, искать в ней скрытые нужды и приложить все силы для их удовлетворения. Он обязан стряхнуть толстый налет грязи, образовавшийся на ней из-за различных жизненных перипетий и под влиянием упрощенной и приниженной жизни его окружения. Это огромная работа — раскрыть сокровенные тайны, и только опытный педагог может обнаружить клады, скрытые иногда под многовековыми наслоениями.
Такая история однажды произошла с Магидом из Дубно: «Как-то он собирал пожертвования для бедных и пришел к одному богачу, который захотел отделаться от него несущественной суммой денег. Когда Магид мягко намекнул ему, что не пристало так поступать богатому человеку, и что другие, беднее его, дали значительно больше, богач ответил: “Может быть, это и верно, но я завещал после своей смерти крупную сумму на бедных”.
На это Магид ответил: “Крестьяне выращивают кур и свиней. Курица несет по маленькому яйцу в день, а свинья дает много мяса. Несмотря на это, все любят кур, даже позволяют им прыгать по комнатам своих домов, а свинье отводят место подальше. Что есть такого в свинье, что от нее держатся на расстоянии, несмотря на большую выгоду, которую она приносит? Послушай, я скажу тебе: курица дает то, что y нее есть, хотя это и не большое богатство, сразу и каждый день, а свинья, наоборот, дает много, но только после смерти”».
[1] Мидраш Берешит Раба, гл. 10.
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»