Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Как-то он со­бирал пожертвования для бедных и пришел к одному богачу, который захотел отделаться от него несущественной суммой денег...

«Любимы сыновья Израиля, названные сыновьями Г-спода;
особая любовь была явлена им тем, что им сообщено: вы названы сыновьями Г-спода,
как сказано: “Сыновья вы Г-споду, Б-гу вашему…” (Дварим 14:1)»
(Авот 3:18).

Что такое живой человек и чем является мир? Сказали наши мудре­цы: «Нет ни одной травинки внизу, над которой не было бы ангела в Небесах, который охраняет ее, бьет ее и говорит ей: расти!»[1] А человек прохаживается по десяткам тысяч травинок в полном спокойствии духа и с легкостью их топчет, устраивается на них так, как ему захочется, и совершенно не чувствует, что попирает ногами вершины мудрости: ведь под его стопами оказывается то, что составляет цель ангелов слу­жения — созданных только для того, чтобы вырастить каждую малень­кую травинку…

Сколь вознесенным должен ощущать себя человек, когда он выходит на просторы Творения и понимает, что мириады ангелов служения сотво­рены лишь ради него! Тогда его сердце преисполнится ощущения вели­колепия святости и благодарности за весь почет, который ему оказан, за небосвод, распростертый над его головой ради его славы, за землю, покрытую мягкой и шелковистой зеленой травой, за чистый и прозрач­ный воздух, приготовленный ему для дыхания. Как же люди осмелива­ются войти в этот шатер святости в загрязненных ботинках и в запят­нанной одежде?

Велик дух человека, возвышенна его душа — невообразимо высока — на­столько, что невозможно себе и представить. Она — «образ Б-га», часть Б-га свыше. И сколь вознесен источник всех душ — столь же почитаема и каждая отдельная душа.

Тора повелевает нам оказывать милосердие людям, поскольку в самой глубине души есть основа, позволяющая ощутить недостаток. боже­ственная мудрость проникает в глубины сердец людей и их чувства и определяет милосердию такое место, к какому человеческий разум даже не может приблизиться. Именно такое милосердие мы находим у наших святых праотцов, которые исполняли всю Тору еще до ее дарования. Всевышний любит человека, сотворив его по «Своему образу», нет пре­дела величию души и множеству ее потребностей. Поэтому человек должен глубоко постичь тайны души ближнего, искать в ней скрытые нужды и приложить все силы для их удовлетворения. Он обязан стрях­нуть толстый налет грязи, образовавшийся на ней из-за различных жизненных перипетий и под влиянием упрощенной и приниженной жизни его окружения. Это огромная работа — раскрыть сокровенные тайны, и только опытный педагог может обнаружить клады, скрытые иногда под многовековыми наслоениями.

Такая история однажды произошла с Магидом из Дубно: «Как-то он со­бирал пожертвования для бедных и пришел к одному богачу, который захотел отделаться от него несущественной суммой денег. Когда Магид мягко намекнул ему, что не пристало так поступать богатому челове­ку, и что другие, беднее его, дали значительно больше, богач ответил: “Может быть, это и верно, но я завещал после своей смерти крупную сумму на бедных”.

На это Магид ответил: “Крестьяне выращивают кур и свиней. Курица несет по маленькому яйцу в день, а свинья дает много мяса. Несмотря на это, все любят кур, даже позволяют им прыгать по комнатам своих домов, а свинье отводят место подальше. Что есть такого в свинье, что от нее держатся на расстоянии, несмотря на большую выгоду, которую она приносит? Послушай, я скажу тебе: курица дает то, что y нее есть, хотя это и не большое богатство, сразу и каждый день, а свинья, наобо­рот, дает много, но только после смерти”».


[1] Мидраш Берешит Раба, гл. 10.

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.